Заправские метания Минфина: остановится ли рост цен на бензин

Чиновники придумали новую формулу демпфирующего механизма
фото KONKURENT |  Заправские метания Минфина: остановится ли рост цен на бензин
фото KONKURENT

Новые параметры демпфирующего механизма, сдерживающего рост цен на бензин, должны остановить его подорожание на АЗС. Но сомнения вызывает эффективность демпфера в долгосрочном периоде, а также разнятся оценки его влияния на всю нефтяную отрасль.

Новая формула согласована Минфином и Минэнерго. Поправки в Налоговый кодекс внесены на рассмотрение в правительство. Механизм работает в обе стороны: бюджет доплачивает нефтяным компаниям, поставляющим топливо на внутренний рынок, в случае высоких мировых цен на топливо, компенсируя их потери от ограничения экспорта, и наоборот – изымает часть доходов, когда работа на внутренний рынок выгоднее.

С 1 мая базовую цену бензина, при превышении которой выплаты начинают идти из бюджета нефтеперерабатывающим компаниям, планируют снизить на 4 тыс. рублей до 52,3 тыс. руб. за тонну.

По оценке Минфина, при предлагаемой корректировке демпфера дополнительные расходы бюджета составят 350 млрд руб. в 2021–2023 гг. Половина будет компенсирована за счет увеличения налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) на нефть.

Надбавка за демпфер увеличится по истечении одного месяца со дня официального опубликования закона и не ранее 1-го числа очередного налогового периода. Поскольку поправки еще не приняты, можно предположить, что НДПИ для нефтяных компаний вырастет с 1 июня этого года, если только не будет принято отдельного решения об одновременном изменении демпфера и надбавки за него с 1 мая.

Повышение НДПИ не отразится на экономике нефтепереработки, считает старший консультант VYGON Consulting Евгений Тыртов. Но он уточнил, что есть добывающие компании, у которых нет нефтепереработки. И они получат только увеличение НДПИ без каких-либо положительных эффектов от демпфера.

По мнению главы Фонда национальной энергетической безопасности Константина Симонова, рост НДПИ не может не отразиться и на рентабельности нефтепереработки ВИНК, поскольку для одних и тех же компаний увеличены и размер компенсации, и налоги.

«Пора уже признать, что рост цен на бензин в России связан в первую очередь с налогами», – говорит Симонов. А чтобы немного унять панику вокруг этого вопроса, стоит внятно объяснить, куда и на что они идут – сколько на ремонт дорог, сколько на строительство, сколько на социальные программы. И будет видно, насколько эффективно или наоборот эти средства используются, считает он.

Вполне вероятен сценарий, когда демпфер опять придется донастраивать. По мнению Тыртова, в случае ослабления курса рубля по отношению к доллару на 10–15% или при росте котировок российской нефти Urals выше 75 долларов за баррель может снова возникнуть дисбаланс между внутренними и экспортными ценами. Демпфер по бензину и дизельному топливу компенсирует только 68% и 65%, соответственно, от разницы внутренних и внешних цен. Поэтому с ростом внешних цен увеличивается некомпенсируемая часть.

Справедливая розничная цена 92-го бензина в России – 50,08 руб., заявило в начале апреля  Минэнерго. Держать цены почти на 10% ниже позволяет демпфер, подчеркнули в ведомстве, добавив, что «без вмешательства государства топливо бы стоило на 5,2 рубля дороже».

С начала 2021 г. бензин в России подорожал чуть больше чем на 1 руб., но до конца года он станет дороже еще на 6 руб., или на 14%. Об этом ранее главе правительства Михаилу Мишустину написали представители Независимого топливного союза (НТС). По мнению продавцов бензина, рост цен на топливо в 2,5 раза опередит текущую инфляцию, но будет способствовать ее разгону.

Читайте Konkurent.ru в
Яндекс Новости - KONKURENT.RU Google Новости - KONKURENT.RU
Самые свежие материалы от KONKURENT.RU - с прямой доставкой в Telegram
Комментарии (0)
Отправляя комментарий, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности.
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ
Mediametrics