Закрытие границ нанесло туристической отрасли Приморского края мощный, но достаточно короткий удар. Оправившись от потрясения, все выжившие при первой волне локдауна игроки рынка стремительно перестроились на внутренний туризм. И теперь открывают бронь в первых числах января.
По данным краевого агентства по туризму, Приморский край в прошлом году посетило более 1 млн туристов. Рост турпотока показал почти двукратное увеличение по сравнению с 2020 г.
Елена Терещенко, администратор апартаментов «Семь бухт» (с. Витязь): «В прошлом году у нас дела стали идти очень хорошо. Наша база отдыха была заполнена отдыхающими на 100%. Такое количество туристов бухта «Витязь» не видела никогда. Хоть мы и рассчитаны на зимний период, но зимой пока не работаем, ждем открытия горнолыжки. Отмечу интересный тренд: в том году к нам активно приезжали люди не только в сезон, но и в межсезонье. Было много гостей осенью. В этом году тоже много желающих. После тотального закрытия границ многие осознали, что можно организовать отдых и в Приморье – не хуже заграничного».
«Люди из отдаленных городов – Астрахани, Волгограда и других – стремились попасть в приморскую тайгу. Наша база отдыха как раз в таком живописном месте и расположена. С одной стороны – дикая природа, лес, с другой – цивилизация, сервис. С таким ранним бронированием, как было в том году, еще не сталкивались», – отметили на базе отдыха (пасеке) «Медовый лис».
В начале этого года по брони ситуация мало отличается от прошлого. Летние даты закрываются без проблем. На весну и осень спроса не так много.
Ирина Петрова, хозяйка базы отдыха «Шато Красный кот»: «С 1 января начинаем принимать заявки на летний отдых. На сегодняшний день уже активно разбирают оставшиеся даты из «горячего кусочка» – с середины июля и до конца августа почти все разобрано. На весну пока – полный ноль. Рассчитываем, что должен быть хорошим в плане посещаемости сентябрь».
Многие базы отдыха решили подбивать дебет с кредитом исходя из своего месторасположения. «Мы находимся в лесу, до моря – 40 км. Так что по предварительному бронированию на лето пока роста спроса нет. Туристы более охотно едут на базу осенью и зимой. В том году люди предпочитали снимать домики на короткий период: один-два дня, в то время как раньше нередко были заезды от трех дней и более», – пояснил владелец базы отдыха «Высокая».
Творящееся сейчас, по идее, призвано разрушить довольно распространенное как среди экспертов, так и среди обычных граждан стереотипное представление о внутреннем туризме, предполагающем плохой сервис за сравнительно круглые суммы. Но ситуация меняется мало.
Ирина Петрова: «Базы были забиты до отказа? Но тут бы внести уточнения, что забиты они всего полтора месяца из 12, то есть с 12 июля по 31 августа – и все. Многие полагают, что базы отдыха зарабатывают в сезон баснословные деньги. Никто не учитывает, что в году 12 месяцев, а работают базы на 100% всего 1,5–2 месяца. И за этот короткий сезон база «убивается» так, словно на ней посетители жили все 12 месяцев. В обязательном порядке приходится вкладывать большие деньги, чтобы привести ее в порядок. Плюс мало кто учитывает расходы владельцев на зарплаты сотрудников, на оплату коммунальных расходов, рекламу, налоги и многое другое. Той прибыли, что базы отдыха зарабатывают за 40–60 дней летнего «ажиотажа», никак не хватит, чтобы прожить безбедно остальные месяцы».
Алина Федюшкина, директор турбазы «Оазис у моря», рассказала, что в Андреевку едут далеко не олигархи: «Никакого существенного прироста доходов мы не увидели. Базы отдыха несут большие расходы по самым разным статьям. Например, нас даже «тревожную кнопку» обязали установить, которой отродясь не было в наших краях. А сезон очень короткий. И компенсировать такие расходы, когда наплыв гостей в Хасанском районе длится максимум два месяца, просто нереально».
В пансионате «Морской», расположенном на острове Попова, другие сложности. Там пояснили, что люди в летний сезон с удовольствием едут отдыхать, но этим летом были нестыковки из-за транспорта: «Билеты купить в сезон с середины июля до конца августа очень проблематично. Иногда люди отказывались от брони из-за трудностей с транспортировкой. Посетители хотят за небольшие деньги получить высокий сервис. А наша база очень маленькая, частная, только летние домики стоимостью тысяча рублей с человека, зимой мы не работаем. На острове Попова зимой делать нечего. Есть рядом большая база отдыха, но и там развлечений нет. Даже рыбалки».
По словам игроков рынка, туристический бизнес все более и более становится крайне невыгодным, и удержаться на плаву – это совокупность различных факторов. С одной стороны, это – клиент. Он хочет сервис на уровне заграницы, как можно больше бесплатных услуг и чтобы желательно все было ultra all inclusive. С другой стороны, это – взаимодействие с Роспотребнадзором. Третья сторона – экономическая ситуация в стране. Четвертый фактор – погода.
Но есть ситуации, на которые никакой спрос и правила рынка не распространяются. Так произошло со знаменитым в регионе, одним из крупнейших комплексов отдыха «Маяк» в Якорной бухте под Владивостоком. После того как ее фактический владелец, бывший депутат Госдумы Сергей Сопчук, был заочно арестован, одна из самых востребованных баз отдыха простояла без посетителей все новогодние праздники и продолжает пустовать. Официально территория была законсервирована с 20 декабря.
Согласно данным ФНС, доход «Маяка» в 2020 г. составил 131,513 млн руб., чистая прибыль – 13,6 млн руб. А стоимость самого комплекса оценивают почти в 1 млрд руб. «Маяк» выигрывал несколькими позициями: удобной локацией, целевой аудиторией и высоким уровнем сервиса. Альтернативы ему нет», – считает Елена Терещенко.
Опрошенные эксперты полагают, что клиенты «Маяка» попытаются найти базы отдыха, если те не закроются и внутренний туризм опять не начнет вытеснять выездной, заграничный.
«Многие хотят уйти с рынка, потому что понимают: база отдыха за короткий сезон не приносит большой прибыли. А чтобы организовать работу круглый год, требуются огромные вложения. Либо готовься к значительному инвестированию в бизнес, либо вообще в него не заходи. Мы выбрали первое, и с этого года будем выходить на круглогодичный режим работы. Совсем скоро сможем на собственном опыте понять, стоит ли игра свеч», – резюмирует Ирина Петрова.