2022-07-08T13:04:54+10:00 2022-07-08T13:04:54+10:00

Владивосток на рублях. Как менялись деньги в современной России

Деноминация 1998 г. оставила все рисунки российских банкнот теми же, уменьшив их номинал в одну тысячу раз (т. н. новый масштаб цен). Шрифт числового номинала в верхней части аверса стал более крупным и прямым (был курсивным), а также было введено крупношрифтовое обозначение номинала в нижнем левом углу банкноты; на реверсе обозначения номинала в верхней части были обрамлены узорами. При этом из обращения исчезла банкнота образца 1995 г. 1000 неденоминированных рублей (1 новый рубль) с изображением города Владивостока. |  Владивосток на рублях. Как менялись деньги в современной России
Деноминация 1998 г. оставила все рисунки российских банкнот теми же, уменьшив их номинал в одну тысячу раз (т. н. новый масштаб цен). Шрифт числового номинала в верхней части аверса стал более крупным и прямым (был курсивным), а также было введено крупношрифтовое обозначение номинала в нижнем левом углу банкноты; на реверсе обозначения номинала в верхней части были обрамлены узорами. При этом из обращения исчезла банкнота образца 1995 г. 1000 неденоминированных рублей (1 новый рубль) с изображением города Владивостока.

Банк России ввел в обращение обновленную банкноту номиналом 100 руб. Большой театр на новой купюре заменен Спасской башней с курантами и Ржевским мемориалом Советскому солдату. Какова история появления Владивостока на деньгах Российской Федерации?

Страсти по деноминации

В начале 1990-х годов было принято решение провести денежную реформу и, соответственно, поменять ходящие в обращении купюры. Встал вопрос об изображении на деньгах. В конечном счете пришли к идее изображения разных городов России.

Но пришли к этой идее не сразу. Первым идею сделать новые деньги по принципу экскурсии по российским городам Гознаку предложил фальшивомонетчик со стажем шофер Баранов, кстати, вполне уважаемый водитель Михаила Горбачева (времен его ставропольской биографии). Баранов 12 лет вынашивал идею создания кустарной 25-рублевки, три месяца рисовал, еще три месяца ею пользовался, а потом получил восемь лет за свое творчество, которое даже специалисты не с первого и второго раза могли отличить от оригинала.

А в начале 90-х МВД РФ было в восторге от талантов Баранова и после его освобождения организовало ему несколько пресс-конференций и телеэфир, где и прозвучала идея рисовать на деньгах страны ее города. Однако идея, озвученная хотя и освобожденным, но фальшивомонетчиком, временно забылась.

При решении начать издавать новые деньги обговаривались темы из истории Российского государства, российских музеев или театров. Сначала была концепция «Золотое кольцо», но решили, что тогда на всех купюрах получились бы купола, купола… Тогда девизом серии избрали: «От Москвы до самых до окраин» и утвердили именно городскую серию.

Разрабатывать ее поручили гознаковским художникам Игорь Крылкову и Алексею Тимофееву.

«Это была исключительно наша задумка. Правда, прежде чем прийти к идее городов, мы перебрали огромное количество предложений, – вспоминал главный художник Гознака Крылков. – Сперва было остановились на персоналиях нашей истории. Но все кандидатуры были отвергнуты. Из предложенных только Пушкин оказался безгрешен. У Чайковского якобы были проблемы с ориентацией – тогда эту тему постоянно муссировали. У Глинки тоже нашли какой-то скелет в шкафу. Да и нет в нашей стране традиции изображать на дензнаках портреты, за исключением усопших императоров!»

Было высказано и еще несколько предложений, но замысел с городскими пейзажами показался руководству Центробанка наиболее удачным. Начали делать эскизы картин к новым деньгам. Вся сложность была в том, что в производство поступила не одна купюра, а серия из пяти штук. Заказ был очень срочный, приходилось работать по вечерам и выходным, все праздники художники проводили на фабрике. Делали 1, 5, 10, 50 и 100 рублей. Рисовали все без компьютеров, вручную. Впервые ввели два водяных знака. По тем временам это было новаторским решением, которое оценили специалисты на Западе.

Городские пейзажи

Разработка велась в обстановке секретности, ведь художники знали заранее про деноминацию и про новые деньги и могли кому-нибудь рассказать. Работали в закрытых кабинетах, с подпиской о неразглашении. Купюры было запрещено даже с Центробанком обсуждать по телефону. О разработке банкнот знали лишь несколько человек в стране. Даже когда городскую серию разрабатывали и нужно было ездить по разным городам, никто не знал о цели и даже о самих командировках. Утром художник ехал в Ярославль или Владимир, а вечером возвращался, будто после обычного рабочего дня.

«Было решение охватить всю географию России, – вспоминал Крылков. – Несколько городов отклонили – Екатеринбург (родину Ельцина), Новосибирск, Суздаль. В России столько замечательных городов – в каждом есть свой Арбат и свой Невский. Какие-то города просто не удалось изобразить на купюре. Например, мы разрабатывали Иркутск. Рисовали Байкал – такие пейзажи! Но когда сделали металлографию, все оказалось одного цвета – не смотрелось: подкрасили, все равно не получается».

Пейзажи не легли на купюру. И ничего не должно было быть придумано, все было реалистично. Когда первые эскизы были сделаны, поступило распоряжение довести работу до печатного проекта и приостановить. Это было начало 1990-х, страна нуждалась в деньгах, и новые купюры создавались каждый день, не поспевая за инфляцией. В то время банкноты утверждались моментально, и их быстро печатали. Когда инфляция увеличилась, художники вновь взялись за рубли с городской серией. Но уже с тремя нулями, рисовали не 50 руб., а 50 000.

В проекте выпуска в 1994 г. был билет в 500 руб., посвященный Владивостоку. На лицевой стороне билета планировалась надпись «Владивосток» и вид на Владивостокский порт, на обратной – вид на бухту с двумя скалами. Пришла резолюция начальства – добавить надпись: «Восточное побережье России». Однако затем Владивостоку была отдана тысячная купюра. И надпись не поставили.

Как рассказывал художник Крылков: «Купюры приходилось рисовать каждый год. Работал стахановскими темпами: в неделю по эскизу. Неудивительно, что эта серия получилась не очень удачной».

Владивостокский ляп

Не совсем уж затейливое изображение Владивостока привело к тому, что самая распространенная среди банковских билетов 1000-рублевая купюра стала самой популярной у фальшивомонетчиков. И была изъята из обращения первой. Хождение купюр с Владивостоком прекратилось с 1 января 1999 г. Их нужно было обменивать на купюры нового образца в банке.

Как рассказывали в РКЦ Первомайского района Владивостока: «В первые дни деньги приносили в основном дети и люди пожилого возраста. Причем большинство хотели поменять один к одному». Тогда при обмене работники РКЦ также призвали всех быть внимательными – «под шумок» идет сброс фальшивых денежных знаков (при курсе 1000:1).

Сегодня на сайте Центробанка о купюре с изображением столицы Приморья говорится так: «1000 рублей: порт Владивостока в бухте Золотой Рог, верх Ростральной колонны, бухта Рудная и скала Два Брата (местная историческая достопримечательность). Исторической личности нет. Водяной знак: навершие колонны с парусником».

Однако при выпуске ее в обращение не обошлось и без ляпов. На описании «окраинной купюры» Центробанком тех лет было отмечено: «Владивостокский порт в заливе Золотой Рог на лицевой стороне и вид побережья полуострова Камчатка на оборотной».

Дотошные жители сразу же нашли два отличия между тем, что написал Центробанк, и реальностью. Золотой Рог не залив, а бухта. А камчадалы не нашли у себя изображения четырех скал и маяка. И не удивительно. Ведь они находятся в Приморье – недалеко от Рудной Пристани. Юмористы Камчатки сразу же переименовали полуостров в Страну исчезнувших камней, а жители Владивостока свой город в «Город Штукинск».

Деньги вышли, инфляция продолжалась, и в связи с не очень большим номиналом горожане нашли интересное применение тысяче – дарить приезжим в память о городе. Например, когда в 1997 г. гвардейский крейсер ТОФ «Варяг» совершал рейд к месту гибели своего легендарного тезки, зайдя в южнокорейский порт Инчхон, моряки дарили корейцам, посещавшим суда, тысячные купюры с изображением города приписки.

Новые 5000 рублей

В 2006 г. появилась модернизированная купюра в 5000 руб. с изображением памятника Муравьеву-Амурскому в Хабаровске, ресторана «Утес» и моста через реку Амур. Ведущий на тот момент художник Гознака Тахир Сейфулин так отвечал на вопросы журналистов по этой купюре:

– Говорят, каждый скульптор в работе отображает черты своих близких. Вам не хотелось воспользоваться служебным положением?

– Нет. Ничего не должно было быть придумано, все было реалистично. Лишь раз я попросил сыновей позировать. Когда Банк России предложил на пятитысячной купюре изобразить Хабаровск, мы хотели поместить на лицевой стороне памятник Ерофею Хабарову. Тот памятник, который стоит в городе, всем однозначно не нравился. И Центробанк предложил художникам представить свой собирательный образ Ерофея Хабарова, хотя прижизненных его портретов нет.

Мы с Сергеем Козловым (главным художником Центробанка) попробовали, хотели посмотреть, как будет выглядеть общая композиция банкноты. Фигуру Хабарова я рисовал с сыновей, хотя они у меня тоненькие, так что пришлось наращивать мышечную массу искусственно. Накидкой Хабарова стала дубленка матери. Но, конечно, изображение человека, а не памятника на купюре выбивалось из общего ряда. И в конечном итоге решили использовать изображение памятника Муравьеву-Амурскому.

– Цвета банкнот тоже художники определяют?

– Обычно мы. Но, например, пятитысячную Центробанк попросил сделать в оранжево-желтых тонах, как червонец 1961 г. Кстати, кроме Хабаровска на 5000 были и другие претенденты. Но тогдашняя столица Дальнего Востока победила!

Вместо эпилога

Новое изображение Владивостока появилось на выпущенных в 2017 г. купюрах достоинством в 2000 руб. На купюру были помещены Русский мост и главное здание ДВФУ на Русском острове. Водяным знаком купюры стал дальневосточный леопард.

Выбор города Владивостока был определен в результате всенародного голосования, опередив второго претендента – город Севастополь.

Юрий УФИМЦЕВ

 

КСТАТИ

30 июня 2022 г. Банк России ввел в обращение модернизированную банкноту номиналом 100 руб.

Обновленная банкнота посвящена Москве и Центральному федеральному округу. Основное изображение лицевой стороны – фрагмент Спасской башни Московского Кремля с курантами. На оборотной стороне – Ржевский мемориал Советскому солдату. Также сторублевая банкнота содержит усиленный защитный комплекс, аналогичный разработанному для 200-рублевой купюры.

В дальнейшем до 2025 г. будут поэтапно модернизированы банкноты образца 1997 г., включая 10, 50, 500, 1000 и 5000 руб. Планируется усовершенствовать их защитный комплекс и разработать новый дизайн.

Банкноты номиналом 1000 и 5000 руб. будут вводиться в обращение в 2023 г., 500 руб. – в 2024 г., 10 и 50 руб. – в 2025 г. Список символов для изображения на этих банкнотах будет составлен с учетом мнения экспертного сообщества. Окончательные объекты из списка отберет совет директоров Банка России.

Банк России использует в оформлении модернизированных банкнот символику федеральных округов. На лицевой стороне будут представлены памятники столицы округа, на оборотной стороне – достопримечательности регионов, входящих в состав федеральных округов.

Самые свежие материалы от KONKURENT.RU - с прямой доставкой в Telegram
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ