Тему ОСАГО можно рассматривать совершенно с разных сторон. Мы же все понимаем, что у страховщиков – одна позиция, у потребителей – вторая, у ГИБДД – третья, у автодилеров – четвертая. И при этом есть государство, которое должно все грамотно отрегулировать, без ущемления чьих бы то ни было интересов.
Но если рассмотреть вопрос в совокупности всех факторов, то мы придем к единственно верному аргументу: полис ОСАГО российскому гражданину нужен, какие бы факты не приводили сторонники его отмены.
Давайте вспомним, что в нашем государстве действует принцип «равенства всех перед законом». В этой связи, если посмотреть на авторынок, мы увидим его неоднородность. Ведь помимо иностранных марок, которые, безусловно, испытывают проблемы с ремонтной базой и наличием нормальных дилерских центров, авторынок России представлен огромным количеством отечественных машин. Который, что бы ни говорили злопыхатели, растет и уже лидирует по количеству проданных марок.
Только за 2022 г. было продано 80 тыс. автомобилей «ЛАДА» и лишь порядка 10 тыс. марки «Тойота». То есть возникает ситуация, при которой огромное количество машин могут быть спокойно отремонтированы в случае попадания в ДТП как раз в рамках обязательного страхования автогражданской ответственности – ОСАГО.
И как в такой ситуации инициаторы трансформации страховой системы предлагают разделить законодательство? Мол, одним давать возможность быть застрахованными от рисков, а другим «разрешить не платить»? Это само по себе, даже в теории, нарушает принцип справедливости.
Но если посмотреть на текущую ситуацию обзорно – впереди нас ждут неутешительные прогнозы.
Одна из причин, по которой страховщики испытывают проблемы со страхованием, – перекрытие доступа к международному рынку финансирования. Весь страховой рынок похож на матрешку, в которой мирно сосуществуют маленькие локальные страховые компании, более крупные, а также международные холдинги. Все они до недавнего времени были связаны договорами перестрахования, заведенными на международный сегмент.
Таким образом, даже маленький игрок рынка был поддержан крупными международными деньгами, коих на страховом рынке крутится огромное количество.
Сегодня Россия отрезана от международного рынка и находится в состоянии формирования своей внутренней автономной системы страхования. Подобная трансформация, скорее всего, приведет к еще большему удорожанию услуг страховщиков и меньшей эффективности работы.
У автодилеров, которые сейчас стараются приспособиться к новой реальности, тоже проблем немало. Понятно, что при невозможности достать оригинальные запчасти доступ к репликам из того же Китая никто не отменял, то есть отремонтировать машину можно. Но вопрос цены изменился. А по ОСАГО выплаты просто не покрывают убытки ДТП. И если раньше работа кузовщиков по договорам с ОСАГО приносила им прибыль, то сегодня массовый отказ от сотрудничества со страховыми компаниями дает понимание, что бизнесу такой сегмент стал неинтересен.
Думаю, в скором будущем автовладельцы начнут переходить на отечественные авто и машины китайского производства, дабы минимизировать проблемы, связанные с ремонтом.
Вообще, когда в вас «въезжают», ОСАГО вполне может стать неплохим подспорьем, так как определенная компенсация вам гарантирована. При этом, если вы виновник ДТП, ремонтировать свою машину вам придется за свой счет. То есть ваша страховая выплата пойдет на погашение причиненного вами ущерба. Но и тут есть «плюс» – вам не придется оплачивать урон из собственного кармана.
Поэтому, считаю, что отменять или вводить мораторий на ОСАГО сегодня пока рановато. А «завтра», допускаю такую возможность, люди начнут отказываться от японских или европейских авто в пользу отечественных или китайских – тех, которые вполне вписываются в рамки полиса страхования автогражданской ответственности.