2021-11-18T11:24:22+10:00 2021-11-18T11:24:22+10:00

TikTok: место для деградации или инструмент для заработка?

фото pixabay.com |  TikTok: место для деградации или инструмент для заработка?
фото pixabay.com

Слова «зависимость» и «социальные сети» уже стали синонимами в современном мире, но успех TikTok в вопросах привыкания просто феноменальный. Задуманное изначально как приложение для липсинга (синхронное открывание рта под играющую музыку), TikTok стал мультиплатформой для реализации самых смелых идей: от баттлов и скетчей до музыкальных клипов и бьюти-экспериментов. Чем смелее и оригинальнее контент, тем больше вероятность того, что творчество пользователя будет распространяться в массы. Как результат – TikTok стал самым скачиваемым приложением в мире, и даже приморский бизнес уже не остается в стороне. Но главные герои данной темы – молодые тиктокеры.

Формат для поколения Z

TikTok – сервис для создания и просмотра коротких видео, принадлежащий пекинской компании ByteDance. Международная версия была запущена в 2018 г., и с тех пор аудитория этого приложения превысила 1 млрд пользователей из 150 стран.

Компания Mediascope оценивает ежемесячную активную аудиторию TikTok в России на уровне 33,1 млн человек. 44% – пользователи в возрасте от 25 до 44 лет, 15% – 55 плюс.

19-летний выходец из тикток-дома Dream Team House Даня Милохин стал самым молодым в рейтинге успешных российских знаменитостей моложе 40 лет-2021 Forbes. За год он заработал $1,5 млн.

Тема легких денег засасывает. В текущем году платформа по работе с блогерами Perfluence и аналитическое агентство Research Me провели исследование, в ходе которого выяснилось, что «80% респондентов хотят бросить работу, чтобы стать блогерами». В этот «социально-сетевой рай» потянулись и многие жители Владивостока.

Хайп

В феврале 2021 г. открылся первый официальный в Приморье «ТикТок хаус» (Тиктокерский дом, TikTok House) VDK Team. Дом – это означает, что на одной территории работает команда блогеров в данном случае из 13 человек. Формирует контент, креативит, выходит в тренды. Самым младшим членам команды 16 лет, они не живут в хаусе из-за возрастных ограничений. Блогерам, которые могут там находиться круглые сутки, – от 20 лет. Такие сообщества на языке тиктокеров называются «семьей».

Основатель VDK Team Иван Юрченко рассказывает, что изначально его целью было создать общество по интересам, чтобы совместно развиваться в Instagram (12+) и TikTok.

«Рынок блогосферы на Дальнем Востоке достаточно скудный, и я давно мечтал собрать команду, которая будет общими усилиями создавать качественный продукт, делать хорошую рекламу и нести ответственность за результат. Одно время хотел объединить действующих блогеров, уже достигнувших какого-то эффекта, но это была не самая лучшая идея. Поэтому я пошел другим путем. Собрал команду, которая всего будет добиваться с нуля. В феврале мы начали работать и к сегодняшнему дню достигли охвата аудитории в TikTok около 5 млн человек. На Дальнем Востоке были попытки создать «ТикТок хаусы», но не знаю никого, кто бы добился таких результатов», – рассказывает Иван Юрченко.

По словам собеседника, в «семье» он снимает контент, мотивирует ребят, выступает продюсером, психологом и другом. Чтобы раскрутить «ТикТок дом», нужны организаторские способности и дисциплина, как в армии. Помимо общего контента, каждый член команды делает свой собственный. Тема может быть любой. Например, Николай Слыхов

(@zhenatnamarine) рассказывает о своей семейной жизни. Сегодня у него 1,5 млн подписчиков в TikTok и 351 тыс. подписчиков в Instagram.

Блогер как сериал

Иван Юрченко: «Блогером надо еще уметь быть. Часто человек достигает 5 тысяч подписчиков и начинает называть себя блогером, хотя по факту таковым не является. Дело даже не в подписчиках, а в самой подаче. Блогер должен рассказывать о своей жизни интересно, а главное – искренне. Точнее, своей жизни у него и вовсе нет. Он сам как сериал. При этом у него есть аудитория, которая ему доверяет, прислушивается и за которую он несет ответственность. С этой аудиторией он должен делиться как с другом, с дневником – только так можно оставаться популярным».

По словам собеседника, на съемки одного минутного ролика для TikTok может уйти и 4–8 часов в зависимости от сложности задачи. Допустим, если это видео о Владивостоке, нужно поездить по городу и правильно снять знаковые места. Но в основе всего лежит идея – времена, когда достаточно было покривляться на камеру, чтобы завоевать популярность, остались в прошлом.

Среди самых ранних трендов TikTok – танцы и липсинки. Танцующие зумеры на улицах Владивостока давно стали привычным явлением. Липсинк – это симуляция пения под какой-либо трек, когда ты просто открываешь рот и мимикой, языком тела показываешь разные эмоции. Есть еще челленджи – суть этого формата заключается в повторении каких-либо цикличных, вирусных действий или движений.

Новые тренды появляются постоянно. Блогеры их подхватывают и интерпретируют на свой манер. Так, ролики VDK Team на тему самого популярного сериала от Netflix «Игра в кальмара» с перетягиванием каната или игрой «Тише едешь, дальше будешь» собрали миллионные просмотры.

И, разумеется, в каждое видео можно зашить рекламу. Тиктокеры не любят говорить о своих доходах, но вариантов заработать немало. Не считая монетизации, которая приносит копейки, есть прямые эфиры, когда во время трансляций фолловеры могут покупать платные стикеры и отправлять блогеру.

Самый дорогой стикер стоит 6607 коинов (монеты TikTok) или 9490 рублей. Есть партнерские программы, когда блогер продвигает товары или услуги через личную реферальную ссылку, а потом получает деньги за каждого, кто по ней перешел и сделал покупку. Но самые большие доходы приносят рекламные контракты: съемки в брендовой одежде, обзоры, посещения мероприятий. Правда, на этом в основном могут заработать инфлюенсеры с количеством подписчиков от 50 тыс.

Хейт будет в любом случае

Иван Юрченко: «У всех очень разные доходы, но далеко не все блогеры зарабатывают. Представьте, какой большой это рынок, и конкуренция на нем растет с каждым днем. Если ты отличаешься чем-то, то зарабатываешь, если не отличаешься – наверное, проще пойти работать в офис».

Интересно, что согласно опросам Perfluence, 39% респондентов хотели бы зарабатывать на блоге не менее 100 тыс. руб. в месяц, 26% – не менее 200 тысяч рублей, 25% – от 500 тыс. до 1 млн руб. Только 10% опрошенных готовы довольствоваться скромным доходом 50 тыс. руб.

Иван Юрченко: «Проблема блогеров и, наверное, в целом поколения Z – это стандарты, которые задает блогосфера. Что надо жить богато, покупать «Ламборджини» и т. д. Эту проблему блогеры сами признают, но бороться с ней они не в силах. Сколько бы ты ни заработал, всегда будет мало, всегда найдутся более популярные и богатые. В этой гонке никогда не победить. Причем многим кажется, что красивую жизнь можно получить по щелчку пальцев, что, разумеется, иллюзия. Тот же Даня Милохин много работал, прежде чем чего-то достичь. Я и сам заблуждался, пока не начал всем этим заниматься».

Блогер – далеко не самая простая профессия. Нестабильность доходов и публичность – испытания, к которым готов далеко не каждый. Многие просто не справляются с ними и прерывают карьеру, даже если она развивалась успешно.

Иван Юрченко: «Некоторые люди просто не могут делиться своей жизнью, потому что это приносит им боль. Чтобы рассказывать о себе на публику, нужна моральная подготовка, так как хейт будет в любом случае.

И если ты не умеешь бороться с этим хейтом, как-то успокаивать самого себя, тебя это сломает точно. Представьте, какая ответственность лежит на человеке, который владеет аудиторией. Он может что-то сказать, люди ему поверят, а потом выяснится, что он ошибся, не так понял и дезинформировал своих подписчиков. Когда в компании ты неправильно укажешь дорогу, на тебя потом могут давить, а представьте, что такое, когда тебя обвиняют 100 тыс. человек».

Смысл спорить

Говоря о поколении Z в целом, собеседник отмечает, что оно мыслит более свободно. Если миллениалы в чем-то специально себя ограничивают, зумеры не подвержены такому количеству сдерживающих установок. Возможно, потому что еще не приобрели негативного жизненного опыта. Они не думают, что есть только один путь – выйти на работу в офис и делать карьеру, что нужно жить так, как сказали родители, находят возможности для творчества, занятий музыкой и хотят проживать свою жизнь. С одной стороны, это хорошо, ведь чем меньше ограничений, тем больше возможностей. С другой – и рисков тоже больше.

К вопросу о негативном влиянии соцсетей и клиповом сознании молодежи Иван Юрченко задает встречный вопрос: «А почему клиповое мышление – это плохо? Мне 26 лет. Сам я из сферы видеопродакшн и тоже мыслю картинками. Любая идея у меня в голове формируется через визуальный ряд, и я ее реализую, как вижу».

Мир меняется, заключает собеседник. В этом меняющемся мире делать качественный контент – самая настоящая работа, а блогер – вполне себе профессия.

Иван Юрченко: «Так же, например, и с киберспортом. Сейчас это направление активно развивается. Думаю, в будущем может появиться профессия киберспортсмена. Я понимаю, что старшее поколение привыкло к другому, и то, что происходит сейчас, для него немного необычно. Но мир меняется и будет меняться в будущем. Я тоже когда-нибудь буду чему-то удивляться и, возможно, даже говорить, что это ненормально. Нет смысла спорить».

Отметим, что после появления VDK Team о себе заявили и другие TikTok-проекты. Бывшие участники телешоу «ДОМ-2» объявили кастинг в мультимедийный дом @_primhouse. Пока у него небольшая аудитория чуть более 20 тысяч подписчиков. Представитель центра диджитал развития VIBE HOUSE Максим Штофаст заявил о запуске одноименного проекта в Хабаровске.

Хотя до запада нам еще далеко. В ведущие российские «ТикТок дома» вкладываются миллионные инвестиции, которые потом возвращаются через концерты, коллаборации с брендами и рекламу. Крупные игроки рынка – это полноценные продакшн-компании, куда входят копирайтеры, сценаристы, операторы, монтажеры, менеджеры по продажам, пиарщики и пр.

Можно задавать абсолютно любые тренды

Дальневосточные рекламодатели еще не распробовали TikTok, сообщают участники рынка. Это касается и брендов, и государственных структур. Хотя первые примеры уже есть. Губернатор Забайкальского края Александр Осипов набрал 12 тыс. подписчиков в TikTok. В соцсеть «залетел» уже аэропорт Владивостока, также Центр «Мой бизнес» в Приморье собирается осваивать новые виртуальные платформы.

«Соцсети для нас – это на данный момент основной канал коммуникации с предпринимателями. И TikTok мы рассматриваем тоже. Хотя инструмент новый, пока не до конца понятный», – рассказал директор приморского центра «Мой бизнес» Евгений Никифоров.

Появляется новая волна молодых предпринимателей – активных пользователей TikTok. Владелица маркетингового агентства – 20-летняя блогер Ангелина Авдиянц ценит эту платформу, помимо прочего, из соображений экономии. По ее словам, там, где продвижение в Instagram стоит более миллиона рублей, алгоритмы TikTok дают возможность бесплатного трафика.

Представитель агентства по рекламному сопровождению In motion – блогер Павел Бесталанный (@pasha_pringles, 236,6 тыс. подписчиков в TikTok) сам является блогером и состоит в группе тиктокеров.

Павел Бесталанный: «В TikTok сейчас больше востребована реклама через лидеров мнений – блогеров, а также набирает популярность таргетированная реклама для более крупных и серьезно настроенных компаний. Конечно, преобладает скорее молодежный контент, но в любом случае у каждого блогера своя аудитория – и по возрасту, и по интересам. Поэтому в TikTok также можно продавать любой товар или услугу. Главное, найти правильный подход. А уникальные алгоритмы дают возможность довольно быстро получить популярность и даже заявить о себе на весь мир».

Подобных примеров успеха немало. В 2020 г. известный американский тиктокер 420doggface208 опубликовал ролик, в котором он едет на лонгборде и пьет клюквенный сок Ocean Spray. Меньше чем за месяц видео набрало 45 млн просмотров.

Одним из успешных на российском рынке стал челлендж с рекламой снэков Cheetos, объявленный поп-исполнителем Егором Кридом. Видео собрало более миллиона просмотров.

Летом платформа запустила направление TikTok for Business, объединив все рекламные инструменты и решения для брендов и маркетологов.

Павел Бесталанный: «Если сравнивать с Instagram, в TikTok подход к контенту совершенно другой – более жизненный, близкий к повседневности любого человека. Тренды могут быть разные, но в основном новые идеи приходят из фильмов и сериалов. Так, например, нашумевший сериал «Игра в кальмара» стал главным хитом этого года. Запускать тренды может популярный блогер с большой аудиторией, аккаунт-миллионник или крупная компания, которая вложит в продвижение большие средства. Иногда бывает, что кто-то случайно становится трендмейкером».

По словам блогеров, далеко не все рекламодатели понимают, за что они платят. Многим кажется, что снимать ролики – легкая работа, и оплачиваться она должна соответствующе. Смущает потенциальных заказчиков и невозможность отслеживать статистику переходов так же точно, как в Instagram.

Иван Юрченко: «Чтобы раскачать свой канал в TikTok, нужно каждый день выкладывать минимум один ролик, да и то это будет очень медленный рост. В идеале нужно три ролика в день. Сами понимаете, какая это работа. Если блогер рекламирует какой-то бренд, то потребуется минимум два-три ролика».

Павел Бесталанный: «Сегодня мы сотрудничаем в том числе с государственными организациями, которые уже принимают TikTok во внимание. Платформа набирает обороты, и пока есть возможность зайти на нее с минимальными вложениями. Кстати, бывает так, что тот, у кого не получилось реализоваться в Instagram, выстреливает в TikTok».

Самые свежие материалы от KONKURENT.RU - с прямой доставкой в Telegram
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ