У предпринимателей осталось три месяца, чтобы получить квалифицированную электронную подпись в соответствии с изменениями федерального закона № 63-ФЗ. О том, что будет, если не уложиться в установленные сроки до конца 2022 г. и как изменился порядок выдачи ЭЦП, рассказал начальник отдела информационной безопасности УФНС России по Приморскому краю Дмитрий Кочетов. Напомним, с 1 июля 2021 г. квалифицированные сертификаты ключа проверки электронной подписи выдают Удостоверяющие центры ФНС России.
С налоговыми проверками это не связано
– Дмитрий Александрович, изменения законодательства вступили в силу с января, однако не все знают, что теперь электронные подписи выдает налоговый орган. О каких нововведениях идет речь?
– C 1 января 2022 г. на Федеральную налоговую службу России возлагаются функции по выпуску квалифицированной электронной подписи (КЭП) юридическим лицам (лицам, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица), индивидуальным предпринимателям и нотариусам. Получить КЭП необходимо до 31 декабря 2022 г. Иначе вести финансово-хозяйственную деятельность организация не сможет. Подчеркну, что в данной части Федеральная налоговая служба действует в соответствии с положениями федерального закона № 63-ФЗ «Об электронной подписи», а не Налогового кодекса.
– То есть с налоговыми проверками это никак не связано?
– Абсолютно. Главное, что хотелось бы донести сегодня до налогоплательщиков, – не нужно бояться приходить в налоговые органы за электронной подписью. Выдача КЭП не имеет отношения к механизмам налогового контроля.
– Квалифицированная электронная подпись доступна для всех? Может ли ее получить физическое лицо?
– В мире происходит цифровая трансформация, которая предполагает использование цифровых подписей. Мы уходим от бумажных документов. ФНС разработала сервисы, которые позволяют даже физическим лицам сдавать отчетность в электронном виде через личный кабинет с использованием цифровой подписи, не приходя в налоговый орган. Это современная тенденция.
Другой вопрос, что Федеральная налоговая служба выдает КЭП лицам, имеющим право действовать от имени юридического лица без доверенности. Как правило, это генеральные директора, индивидуальные предприниматели и нотариусы. За выдачу электронной подписи муниципальным и другим некоммерческим государственным органам отвечает Федеральное казначейство.
Физических лиц обслуживают аккредитованные удостоверяющие коммерческие центры. Такие как «СКБ Контур», «Тензор», «Сберключ», «Такском» и другие. С полным списком можно ознакомиться на сайте Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.
Что касается юридических лиц, то можно обратиться в отделения Федеральной налоговой службы (но не во все) или к нашим помощникам. В соответствии с Федеральным законом № 63-ФЗ определены доверенные лица Удостоверяющего центра ФНС России, которые предоставляют эту услугу. В том числе АО «Аналитический центр», ПАО «Сбербанк России», Банк ВТБ. Список доверенных лиц постепенно пополняется. На данный момент в Приморском крае работают 11 точек выдачи квалифицированной электронной подписи. Из них четыре во Владивостоке. Это:
– ТОРМ ЕРЦ МИФНС России № 15 по ПК (г. ул. Пихтовая, 20);
– МИФНС России № 12 по ПК (ул. Русская, 19);
– МИФНС России № 14 по ПК (ул. Сахалинская, 3в);
– МИФНС России № 15 по Приморскому краю (Владивосток, Океанский проспект, 40).
Также получить подпись можно в других муниципалитетах:
– в Артеме (МИФНС России № 10 по Приморскому краю, ул. Партизанская, 8);
– Уссурийске (МИФНС России № 9 по Приморскому краю (ул. Чичерина, 93);
– Арсеньеве (МИФНС России № 10 по Приморскому краю, проспект Горького, 3а);
– Спасске-Дальнем (МИФНС России № 10 по Приморскому краю, ул. Советская, 39);
– Находке (МИФНС России № 16 по Приморскому краю, Находкинский проспект, 9);
– Кавалерово (ИФНС России № 16 по Приморскому краю, ул. Кузнечная, 19);
– Дальнереченске (МИФНС № 9 по Приморскому краю, ул. Михаила Личенко, д. 24а).
Список адресов есть на сайте Федеральной налоговой службы.
– Можно выбрать любое отделение или обращаться только по месту регистрации?
– Выдача подписи экстерриториальна. То есть вы можете стоять на учете во Владивостоке и получить КЭП, допустим, в Кавалерово, если вам так удобнее. Не имеет значения, в какую точку вы придете. Что касается стоимости, ФНС предоставляет услугу абсолютно бесплатно. Но доверенные организации могут взимать какую-то плату.
Храните токен в безопасном месте
– Какие документы необходимо иметь при себе?
– Вам понадобятся паспорт, документ о страховом номере индивидуального лицевого счета (СНИЛС), сведения об идентификационном номере налогоплательщика (ИНН), а также сертифицированный носитель (USB токен) для записи на него ключей электронной подписи.
– Флешку?
– По-обывательски можно назвать его флешкой, но на самом деле это специальный носитель – токен – устройство с защищенной паролем картой памяти, на которой хранится информация для создания подписи.
– Где можно его достать?
– Приобрести такие носители можно у операторов электронного документооборота, которых я перечислил ранее, в специализированных интернет-магазинах. Также сегодня мы оснащаем свои точки выдачи квалифицированной электронной подписи вендинговыми аппаратами по продаже токенов. Пока эти аппараты установлены по трем адресам во Владивостоке – на Пихтовой, 20, Сахалинской, 3в и Русской, 19. Важно, что к токену обязательно должен прилагаться сертификат, подтверждающий его соответствие установленным требованиям.
Если вы приобретете несертифицированный носитель, то в точке выдачи программное обеспечение это определит и оператор откажет в выдаче подписи.
– Если токен уже содержит информацию, можно записать на нее что-то сверху?
– В зависимости от объема памяти один ключевой носитель может использоваться для хранения нескольких (до 32 экземпляров) КЭП и сертификатов к ним.
– Где хранить электронную подпись и какой способ самый надежный?
– Вообще обычно для этого используют специальные индивидуальные ящички, к которым нет доступа у третьих лиц. К вопросам хранения стоит отнестись очень ответственно, потому что электронная подпись – это аналог собственноручной подписи. И если она попадет не в те руки, можно подписать «не те документы». Лучше выбирать места подальше от чужих глаз.
Подписать из-за границы
– Электронную подпись может иметь только директор предприятия или сотрудник тоже?
– И сотрудник, и директор. Но именно финансовые документы должен подписывать директор. Либо он может оформить доверенность на подписание своим сотрудником. Если речь идет о налоговых документах, предварительно необходимо уведомить об этом налоговый орган. После чего можно будет использовать электронную подпись работника по доверенности.
– А может ли один человек иметь несколько подписей от разных организаций?
– Если за одним руководителем числятся пять организаций, соответственно, у него будут пять квалифицированных электронных подписей. Это распространенная ситуация. И здесь, пользуясь случаем, мне хотелось бы обратиться к налогоплательщикам, потому что во время приема могут возникать жалобы и недопонимание. Дело в том, что по регламенту прием должен занимать не более 15 минут. Мы работаем и быстрее, но, когда приходит предприниматель, которому необходимо выдать подписи на 5–6 организаций, физически невозможно уложиться в отведенное время.
Это может занять и полчаса, а в очереди ждут другие люди. Поэтому, пожалуйста, отнеситесь с пониманием к работе налогового органа. Мы принимаем меры, чтобы не было очередей, и в отделениях работают по нескольку окон для выдачи КЭП.
– Электронной подписью можно подписывать любые документы?
– В принципе, любые, если использовать определенные средства для подписания этих документов. Электронная подпись используется не только при сдаче отчетности, допустим, в ФНС или Пенсионный фонд, а также для участия в торгах, на различных конкурсных площадках, для маркировки товаров и в других целях. Электронные документы подписывают с помощью КЭП.
– А что касается сделок с компаниями? Будет ли действителен договор с какой-либо иностранной организацией, заверенный электронной подписью?
– Смотря где проводятся эти сделки и доступно ли вам соответствующее программное обеспечение. Конечно, усиленная квалифицированная электронная подпись легитимна, и ею можно подписывать такие документы.
– Может ли директор любого ООО, если ему понадобилось вдруг выехать за границу, взять с собой токен и пользоваться электронной подписью из-за рубежа? И вообще, можно ли вывозить токены из страны?
– Нельзя однозначно ответить на этот вопрос, потому что у разных стран разное законодательство. Возможно, в некоторые страны не разрешается ввозить такие носители. Но чисто технически, если вы находитесь не в России, используя соответствующую настроенную рабочую станцию, русский софт, можно подписывать документы из-за рубежа.
– Если изменилась фамилия гражданина или сменились реквизиты компании, нужно ли перевыпускать подпись?
– В случае изменения персональных данных, конечно, это необходимо. Потому что при сдаче той же отчетности будет проверяться ваша идентификация, соответствие всех предоставленных данных данным ЕГРЮЛ. Если обнаружатся какие-то изменения, скорее всего, отчетность не примут. Плюс возможны и другие риски. Не буду утверждать, но, к примеру, когда вы выигрываете аукцион по 44-ФЗ, а потом вдруг оказывается, что ваша фамилия не Иванов, а Петров, это может стать препятствием для заключения контракта.
Время есть
– Если говорить о спросе со стороны бизнеса: в Приморском крае около 80 тыс. юридических лиц. Успеют ли все они получить КЭП за оставшиеся три месяца?
– Кампания по выдаче квалифицированных электронных подписей ведется с начала года. Более 80% адресатов этой услуги уже получили КЭП. Обслужить оставшиеся 20% за оставшееся время абсолютно реально.
– Если не успеть в установленный срок, последуют штрафные санкции?
– Вопрос штрафных санкций – отдельный вопрос, который не является моей сферой полномочий. Отвечу так: без электронной подписи вы не сможете сдать вовремя налоговую декларацию, что может стать основанием для камеральной проверки.
Вообще, можно обратиться за КЭП и после 31 декабря 2022 г., однако лучше сделать это вовремя, чтобы избежать проблем. Причем хочу акцентировать: все подписи, выданные ранее аккредитованными коммерческими центрами, будут действовать только до конца текущего года. Некоторые предприниматели и руководители организаций полагают, если они в коммерческом центре получили подпись, активную до 2023 г., значит, пока могут не беспокоиться. Однако это не так. В соответствии с изменениями, внесенными в федеральный закон, подписи нужно менять в 2022-м. Это касается абсолютно всех.
– Какой срок действия подписи и нужно ли потом снова приходить в налоговую, чтобы перевыпустить КЭП?
– Подпись активна год и три месяца. Что касается перевыпуска, здесь ФНС планирует работать уже в дистанционном формате. Пока не могу сказать, как именно это будет, система проходит тестирование. Скорее всего, перевыпустить электронную подпись можно будет через сайт ФНС. Но именно при первом получении квалифицированного сертификата в Удостоверяющем центре Федеральной налоговой службы необходимо личное присутствие.