В ноябре текущего года на центральных улицах Владивостока внезапно появилась новая разметка проезжей части c выделением разрешенных полос движения для городского транспорта. Сама по себе идея не нова, ведь во многих городах мира такие выделенные полосы позволяют оптимизировать трафик. А что у нас? Получилось оптимизировать дорожное движение? Давайте попробуем вместе найти ответ на примере двух перекрестков в центре города.
1. На перекрестке Алеутской и Семеновской машина внутри оранжевого круга движется по маршруту, обозначенному желтыми стрелами, и как раз вписывается в правый поворот с Алеутской на Семеновскую (к стадиону «Динамо»). Раньше мы могли действовать согласно ПДД и заблаговременно перестраиваться в крайний правый ряд для последующего поворота направо. Сегодня новая разметка предписывает нам начинать перестройку в правый ряд метров за пятнадцать до стоп-линии на светофоре. Разве это соответствует понятию «заблаговременно»? Сильно сомневаюсь.
При этом автобусы в своем подавляющем большинстве не будут поворачивать направо, они продолжат движение из крайнего правого ряда вперед по Алеутской. Более того, автобусники стремятся быстро проскочить по выделенной линии к перекрестку, а затем сразу же начинают перестраиваться в левый ряд для последующего поворота на Светланскую в сторону Луговой (за исключением тех, которые поедут на вокзал).
Значительная часть общественного транспорта не нуждается в этой выделенной линии, поскольку у них конечная остановка напротив фасада Clover House, им приходится перестраиваться в левый ряд заранее.
Что же получается? По факту мы уже запрограммировали две «выделенки» из пяти существующих полос одностороннего движения по Алеутской. Разумеется, пять полос – это теоретическое число, на деле левая полоса перед ТЦ Clover House зачастую занята припаркованными машинами. Неужели так и было задумано?
2. Перед Т-образным перекрестком Светланской и Океанского для общественного транспорта выделены сразу две соседние полосы движения. Если у руководства ГИБДД есть доступ к архивным данным ресурса «Яндекс пробки», то эти люди, принимающие решения (ЛПР), могут легко убедиться в том, какие практические результаты получены в результате внедрения новой разметки на этом участке.
Так, если раньше здесь нередко формировались пробки порядка семи баллов, то теперь на этом же отрезке мы регулярно наблюдаем пробки вплоть до девяти баллов.
Взгляните на схему движения. Моя машина в оранжевом круге движется по единственной разрешенной полосе вперед, в сторону Луговой (маршрут обозначен желтой стрелкой). Раньше я пропускал автобус, выезжающий из кармана, и двигался дальше по одной из двух разрешенных полос. Теперь же моя задача усложнилась, поскольку многие водители используют единственную разрешенную для движения вперед полосу с тем, чтобы «просочиться» по неправильной полосе поближе к перекрестку, а затем притормаживают и начинают вклиниваться между машинами, стремящимися повернуть налево с разрешенной полосы (по зеленой стрелке на схеме).
Кто-то может возразить, ведь справа свободна выделенная линия и можно быстро объехать этот вечный затор перед поворотом. Так-то оно так, но только на треугольнике безопасности постоянно стоят люди в погонах, которые не могут воспрепятствовать тому, чтобы левую полосу на Светланской занимали припаркованные машины, но вполне могут возбудиться, если я стану перемещаться на запрещенную полосу у них на глазах. Невольно возникает вопрос: а что же будет, когда всю эту разметку частично закроет снежный наст?
3. Вывод будет несколько неожиданным. Плюсы и минусы новой разметки – это всего лишь верхушка айсберга. Давно назрела и перезрела необходимость создания экспертной группы для обсуждения стратегии управления трафиком в городе Владивостоке.
Например, на схеме кольцевого движения вы видите разрешенные направления движения в центре города, но давайте задумаемся над простым вопросом: в какие районы города устремятся автомобили, которые сейчас еле-еле движутся в плотной пробке от начала Океанского проспекта наверх? Я постоял для интереса с секундомером на некоторых перекрестках и теперь могу ответить на некоторые вопросы.
4. Рассмотрим вечернее время, когда люди стремятся с работы домой, выделив цветными стрелками потоки с различной конечной целью движения. Черной стрелкой обозначен поток автомашин, пробивающихся (иного слова не подберу) со стороны Луговой на Эгершельд. Синяя стрелка показывает направления движения другого мощного потока стремящихся вырваться из города через фуникулер или через Партизанский проспект. Красные стрелки прокладывают путь тем, кто стремится на Первую Речку.
Все эти потоки сливаются в одну мощную пробку в начале Океанского, и рядом едут те, кому никуда не придется поворачивать (таких примерно половина), другие повернут налево на Фонтанную и поедут в обратном направлении в сторону вокзала и дальше (около 30%), а часть потока повернет направо на Семеновскую и уйдет на фуникулер (до 20%).
Вопрос: зачем было сводить всю эту публику в единый поток? Интересно, такие вопросы задают друг другу ЛПР или же эта тема всего лишь материал для рефлексии экспертов и диванных аналитиков, зависающих в соцсетях?