Начало специальной военной операции, санкции, закрытие границ, миграция населения и прочее стали причинами сильнейшей турбулентности в российской экономической жизни. Привыкшие жить в условиях постоянных кризисов, предприниматели признают, что сегодняшний вызов для них – самый мощный за последние 20 лет. Но при всей неопределенности, высокой степени индивидуализации решаемых задач уже вырисовываются основные черты происходящей трансформации компаний и рынков.
Как трансформируется рынок, рассмотрим на примере автозапчастей. После 24 февраля нас пугали, что купить нужную автозапчасть будет практически невозможно. Что происходит на деле? Во-первых, довольно быстро заработал параллельный импорт из Японии. Цены при этом поднялись раза в два, но «все счастливы». Во-вторых, стали выпускать больше автозапчастей в России. В-третьих, старые автозапчасти пошли в ход там, где раньше их было запрещено применять. Сегодня страховые компании настаивают, чтобы они использовали не новые, а подержанные запчасти в страховых случаях. Я не представляю, как это будет, потому что на российских дорогах не разбивается столько автомобилей – надо полагать, вырастет количество угонов? И тем не менее тенденция налицо. Рынок стабилизируется.
А теперь о последствиях. Цены выросли. Увеличилась вероятность получить контрафакт. Или подержанную запчасть вместо новой по ОСАГО, хотя это противоречит условиям оплаченной вами страховки.
Что происходит с остальным рынком, вы и сами видите: ассортимент снизился, количество каналов доставки уменьшилось, усложнились каналы оплаты. Например, я знаю, где зарегистрироваться, чтобы оплатить покупку за рубежом. Более того, освоил способы оплаты криптовалютой: рубли конвертируются в криптоденьги, которые, в свою очередь, конвертируются в доллары или евро. В итоге покупатель переплачивает за конвертации, а кто-то хорошо наживается на этой хитрой схеме. И стоит еще учитывать, что не все магазины или поставщики услуг работают с криптой.
Кроме того, из-за санкций увеличились сроки доставки, так как далеко не каждое судно может спокойно заходить в российские порты. Если рассматривать обычный традиционный магазин, вероятность появления дыры в ассортименте потребительского товара сильно возрастает из-за разрыва логистических цепочек. Попробуйте заказать что-нибудь на «Озоне». Скорее всего, товар, который раньше приходил через неделю, не придет и через месяц, нужно будет ждать 6–7 недель.
О кабриолетах
Что касается спроса, разумеется, он падает, это тоже негативно влияет на объем продаж и ассортимент. Начиная с весны увеличилась страсть населения к накоплениям, но сегодня статистика показывает, что накопления россиян уменьшились. Люди хотели бы экономить, но нечего. Жители Дальневосточного федерального округа чаще других сообщали об отсутствии накоплений. По некоторым опросам, 46% дальневосточников не имеют возможности откладывать копеечку на черный день. В Сибирском федеральном округе отмечен максимальный процент распродававших свои валютные накопления (16%).
Вы заметили, что лакшери-сегмент вымывается из широкой розницы? Попробуйте купите дорогую мебель в ванную или спальню, найдите итальянское зеркало известных люксовых брендов. Вы его не найдете. Потому что зарубежная продукция исчезла из продаж, наши производители еще не научились удовлетворять спрос на роскошь, а китайцы пока не заместили эту категорию товаров.
Вообще лакшери мы не можем производить в принципе. Чтобы научиться делать это в любом секторе, потребуются десятилетия. Разве что ювелиры, художники, скульпторы могут импортозаместить предметы искусства. В остальных секторах российский лакшери – утопия. Ну-ка, сделайте мне кабриолет. Кто-то вспомнит AURUS – «первый автомобильный бренд класса люкс из России». Но сколько за год продано этих «аурусов»? Вот вам и ответ. Да и, по большому счету, не лакшери это никакой, а так, бронированный лимузин для ВИП.
О сюрпризах
Чего я не ожидал после 24 февраля? Я не ожидал, что все в массе своей ломанутся за границу. Для меня было неожиданностью, что сроки поставок самых обычных бытовых товаров, одежды и обуви увеличились не в 2–3 раза, а в 8–10 раз. Я не ожидал, что произойдет такой резкий отказ Европы от российских энергоносителей. Что взорвут Крымский мост и наши газопроводы.
Сюрпризом стала импортозависимость европейских рынков по некоторым видам товара. Оказалось, что европейцы покупают памперсы, произведенные российскими фабриками. И когда они накладывают санкции на продукцию лесной промышленности из России, то сами терпят неудобства. «Мерседес» столкнулся с проблемами в производстве моторов, для которого требуются сотни метров тонкого кабеля с украинских заводов. По тем же причинам возникли проблемы с производством немецких танков Leopard. Выходит, что и для европейской стороны какие-то последствия принятых санкций стали неожиданностью.
Увы, наша зависимость от промышленного импорта ужасает. Во всей России не осталось ни одного шарикоподшипникового завода, а без подшипника вы не сможете произвести ни одного механизма, где присутствует вращение колеса или гребного вала.
На Шарикоподшипниковой улице в Москве продаются остатки территории бывшего предприятия, ведь покупать подшипники в Германии было выгоднее. Выгоднее? В самом деле? А сегодня?
О покинувших Россию
С покинувшими Россию продолжается полная чехарда. Это касается не только людей, но и иностранных фирм. Nokia сообщает, что навсегда прекращает работу в РФ. А Nissan тем временем ищет способ остаться на российском рынке и хочет привлечь китайский автоконцерн FAW при посредничестве «КамАЗа», чтобы выпускать автомобили под новым брендом.
Волатильность продолжается, но сегодня уже очевидно – иностранные компании заинтересованы в том, чтобы остаться в России. Кроме самых упертых и дисциплинированных типа «Мерседеса», который, кажется, серьезно намерен освободить место китайским конкурентам. Да и то, «Мерседес» предусмотрел возможность обратного выкупа акций своего завода в России «через определенное время». Вот уже и семь китайских автомарок выходят в топы. «Автоваз» поднимается. УАЗ, который не так давно объявлял о банкротстве, воспрянул духом. «УАЗ Патриот» и наши знаменитые «буханки» снова пользуются спросом.
Производители приспосабливаются к новым условиям. Кто-то выиграет от всей этой ситуации. Но потребителю, разумеется, она не принесет ничего хорошего.
О менеджерах на удаленке
Менеджеры, офисные работники уезжают в Казахстан и продолжают работать там удаленно. Замечательно, если условная торговая сеть или, например, логистическая компания имеет филиалы, торговые точки в Казахстане. Тогда владелец может устроить туда своего менеджера на работу.
Ничего страшного нет в том, чтобы работать за границей с российским паспортом. Вот только надо учитывать одну маленькую деталь. Если гражданин РФ находится на Родине менее полугода, он перестает быть резидентом. А для нерезидентов подоходный налог вырастает с 13 до 30%. Таким образом теряется всякий экономический смысл держать сотрудника вдали от Родины либо владелец бизнеса будет нарушать налоговое законодательство, а это рано или поздно станет явным. И организация получит «письмо счастья» о том, что в ней работает нерезидент, который пересек границу и не возвращался. Таможенная, пограничная служба контролируют таких «переселенцев», так что придется торговым сетям выворачиваться наизнанку и придумывать что-нибудь еще.
Однако помимо экономической целесообразности встанет еще и вопрос качества работы. Управление – очень серьезное дело, в котором участвуют и отдел закупа, и отдел финансового планирования. Если все они будут работать откуда-нибудь из Грузии на удаленке, это, уверяю вас, не повысит качество работы. Во всяком случае, далеко не всегда, хотя многие будут не согласны со мною в этом вопросе.
Широко распространено мнение, что удаленная работа имеет свои преимущества, я с ним не согласен. Попробуйте устройте мозговой штурм на онлайн-совещании с участием трех специалистов разных специальностей, когда один вычерчивает схему на доске, другой перебивает его, третий добавляет к рисунку детали фломастером красного цвета, а кто-то стирает лишние детали…
Удаленная работа требует особой культуры, ее еще предстоит в себе взрастить. Общаясь с голландскими менеджерами, я удивлялся, как они строят свой день на удаленке. Встают в 4 утра. Работают до часу дня в отдельном кабинете внутри своей квартиры. При этом надевают галстук, пиджак и брюки. «Ты же у себя дома. Почему в костюме?» – удивлялся я. Мне популярно объясняли – надо выглядеть так, чтобы в любой момент вступить в переговоры или, не тратя лишнего времени, выехать на деловую встречу. Если же у вас нет условий – четыре человека в семье и двухкомнатная квартира, – качество работы может пострадать.
Ну и не стоит сбрасывать со счетов фактор чужой культуры. Многие даже грузинскую или армянскую кухню не могут выносить дольше месяца. Сколько они там еще продержатся…
О кредитах
Сейчас самая выгодная инвестиция – это гашение ранее взятых кредитов. Потому что, допустим, вы их брали под 8%, а сегодня ставка разогналась до уровня двузначного числа.
Насколько выгодно давать кредиты – тот еще вопрос. Будут ли российские банки теперь кредитовать «вновь прибывших» граждан из Донецкой и Луганской народных республик, Херсонской области и Запорожья? А если будут, то под какой залог? Квартиры? А их не разбомбят завтра? Те же вопросы возникают в Белгородской и Курской областях. Появилась целая категория лиц, которые являются очень рискованными заемщиками.
Сегодня общая тенденция развития бизнеса такова: бурного развития мы не наблюдаем. Когда ты даешь кредит, то должен понимать, что этот бизнес может разориться с большей вероятностью, чем еще год назад. А год назад – с большей вероятностью, чем до ковида. А перед этим – с большей вероятностью, чем до 2014 г., когда на Донбассе начались обстрелы.
Получается, что вероятность банкротств предприятий растет с 2014 г., хотя, если быть более точным, нужно включить в эту череду событий и финансовый кризис 2008–2009 гг.
О настроениях «валить»
Мы проходили разные кризисные периоды. В 2008 г. обанкротился американский инвестиционный банк Lehman Brothers, один из крупнейших банков США. С этой датой связывают начало нового этапа мирового кризиса. Тогда тоже подскочила инфляция, снизился потребительский спрос, а как только он снижается, ассортимент сразу уходит в более низкую ценовую категорию. Подобную ситуацию мы наблюдаем и сейчас, но это носит более глубокий, фундаментальный характер, когда целые слои товаров высокой ценовой категории уходят из продаж, лакшери – как косой выкосили.
И, например, нарушение структуры управления ввиду массового исхода сотрудников – совершенно новое явление, с которым мы раньше не сталкивались. Я знаю небольшие цеха и заводы, где из 40 человек 16 призвано. А есть такие розничные сети, где на 1000 человек призвано 50 – те, где работают много женщин.
Но в целом сейчас чрезвычайно развито желание «валить», как говорили в советское время, да и сегодня это словечко в ходу. Продажи антидепрессантов в аптеках выросли по статистике, настроение в офисах удрученное, а это тоже влияет на качество управления. Уверен, что многие руководители компаний экстренно купили недвижимость где-нибудь в Турции, а у кого-то в кармане уже лежит авиабилет.
Вот это настроение – валить – оно сейчас на пике. Надеюсь, потом будет спад, и люди начнут возвращаться, потому что и там, оказывается, тоже несладко. Как поется в одной старой советской песне: «И верит все меньше заученным, чужим иностранным словам…»
О прогнозах
Как долго будет продолжаться волатильность? Счет может идти на годы. Какие-то товары учатся производить в России, хотя это очень неэквивалентная замена. Продолжается поиск новых цепочек поставок. Казалось бы, самое очевидное решение – покупать теперь все в странах Востока, Индии и Китае, однако попробуй привези товар, когда Транссиб и так был перегружен. Соответственно, потребительский рынок совершает колебания, ищет новое место в новых обстоятельствах, стремится к стабильности.
Только он ее не найдет. Из-за постоянных санкций. Соответственно, мы не можем предсказать, какие последуют новые рестрикции и как это повлияет на потребительский рынок. Понятно только, что влияние будет негативное. Даже в случае быстрых побед России на поле боя Запад попытается компенсировать эти победы вторичными санкциями против китайских, индийских, вьетнамских компаний, которые сегодня продолжают торговать с Россией.
Поэтому здесь у нас все качается, пытается найти новую точку равновесия. А когда кажется, что ты ее вот-вот найдешь, маятник передвигает тебя в другую сторону и надо искать заново. Палуба опять накренилась, ты перекатился с правого на левый борт и опять ищешь, за что бы зацепиться. В таком состоянии сегодня находится торговля. Ситуация продолжает ухудшаться, потому что внешнее окружение бизнеса не улучшается. И когда будет достигнуто дно – сказать не может никто. А посему следует подготовиться к преодолению серьезных испытаний и не вешать нос.