Отказавшись от собственных предложений, регулятор стал проводником идей крупнейших владельцев крабового бизнеса в ущерб интересам государства.
Предложения по проведению второго этапа распределения инвестиционных квот уже переданы в Минсельхоз. Об этом глава ФАР сообщил вице-премьеру Юрию Трутневу на совещании во Владивостоке. При этом в Росрыболовстве надеются, что на следующей неделе законопроект уже отправится на согласование с другими федеральными ведомствами. Эксперты считают, что глава ФАР преждевременно пошел на этот шаг в интересах собственников двух рыбных холдингов – «Антей» и «РРПК». Мнения руководителей регионов и представителей отраслевых общественных организаций, выступающих за то, что нужно дождаться итогов реализации первого инвестиционного этапа, были проигнорированы.
Стремление Ильи Шесткова как можно быстрее распределить валютоемкие биоресурсы обусловлено тем, что в ближайшие два года могут быть зафиксированы «провалы» в выполнении инвестиционных обязательств.
По мнению президента ВАРПЭ Германа Зверева, скорость строительства заявленных объектов инвестиций, если говорить о промысловых судах, сильно отстает от запланированной. Президент ВАРПЭ представил консолидированную позицию рыбаков, что обязательным условием обсуждения второго этапа должна быть объективная оценка результатов первого.
Глава регулятора, как чиновник, был обязан этот постулат об оценке эффективности первого этапа не только проверить, но и закрепить в разрабатываемых нормативных актах, регулирующих дальнейший механизм распределения квот. Оценка эффективности программы инвестиционных квот является защитой интересов государства.
Правда, Росрыболовство старается не только оттянуть подведение итогов первого этапа, но лоббирует схему, чтобы в будущем инвестиционная квота предоставлялась пользователям сразу, а не после сдачи в эксплуатацию объекта инвестиций. При этом еще несколько месяцев назад, выступая на ВЭФ и ПЭФ, при обсуждении второго этапа Илья Шестаков настаивал на том, что закреплять квоты необходимо только после того, как суда (объекты инвестиций) будут сданы в эксплуатацию. Теперь он «забыл» о своих предложениях и предлагает то, что выгодно всего нескольким компаниям. Обосновывает свою позицию регулятор тем, что краболовный бизнес построит к 2025 г. 41 судно без изменения сроков строительства.
Именно на успешное строительство краболовов делает ставку Росрыболовство, так как строительство супертраулеров и среднетоннажных тральщиков пока не укладывается в графики. Но по рыбным объектам государство наделит компании инвестиционными квотами только после того, как они суда сдадут в эксплуатацию. А вот крабовые квоты компании получают и используют сразу, так как на выполнение инвестиционных обязательств им отведено пять лет.
Однако оптимизм Росрыболовства в отношении строительства краболовного флота не обоснован графиками строительства. Если посмотреть на промежуточные результаты строительства краболовов, то становится понятно, что к назначенному сроку часть судов со стапелей не сойдет.
На совещании во Владивостоке чиновники не стали разбираться с каждым заказчиком краболовов. Но, по словам Юрия Трутнева, будет отдельное совещание, на котором каждый крабовый инвестор получит по «заслугам».
Тем не менее определенный судостроительный тренд уже прорисовывается. Хотя большинство компаний не публикуют новости о том, в какой стадии находятся их проекты, информацию о реализации крабовых судостроительных проектов отдельные верфи частично открывают.
Так, в портфеле «Восточной верфи» (г. Владивосток) шесть краболовов проектов 03141 и 03140. Предназначение – добыча живого краба и производство готовой продукции соответственно. Четыре судна будут переданы группе компаний Sigma Marine Technology: по два краболова для ООО «Север» и ООО «Дальневосточное побережье». Краболов «Охотск» уже на промысле. Еще одно судно строится по заказу компании-резидента СПВ ООО «Восход». Проектант судов – СК «Викинг». Еще один контракт верфь подписала с ООО «Амуррыбпром», для этой компании верфь строит судно для промысла глубоководного краба. Компания «Амуррыбпром» приобрела всего один лот на право ловить глубоководный краб, и сдача судна у нее в 2025 г. Однако работы по строительству судна уже начались. «Проект уже готов, и компания начинает переводить первые платежи, чтобы завод начал приобретать металл для корпуса судна, – рассказали в компании «Амуррыбпром».
Через 19 месяцев после начала строительства восьми краболовных судов «Находкинский судоремонтный завод» завершил формирование первых трех корпусов проекта Сса5712LS и сегодня выполнил перекатку первого из сформированных корпусов на достроечный стапель.
«Для нас критически важно исполнить заказ на строительство краболовных судов в кратчайшие сроки, с опережением согласованных графиков. Мы понимаем острую потребность наших заказчиков в скорейшем выводе на промысел высокоэффективных судов, оснащенных самым современным оборудованием», – комментирует директор по судостроению АО НСРЗ Владимир Наумчак.
В отличие от коллег из Владивостока судостроители Находки еще не спустили на воду ни одного краболова, но заказчики судов надеются, что верфь свои обязательства перед ними выполнит в запланированные сроки. Проектантом для краболовов выступила всем известная DAMEN, заказчиком – группа компаний «Антей».
На Хабаровском судостроительном заводе продолжают строить два краболова по проекту 03141. Контракт на строительство судов с компанией ООО «Маг-Си Интернешнл» был подписан 15 января 2020 г. На сегодняшний день корпуса обоих судов сформированы, фундаменты под основное оборудование установлены. Для головного краболова оборудование поставлено на 80%.
Ожидалось, что на первом судне монтаж двигателя начнется осенью, на втором – в конце текущего года или даже в начале следующего. Однако пока нет официальной информации, что двигатели прибыли на завод. Тем не менее в планах верфи оптимистично завершить строительство обоих судов в 2023 г.
Однако многие крабовые компании проигнорировали дальневосточные верфи и решили строить траулеры на верфях в центральной России. И здесь выяснилось, что дальневосточные верфи заведомо получили «подставу» от определенных компаний. Заказчики судов формально запросили предприятия Дальневосточного региона о сроках и ценах, но, как выяснилось потом, отправленные запросы в дальневосточные верфи отличались от тех запросов, которые были переданы на судостроительные заводы в центральной части страны.
Так, компания «Тефида» запросила верфи дальневосточного региона о возможности строительства судов дедвейтом 700 тонн, а разместила заказ на Окской судоверфи на суда дедвейтом 445 тонн. Было ли это нарушением нормативной базы или нет, должна решить прокуратура, которая по результатам проверки выявила увеличение дедвейта для верфей ДФО.
Но реальное строительство судов «Тефида», купившая на аукционе право добывать более 4 тыс. тонн глубоководного краба, не ведет. Как пояснил KONKURENT.RU директор АО «Окская судоверфь» Владимир Куликов, в апреле 2021 г. было подписано четыре судостроительных контракта с ЗАО «Тефида» на строительство краболовных судов проекта КСП05Т. Однако на заводе даже пока нет проекта, он только разрабатывается проектантом – «Морским инженерным бюро».
Когда проектант представит проект на верфь и «Тефида» начнет оплачивать постройку своих четырех траулеров, не знает никто. В «Морском инженерном бюро» рассказали, что с компанией «Тефида» не заключен даже договор на проектирование. «По краболовам «Тефиды» у нас есть лишь эскиз, это несколько картинок. Настоящий проект будем делать, когда заключим договор, но пока этого договора у нас нет. Есть лишь проект договора на проектирование, который мы пытается согласовать», – утверждают представители проектанта.
Судостроители к отсутствию проекта относятся весьма настороженно, но громких заявлений о расторжении еще не делают. Официально судостроительные контракты пока еще действующие. «Финансирование проекта будет осуществляться в соответствии с согласованным графиком», – отмечают представители завода в ответе на запрос редакции. В то же время, по информации от потенциальных заказчиков сухогрузов, верфь рассматривает возможность отказа от сотрудничества с компанией из Приморья по причине отсутствия финансирования и предоставления проекта.
Почему краболовная компания не заключила даже договор на проектирование – сложно сказать. Почти год она использует инвестиционные квоты, причем в весьма приличном объеме – более 4 500 тонн крабов – но при этом денег на финансирование своих инвестиционных обязательств не находит. А ведь все их коллеги по цеху, имеющие инвестиционные обременения, приступили к строительству судов практически сразу после того, как их наделили квотами.
Та же Окская судоверфь строит три краболова-процессора по проекту 5712Р компании DAMEN для группы компаний «Русский краб». Закладка киля головного судна состоялась 18 марта 2021 г. Первый процессор планируется отдать заказчику и ввести в эксплуатацию в 2023 г.
Онежский судостроительно-судоремонтный завод также по заказу ГК «Русский краб» занимается строительством серии краболовов из семи судов проекта 5712LS (разрабатывается компанией «Даймен Инжиниринг», г. Санкт-Петербург). Предназначение – вылов и перевозка живого краба. Здесь дошли до установки японского главного двигателя в корпус головного судна, заложенного в июне 2020 г. Также на разных этапах готовности ведется строительство второго и третьего краболовов: второй заложен 1 декабря 2020 г., третий 2 февраля 2021 г.
Судостроительный завод «Пелла» строит два краболова проекта 03070 по заказу дальневосточной промысловой компании «Островной-Краб» (Сахалинская область). Проект уникален тем, что разработан конструкторским отделом самого завода на базе ярусолова. Актуальной информации об этапах строительства нет.
Когда состоится анонсированное Юрием Трутневым совещание по выполнению крабовым бизнесом своих инвестиционных обязательств, пока не ясно. По факту из 41 краболова только два находятся на воде и только один находится на промысле.