26 июня президент Владимир Путин подписал закон о легализации параллельного импорта для импорта широкого ассортимента товаров без согласия правообладателей. Решение понятное, но вынужденное, поскольку в разных странах законодательство о последствиях нарушения авторских прав и привилегий правообладателей настолько разное, что просчитать отдаленные последствия подобных решений затруднительно. Тем не менее OZON и другие операторы уже начали продавать товары параллельного импорта. Разумеется, сразу же встает в полный рост проблема гарантийной замены и обслуживания товара.
Наиболее болезненная ситуация может возникнуть с высокотехнологичными изделиями. Например, любые гаджеты с клавиатурой требуют адаптации для российского рынка как с точки зрения гравировки кириллицы на клавишах, так и русификации программного обеспечения. Уже сегодня мы видим не только ограничения по привычным способам оплаты с использованием телефонов и планшетов, но и постепенное «выпиливание» русского языка во многих приложениях. Разумеется, даже крупнейшие корпорации, громогласно заявившие о своем уходе из России, продолжают поставки своих товаров в Россию, хотя Apple, например, теперь ввозят айфоны и компьютеры только для гарантийной замены, да и то для товаров, приобретенных конечными пользователями до часа «Ч».
К сожалению, неподдельная любовь к тому или иному западному бренду может заставить фанатов вспомнить о наклейках с кириллическими символами для клавиатуры. К тому же не стоит думать, что русификации подлежат только гаджеты. Я хорошо помню, как отечественные компании сталкивались с трудностями при сертификации электротоваров из стран со стандартом напряжения в сети 127 вольт вместо 220 вольт, как у нас. Например, в пылесосах шнур питания имел провод с недостаточной площадью сечения для нашего вольтажа 220, поэтому сертификат соответствия не выдавали по причине пожароопасности такого изделия. Попытка заменить кабель на провод с более подходящим сечением приводил к тому, что внутри пылесоса не хватало места для размещения катушки с толстым проводом, а кому нужен пылесос с «коротким поводком»?
Вопрос обеспечения гарантии для товаров, завозимых в Россию по параллельному импорту, решен давным-давно. Гарантийное обслуживание и использование при ремонте оригинальных запчастей является обязанностью продавца. Для товаров массового потребления за гарантийное обслуживание будут отвечать розничные сети с опорой на собственные или независимые сервисные центры. Вопросы гарантийной замены товаров, приобретенных в онлайн-режиме, будет обеспечивать АКИТ – Ассоциация компаний интернет-торговли.
Что же нас ждет в ближайшем будущем? Никто вам не ответит на этот вопрос, поскольку мы находимся в середине переходного процесса, когда одни бренды объявляют о своем уходе, другие продолжают «по-тихому» работать в России, а третьи уже объявляют, что их «неверно поняли», они и не собирались окончательно и бесповоротно покидать Хартленд (северо-восточная часть Евразии. – Прим. ред.) из-за рестрикций коллективного Запада. Есть и такие, кто продолжает работу в России как ни в чем не бывало.
Например, McDonalds ушел, а KFC продолжает массированную рекламу по всем каналам. LG продолжает работу, все заводы корейской корпорации на территории России вроде бы не собираются закрываться. Корейский автопром в лице Hyundai, Kia и Genesis остаются в нашей стране. DHL больше не может гарантировать поставки из-за рубежа, но продолжает работу внутри России. Про китайский Huawei и говорить нечего, эта компания не только остается, но и предлагает установку карт Union Pay для оплаты, чего не могут предложить Apple Pay и Google Pay. Турецкий холдинг FLO Retailing уже выкупил всю российскую сеть Reebok из 117 магазинов, корпорация выпускает товары в 12 странах, в том числе и с брендом Reebok.
Другими словами, западные компании уходят, но стремятся сохранить долю российского рынка для своих брендов. В общем, все не так уж сумрачно вблизи. Разумеется, встречаются «упертые» бренды вроде Coca-Cola, которые строго запрещают применение своих логотипов и ноу-хау на территории России, но рано или поздно «газировка дырку найдет», вспомним хотя бы историю появления бренда Fanta после запретов на импорт «Колы» в середине прошлого века.
Разумеется, заниматься шапкозакидательством не следует, нас ждут великие трудности и великие дела, особенно на пути поиска замены для промышленных товаров вроде турбин. Тем не менее слишком уж волноваться не надо, ведь перечень товаров для параллельного импорта – это всего лишь неизбежный шаг в длинной цепи попыток преодолеть манипулирование ценами в России со стороны ведущих мировых брендов. В самом деле, почему программное обеспечение SAP для отечественных пользователей стоит в два раза дороже, чем в Европе?
Попытки повлиять на монополии предпринимаются уже десять лет. В 2012 г. ФАС заявила о необходимости локализации производства в России для тех брендов, которые хотят избежать легализации параллельного импорта. В 2013 г. ФАС даже подготовила проект нормативного акта о легализации параллельного импорта, но по исходному замыслу новые нормативные акты предполагалось принять вместе с Белоруссией и Казахстаном. В 2014 г. ФАС разрешила параллельный импорт для ряда товаров, прежде всего медицинских, а в 2015 г. список для параллельного импорта расширился до парфюмерии, косметики, автозапчастей, продуктов и детского питания.
В 2016 г. Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения и Киргизия приняли законы о расширении списков параллельного импорта на основании подзаконных актов в необходимых случаях. В 2018 г. имел место любопытный судебный прецедент, когда Конституционный суд разрешил нашим судам признавать допустимым ввоз товаров без разрешения правообладателя в случае «недобросовестного поведения» последнего, что может создать угрозу «для конституционно значимых ценностей». В 2020 г. ФАС разрешила вывозить оригинальные запчасти Daimler A. G. без разрешения правообладателя, признав запрет германского концерна «актом недобросовестной конкуренции».
Сегодня параллельный импорт стал фактом по широкому спектру импортных товаров, но теперь уже по инициативе «бывших партнеров». На днях Минпромторг заявил о готовности оперативно исключать те или иные бренды из списка для параллельного импорта в том случае, если иностранные компании примут решение о продолжении работы в России. Как видите, все течет, все изменяется, поэтому еще рано судить о том, что день грядущий нам готовит. Тем более что даже Airbus уже заявил о готовности поставлять оригинальные запчасти для нашего авиапрома, внезапно озаботившись обеспечением безопасности полетов российских авиапассажиров.