2021-09-03T12:00:58+10:00 2021-09-03T12:00:58+10:00

Удар по деловым коммуникациям? Поведенческие особенности в коронавирус

Когда система «сотрудник –в офисе» в 2020 г. пошатнулась, не только сами сотрудники были в какой-то степени дезориентированы, но многие работодатели встали перед дилеммой, задаваясь вопросом Чернышевского «Что делать?».

Наш офис во Владивостоке наполовину пустой. При этом эффективность работы наших сотрудников сложно ставить под сомнение, так как мы судим о результатах не по количеству проведенного на рабочем месте времени человека, а исходя из цифр прибыли, которую он приносит. Мы работаем по всей территории России.

У нас есть сотрудники и клиенты в Перми и в Краснодаре, но общение с ними отлично сводится к Zoom или Skype. Ежедневная живая коммуникация здесь просто лишняя.

В крупных городах люди давно привыкли работать через технологические приспособления и экономить свое время. Так как я сам уроженец Дальнего Востока, но проживаю сейчас в Санкт-Петербурге, то имею прекрасную возможность сравнить взаимодействие людей там и тут. Менталитет дальневосточников таков, что клиенты готовы даже из Хабаровска к нам вылететь, потратить деньги и время, только бы встреча прошла лично.

В период пандемии многие сотрудники компаний с большим трудом адаптировались к новым условиям работы онлайн. Некоторые так и не смогли пройти этот путь до конца. У нас есть сотрудник, который не смог перестроиться, походил к психологу и в итоге уволился.

У некоторых на удаленке начала резко падать продуктивность. И в таких ситуациях меня как руководителя мало интересует, почему так происходит и что на это повлияло – пандемия или другие факторы. Меня интересует другое: как именно я могу повлиять на эту ситуацию. Каждому нанимать психолога – это как обрезком тапка затыкать дыру в корабле. Нужно разворачивать системы, повышающие эффективность работы всего коллектива.

Что предприняли мы? Каждое утро у нас была онлайн-планерка «на завтра». Мы максимально расширяли общение с сотрудниками, устраивали совместные обеды, опять же онлайн, создали регламенты проведения селекторных совещаний. Одним словом, объединили людей через призму удаленного контакта. Упрощали условия для перемещения сотрудников в «новую реальность». Развивали и приветствовали неформальное общение в рамках «кто какое кино смотрел, какую книгу читал» и так далее.

На такую форму коммуникации перешли многие крупные компании. Что происходит, когда твой сотрудник начинает хуже работать? Ты как бизнесмен теряешь деньги. Одной из причин снижения работоспособности может быть, например, неудобное рабочее место. Простое офисное кресло стоит в пределах 8 тыс. рублей. Купи ты ему это кресло, создай комфортные условия для работы, и вместо потерь получишь прибыль.

В коронавирус мы наблюдаем определенную корреляцию поведенческих особенностей сотрудников различных компаний с доходами этих компаний. Одно дело привычный мир «рабочего планктона», с их обычным времяпрепровождением за мониторами, в курилках, у кофемашины. Другое дело – наступившая новая реальность, уход в плоскость дистанцирования, работа на удалении.

При этом давно понятно, что эффективность бизнеса никак не взаимосвязана с наличием офиса как такового, а, соответственно, коллектив, работающий офлайн от «звонка до звонка», в большинстве случаев не может стать залогом успеха компании. По сути, коммуникативные процессы как внутри коллектива, так и в части внешних связей – будь то партнеры или клиенты – уже не первый год выходят на качественно новый уровень. Технологии Интернета можно и нужно применять как важный бонус в работе, а не дополнительное приложение к ней. Любой фактический и практический вопрос сегодня решается при помощи видеосвязи и телефона, что существенно экономит время как исполнителя, так и заказчика.

Важно, особенно в продажах, понимать, что человек вряд ли предпочтет личную поездку для предварительного ознакомления с оборудованием контакту онлайн. Клиент приедет в офис уже только затем, чтобы обсудить конечный вариант поставки и заключить контракт. В этом отношении пандемия дала даже толчок компаниям, особенно тем, которые продолжали работать на «холодных прозвонах».

Но существует еще и достаточно высокой плотности прослойка клиентов, которые предпочитают обсуждать деловые вопросы исключительно при личной встрече. При этом для них расстояние не имеет значения. И даже когда пытаешься объяснить, что находимся территориально в другом регионе, слова не имеют весомого значения. Думаю, что чем меньше город, тем больше людей заточены под живое общение.

Например, в Санкт-Петербурге представители крупного бизнеса не только не напрягаются по поводу обсуждения текущих вопросов в онлайн-пространстве, но именно так и ведут дела. Ведь один из самых ценных ресурсов современного мира – время, которое, как известно, деньги. Ехать на личную встречу занимает много времени, это неэффективно.

В небольших городах, подобных Владивостоку, все в точности до наоборот. Нередко приходится сталкиваться с мнением клиентов, что «только наличие постоянного офиса подтверждает постоянный доход, солидность и стабильность организации». Такую логику мышления я понимаю, но вынужден признать, что подобный подход – это позавчерашний век.

Ряд моих партнеров в России априори не имеет офиса, да это им и не нужно, ведь офис есть в другом ареале, например, в Нью-Йорке. Сказать такому человеку: «Ха, нет офиса, значит, нет доходов», – по меньшей мере странно. Ибо как раз доходы у него в валюте и в таких объемах, какие многим бизнесменам и не снилось.

Однако работать «по-старому» уже не получится, и для достижения успехов в бизнесе подход к коммуникации в коллективе необходимо менять в первую очередь. Хотя, наверное, в первую очередь нужно менять свое мышление, но это уже совсем другая история.

Самые свежие материалы от KONKURENT.RU - с прямой доставкой в Telegram
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ