2022-12-26T14:33:42+10:00 2022-12-26T14:33:42+10:00

Проблемы ПИ. Процесс замещения привычных брендов только начинается

За последнее время опубликованы десятки статей о полном провале параллельного импорта (ПИ) в 2022 г., и я соглашаюсь с такой оценкой, но солидарен и с теми авторами, кто пишет про очевидные успехи. Как же так? Оба правы? Именно так, поскольку проблемы ПИ напрямую зависят от возможности переориентации на условно дружественные страны, вида товара, целевой группы потребления и горизонта планирования.

Согласитесь, если у меня нет машины и я пользуюсь исключительно общественным транспортом, то рост продаж всех моделей «Лады» будет для меня скорее позитивным символом, а дефицита «Рено», «Мерседесов» и разных прочих «Вольво» я просто не замечу. С другой стороны, если я привык менять новый «Ламборджини» после заполнения пепельницы в салоне окурками от сигар, то все проблемы с поставками массовых моделей «Фордов» или КИА меня никак не затронут. Опять же, сильная волатильность спроса еще в самом разгаре, а значит, процесс замещения привычных брендов на что-то неизведанное только начинается.

Таким образом, заявленная тема воистину неисчерпаема, поэтому я здесь приведу всего лишь несколько поверхностных соображений, так сказать, черным угольком на белой стене…

Для «всепропальщиков» у меня припасена диаграмма с подтверждением общего негативного вывода о том, что очень скоро мы останемся без импортных товаров, поскольку никакой параллельный импорт и никакое импортозамещение не сможет заменить привычные бренды ведущих производителей из недружественных стран, во всяком случае, в обозримой перспективе и в таких объемах.

Для неисправимых оптимистов тоже есть новости, ведь свято место пусто не бывает, а уходящие из России бренды весьма интенсивно замещаются не только и не столько за счет импортозамещения, сколько из-за бурного роста импорта из Индии, Турции и Китая. Как видно из графика, размещенного ниже, в феврале 2022 г. испугались все, наблюдался всеобщий коллапс продаж как показано на графиках ежемесячного импорта. Однако к осени текущего года стало ясно, что западные бренды будут постепенно вытесняться китайскими, индийскими и турецкими товарами. С этим ничего уже не поделаешь.

Тем не менее вывод о плавном замещении западных брендов верен в общем, а как обстоят дела в деталях, то есть в разрезах ассортиментных групп?

Давайте попробуем разобраться. По группам товаров возможности ПИ различаются самым драматическим образом. Промышленного оборудования мы здесь не будем касаться, а вот среди розничных товаров выделим продукты питания и все прочие. Не думаю, что нас ожидает дефицит продовольствия по базовым видам ассортимента. Гораздо интереснее порассуждать про «тектонические сдвиги» в поставках товаров по основным группам: ТНП (или FMCG), БТЭ и автомобилям.

В группе товаров народного потребления у параллельного импорта больше всего шансов полностью заменить привычные бренды, поскольку здесь нет проблем с гарантийным обслуживанием, заменой товара после длительного периода владения, поставки запчастей, картриджей и так далее. Как результат, мы видим целые сегменты розницы, где спрос продолжает расти, а поставщики не испытывают трудностей в замене традиционных брендов на отечественные товары или на малознакомы импортные бренды.

Например, прогнозы по росту доли отечественных косметических средств на горизонт планирования 2023 г. выглядят впечатляюще. Правда, параллельный импорт в этом сегмент потребуется только для американских брендов, так как европейские производители не собираются отказываться от поставок в Россию.

Совсем другое дело – это высокотехнологичные изделия, прежде всего автомобили. Удар по авторынку оказался наиболее болезненным, поскольку рухнули продажи в значимом сегменте авто для среднего класса. Скорее всего, минимум продаж новых авто мы уже прошли, однако ни о каком восстановлении спроса на новые легковые автомобили говорить не приходится.

Здесь никакой параллельный импорт, скорее всего, не спасет ситуацию: так как новые иномарки, приобретаемые в разных странах, оформляются на физическое лицо, то есть проблемы гарантийного обслуживания уже подступили как слезы к глазам. Даже если вы согласны с первого дня эксплуатации ремонтировать машину за свой счет, то сюрпризы по срокам поставки запчастей вполне возможны.

Допустим, вам очень понравилась новая машина, авто отличается от набивших оскомину брендов и хорошо смотрится в потоке. Опасное решение! Тормозные колодки, массово завозимые в Россию, скорее всего, подойдут, но вот замена лобового стекла может превратиться в головную боль. Разумеется, в конце концов вам привезут любую деталь. Любой каприз за ваши деньги, но только не завтра, а через полгода. По оценкам экспертов, на просторах России осталось не более 30-40 тыс. новых иномарок, привезенных из недружественных стран или собранных на территории России в цехах заводов ведущих производителей, безвременно покинувших нашу страну. Продажи идут вяло, поэтому этих запасов хватит примерно месяца на три, а за пределами этого срока покупатели будут вывозить новые авто из Армении и/или Казахстана, а может быть обратят свой взор в сторону китайских брендов, набирающих силу в России.

На авторынке Приморья наиболее заметным событием, скорее всего, станет изменение пропорций в поставках автомобилей с пробегом из Японии и Кореи. Очень скоро люди будут покупать подержанные авто преимущественно из Кореи, а японский секонд-хенд, вероятно, утратит ведущие позиции.

Не менее интересные события происходят на рынке бытовой техники и электроники (БТЭ). Здесь я бы отметил некоторые успехи отечественного производителя в сегменте «белой техники» (холодильников и стиральных машин). Другими словами, по таким товарам мы вполне обойдемся и без параллельного импорта, если что. На рынке «черной техники» тенденции совсем иные. Например, в игровом сегменте Asus, Lenovo, Acer, HP и MSI едва успели заявить о прекращении поставок в Россию, а китайский бренд Machenike уже заявил о своих планах захватить российский рынок игровых ПК и ноутбуков. А что же творится с параллельным импортом ноутбуков широкого применения? Вы не поверите, но сегодня надежный параллельный импорт налажен только для одной марки ноутбуков, а именно для Apple. К сожалению, дилеры не раскрывают тайну, как они решили проблему с раскладкой русифицированной клавиатуры. Первая ласточка? Скоро узнаем!

Самые свежие материалы от KONKURENT.RU - с прямой доставкой в Telegram
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ