2021-12-29T11:30:22+10:00 2021-12-29T11:30:22+10:00

Ценовое ралли–2021. Почему все дорожает

primpress.ru |  Ценовое ралли–2021. Почему все дорожает
primpress.ru

ЦБ фиксирует: годовая инфляция в России выросла до 8,4%. Таких показателей россияне не видели с 2016 г. Как же это случилось?

Нынешний сравнительно высокий рост цен вызван сочетанием сразу нескольких факторов, и большинство из них так или иначе связаны с пандемией, пишет деловой еженедельник «Конкурент».

Основная причина

Когда локдауны жестко остановили мировую экономику, и Россия, и другие государства направили силы на антикризисную поддержку бизнеса, населения и на стимулирование потребительского спроса. Так, по оценке Международного валютного фонда (МВФ), общий объем бюджетной поддержки по всему миру достиг $ 16 трлн. В России общая стоимость антикризисных мер в 2020 г. составила 4,5% ВВП, то есть около 5 трлн руб. И это все еще сравнительно скромные объемы, отмечают эксперты, – в развитых странах в экономики власти вкачали триллионы долларов. Таким образом, уже к лету прошлого года у людей появились деньги, которые они готовы были тратить. Но чтобы перезапустить вставшее производство, требуется больше времени, и оно не смогло так же быстро восстановиться и удовлетворить спрос.

Население продемонстрировало рост спроса на продукцию отдельных секторов. Во-первых, это маски, лекарства и медицинские средства. Во-вторых, компьютеры и все, что с ними связано. Ведь люди оказались заперты дома, и им понадобилось наладить рабочий процесс на «удаленке». Также они обратили внимание на домашние дела, которые раньше не были в приоритете, и занялись ремонтом и обновлением бытовой техники. Результат – резкий рост спроса на холодильники, стиральные машины, мебель и стройматериалы. А когда резко растет спрос на продукцию и услуги ряда отраслей, то цены тоже поначалу растут.

Конечно, вслед за ними может расти и предложение, но предложение все еще не поспевает за растущим спросом. Экономист Елена Бережнова: «Производители повышают цены, чтобы как-то компенсировать свои затраты. Причем часто рост цен происходит необоснованно, и если мы посмотрим на курсы валют, а это один из главных факторов, формирующих ценообразование, то увидим, что хотя и были небольшие колебания, в целом они мало изменились за 2021 г. Но цены росли рекордными темпами.

Кроме того, несмотря на то что второй год Дальневосточный регион остается лидером по привлечению инвестиций, с точки зрения экономики это не дает почти никакого эффекта, потому что новые производства практически не открываются, а на действующих предприятиях отмечается спад».

Другие факторы

Другая причина – произошло изменение структуры потребительского спроса из-за сокращения предложения. Люди стали потреблять меньше услуг и больше товаров. Например, резко уменьшился объем услуг выездного туризма, который полностью не восстановился до сих пор. Также сократилось производство услуг для физических лиц, резко снизилось предоставление услуг общественного питания.

Снижение предложения услуг привело к тому, что у части населения сформировались вынужденные сбережения. Скажем, люди собирались летом поехать отдыхать, но планы не реализовались, и у них остались выделенные на этот отдых средства. В масштабах домашнего хозяйства это, как правило, довольно серьезная сумма. В масштабах всей страны за время кризиса такие «вынужденные накопления» соответствуют нескольким процентам годового объема розничного товарооборота. И это только за счет выездного туризма.

Плюс были и другие источники для формирования денежного навеса. Например, многие из тех, кто во время самоизоляции работал дома, заметили, что у них уменьшились расходы, связанные с получением дохода.

Это траты на транспорт, на питание вне дома, на одежду и т. п. – все то, что требуется, чтобы добраться на работу и обратно. И эти средства остались у людей непотраченными.

Еще одна причина – кризис поставок. Пандемия – шок неэкономической природы, который нарушил производственно-логистические цепочки. Мировая экономика столкнулась с кризисом контейнерных перевозок, когда контейнеры оказались на одной стороне океана, а продукция – на другой.

А высокий спрос + ограниченное предложение = цены растут. Но высокий спрос + ограниченное предложение + задержки производства = цены растут еще быстрее.

В сфере транспортных услуг рост цен оценивается от 50 до 150% в зависимости от направления и вида товара. Исполнительный директор розничной сети «Шамса» (ООО «Шамса-Холдинг») Андрей Солониченко рассказывает, что, если в прошлом году доставить на Камчатку контейнер с корейскими мандаринами стоило 3 тысячи долларов, сегодня это будет стоить 10 тыс. долларов. Соответственно, цены в рознице поднялись со 180 до 250 руб. по отношению к прошлому году.

«Мы не будем закупать аргентинскую говядину, так как из-за роста цен придется продавать ее не по 500, а по 700 руб. за кг. Это оттолкнет потребителя», – сообщил предприниматель Антон Климов.

Что в итоге?

Рекордный рост цен на товары и услуги привел к неочевидным последствиям в Приморье. На продуктовом рынке, по словам его участников, ценники переписываются «каждый день». Никогда не знаешь, какой прайс выдвинут поставщики в следующий раз.

С начала года стоимость продуктов питания в среднем увеличилась на 30%, сообщают предприниматели. Помимо логистической составляющей на рынок влияют такие неочевидные факторы, как маркировка товаров и особенности налогообложения транспортных компаний. Из-за невозможности прогнозировать цен­образование хозяйствующие субъекты столкнулись с проблемами в применении патента.

Предприниматель Лариса Бутенко: «По патенту доходы от реализации товаров с начала календарного года не должны превышать 60 млн рублей. К сожалению, из-за взрывного роста цен некоторые предприятия уже не укладываются в эту сумму и выпадают из налогового режима. Если им придется перейти на упрощенную систему налогообложения, налоговая нагрузка значительно вырастет – по УСН 6% придется платить порядка 3,6 млн с дохода чуть больше 60 млн рублей. Это о том, к каким неочевидным последствиям может привести ценовое ралли».

Рекордный рост цен в этом году отмечают представители авторынка. По данным «Автостата», средневзвешенная цена нового легкового автомобиля в России за 10 месяцев 2021 г. выросла на 23%, а если сравнивать с 2014 г., то и вовсе на 107%. Среди причин эксперты называют перебои в поставках электронных компонентов и новый порядок выдачи ПТС на праворульные авто.

Руководитель компании CarWin Дмитрий Забора: «Цены пошли в рост, начиная с самого начала этого года, даже на отправку в регионы прайсы переписывались 9 или 10 раз, в январе мы отправляли легковую машину в Краснодар за 60–65 тыс. руб., а сейчас уже за 90–95 тыс. руб. В течение года выросли все накладные расходы, от услуг таможенного оформления до фрахта и стоянки в Японии. А еще на фоне ажиотажного спроса на правый руль примерно с середины лета начали расти цены и на автомобили на японских аукционах».

Автодилеры сообщают о дефиците автомобилей и перебоях в поставках товара. В компании «Сумотори-Авто» отметили, что именно дефицит комплектующих является основной причиной роста цен.

Дмитрий Забора: «Конечно, новые автомобили выросли в цене, их почти нет в наличии, только на заказ с большими сроками. На вторичном рынке ситуация не лучше – цены поднялись, а качество машин с пробегом лучше не стало, в кризис многие экономят на обслуживании и ремонте своих «железных коней». Соответственно, что делать? Возвращаться к правому рулю. Отсюда повышенный спрос и эшелоны праворульных авто, которые в транспортных компаниях ждут отправки на запад России. Думаю, пока эта тенденция будет сохраняться, потому что альтернативы правому рулю сегодня в принципе нет, особенно в сегменте семейных микроавтобусов и гибридов».

Собеседник приводит живой пример: «Хендай Крета» от местного дилера выставлена на продажу в максимальной комплектации за 2,5 млн руб. Это маленькая машинка с двухлитровым двигателем далеко не самого высокого класса, которая еще полтора года назад стоила не больше 1,3–1,4 млн руб., а с дальневосточной скидкой в 25% и еще меньше.

Дмитрий Забора: «Что в эти деньги можно взять из Японии? Toyota Harrier, Honda CR-V последнего поколения или даже люксовый микроавтобус Toyota Alphard. Как говорится, почувствуйте разницу. Недавно звонил клиент, говорит, у дилера в Санкт-Петербурге Toyota Land Cruiser Prado стоит от 5 млн руб. плюс 800 тыс. накрутка дилера, спрашивал, сколько такой выйдет из Японии. А точно такой же автомобиль в Японии, но с пробегом 30–40 тыс. км, обойдется в 3,2–3,4 млн руб. Поэтому многие автолюбители обратили свое внимание на аукционы».

Что дальше?

В России нынешний всплеск инфляции не первый за последние годы. И в 2015–2017 гг. Центробанк с помощью ужесточения денежно-кредитной политики успешно возвращал ее к целевым 4%. Собственно, весь 2021 г. регулятор делает то же самое. По итогам заседания 17 декабря Совет директоров Банка России повысил ключевую ставку сразу на 100 б. п. – до 8,5%.

Максим Петроневич, старший экономист аналитического управления «Открытие Research» банка «Открытие»: «Нельзя не согласиться с тезисом Банка России о том, что месячные темпы роста базовой инфляции с исключением сезонности и даже всплеска цен на путевки в Турцию (55%) находятся на максимальных уровнях, превысив в ноябре 0,9% м/м, что является максимумом с начала 2015 г. В то же время основное ускорение происходит под воздействием роста цен на продовольствие, который в наименьшей степени зависит от действий регулятора.

Динамика цен на непродовольственные товары и услуги с исключением регулируемых товаров (ЖКХ, бензин, транспорт, услуги образования и др.), в отношении которых политика Банка России максимально эффективна, наоборот, находятся на самом низком уровне с апреля, а в годовом выражении, достигнув уровня 6,8%, практически перестали расти, как и основной индекс инфляции.

Увеличение годовых темпов инфляции в ноябре-декабре замедлилось. Безусловно, наблюдаемое замедление недельных темпов инфляции временно, поскольку происходит под влиянием коррекции цен на путевки в Турцию. За две недели декабря цены полностью отыграли этот рост, поэтому в оставшееся до Нового года время инфляция должна разогнаться до более привычных 0,2–0,3% в неделю с учетом сезонности.

Однако инфляция за первые 13 дней декабря составила всего 0,12% по сравнению с 0,83% в декабре 2020 г., и с учетом этого фактора по итогам 2021 г. можно ожидать ее замедления до уровня 8,2–8,3%. Это ниже 8,4% по итогам ноября и лишь незначительно выше расчетного показателя уровня инфляции на момент предыдущего заседания Банка России (7,8%) или 8,1% на конец октября.

И хотя новый уровень ставки выше верхней границы действующего уровня средней ключевой ставки на 2022 г. (7,3–8,3%), Банк России не предоставил рынку нового ориентира. Прогноз инфляции на конец 2022 г. не претерпел изменений, оставшись на уровне 4–4,5%. Банк России в своем пресс-релизе сохранил тезис о том, что уровень ставок может быть повышен вновь. С учетом того, что ключевая ставка в реальном выражении стала положительной, в отсутствие новых вводных от регулятора можно предположить, что ее будущий рост должен перестать существенно опережать изменение годовых темпов инфляции.

В то же время ее текущие месячные темпы с устранением сезонности и действия разовых факторов сейчас ускорились до 0,9–1% м/м в месяц, или более 11% в годовом эквиваленте. Учитывая продолжающийся рост мировых цен на продовольствие, в случае сохранения данной тенденции повышение ключевой ставки до двузначных уровней более не представляется чем-то невозможным.

Нельзя исключать сценарии снижения мировых цен под влиянием смягчения ситуации с коронавирусом, улучшения урожая, ужесточения монетарной политики в развитых странах. Так уже было в 2011 и 2014 г., причем после последнего пика в 2014 г. мировые цены на продовольствие снижались в течение 5 лет. В этом случае в 2022 г. величина ключевой ставки будет определяться динамикой инфляции, инфляционных ожиданий и ставок ОФЗ. Оба параметра, несмотря на существенную неопределенность, обладают существенным потенциалом к снижению».

Самые свежие материалы от KONKURENT.RU - с прямой доставкой в Telegram
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ