На системном уровне негативные изменения из-за снижения платежеспособного спроса населения приводят к «тектоническим» сдвигам в организации работы розничной торговли в России.
Вот наиболее типичные явления. ПЕРВОЕ. На примере Х5, как в капле воды, заметны изменения в структуре штатного расписания коллективов ТЦ. Сотрудников сокращают в массовом порядке, по-существу остались только три должности: продавец, администратор и директор. Однако теперь ты не просто администратор, но еще и товаровед, а может быть, и супервайзер, причем количество точек контроля на одного человека возрастает вдвое, теперь мне требуется уследить за выкладкой в 30 зонах на полках супермаркета, и все это за ту же зарплату.
ВТОРОЕ. Растут, как грибы после дождя, торговые точки новых форматов, условно назовем их «придомовые магазины эконом-класса», а кто-то и вовсе применяет термины вроде «нищемаркетов». «Магнит» уже открыл полтысячи магазинов такого типа «Своя цена», а Х5 открыла не менее трехсот таких точек под брендом «Чижик».
ТРЕТЬЕ. Обрушение ассортимента. По некоторым оценкам в Х5 линейка ассортимента сократилась на одну пятую от прошлогоднего уровня. Торговые сети остро нуждаются в новых поставщиках товара и оборудования после ухода иностранцев. Разумеется, в сложившихся условиях ушедшие бренды будут заменены на их дешевые аналоги.
ЧЕТВЕРТОЕ. Ослабление контроля качества. На фоне появления дешевых аналогов почивших в бозе зарубежных брендов увеличилась доля суррогатов на торговых полках, а процедура контроля ослаблена на фоне ограничения общего числа проверок. Особо следует отметить распространение нехорошей практики, когда увеличение цены маскируется посредством уменьшения размера и/или веса упаковки с товаром при старом ценнике.
ПЯТОЕ. Сети пытаются тем или иным способом, формально или неформально интегрироваться с властными органами, в том числе для беспрепятственной консолидации и/или слияния сетей даже вопреки ограничениям антимонопольного ведомства.
Такие и подобные им кликушества я часто слышу из уст оптимистов, а пессимисты угрюмо добавляют, что по итогам 2023 г. все будет еще хуже, гораздо хуже. Насколько правдивым можно назвать такой приговор торговым сетям? Да, все это правда, включая и негативный прогноз на текущий год. Однако выше изложена не вся правда. Фигура умолчания преследует нас буквально в каждом из пяти упомянутых пунктов. Давайте разбираться.
Для более полного понимания процессов, происходящих в наших торговых сетях, необходимо ответить на простые вопросы, а именно: когда именно начались эти негативные процессы, насколько широка география упадка, а главное, почему сложились условия для падения спроса у населения? Главный русский вопрос, как вишенка на торте: кто виноват и что делать? Эти незатейливые темы весьма важны для нашего разговора, ибо понимание причин кризиса позволяет надеяться на более четкие прогнозы по срокам преодоления рецессии.
Чаще всего причины падения спроса связывают с пакетами санкций США и ЕС образца 2022/23, а негативные прогнозы никого не удивляют, ведь нам обещали кумулятивный характер воздействия уже объявленных и будущих рестрикций. Да, действительно, после 24 февраля 2022 г. никаких особых успехов в развитии отечественных торговых сетей мы не зарегистрировали, но это вовсе не означает, что до объявления СВО всемирной истории экономики не существовало вовсе. Почитайте аналитику и прогнозы по спаду розничной торговли в период пандемии в Российской Федерации. 12 октября 2020 г. ТАСС транслирует аналитику АКОРТ (Ассоциация компаний розничной торговли) о том, что «около 62% торговых точек закрылись в РФ с марта по июль». Напомню, что с 2017 г. и до начала пандемии, по данным все той же АКОРТ, у нас закрылось не менее трети предприятий розничной торговли. Так с чем мы имеем дело? С новым явлением после 24 февраля или с продолжением затянувшейся тенденции спада торговли?
География кризиса торговых сетей охватывает не только территорию России, это стало настоящим бедствием и для торговых центров так называемых цивилизованных стран. Даже Mark and Spencer еще до пандемии закрыл свой магазин, основанный в центре Лондона сто пятьдесят лет тому назад, а уж после введения ограничений по Covid-19 маленький ручеек банкротств превратился в полноводную реку, например, были закрыты 530 магазинов Carphone Warehouse, и это всего лишь одна иллюстрация. После объявления экономических санкций против экономики России положение торговых сетей в Великобритании заметно усугубилось, одна только сеть супермаркетов Sainsbury’s заявила о том, что к концу 2024 г. она оставит не более 400 магазинов Argos из 813 локаций (на конец 2019 г.).
Для полноты картины мы могли бы исследовать причины возникновения всемирного дефицита самых необходимых лекарств в аптечных сетях всего мира и в России, но не будем пытаться объять необъятное, ведь единственное уместное суждение по поводу дефицита лекарств заключается в том, что этот недуг поразил все развитые страны, а не только Россию. Я еще не учел завершить перечень проблем в западноевропейской рознице, а уже слышу многоголосую критику в свой адрес, ведь наших аналитиков не интересует ситуация в торговых сетях США и ЕС, им интересно знать исключительно про состояние и динамику развития/падения торговых центров в России.
Серьезно? Позвольте вам не поверить! Когда я читаю про достижения европейского менеджмента или R&D, то ссылки на зарубежный опыт и сравнение с западными образцами считаются абсолютно уместными, причем в исполнении тех же авторов, которых «ничего, кроме России, не интересует». Итак, вопрос заключается не в том, плохо или хорошо, а в том, чья же розница пострадала больше? Не знаю, это предмет отдельного обширного исследования.
Почему же сложились условия для развития весьма негативных тенденций? Хороший вопрос! По моему скромному мнению, негативные тенденции в торговле начинаются с момента банкротства Lihman Brothers, хотя торговые площади еще продолжают расширяться из-за инерционности бихевиористской модели экономики. Прозорливые инвесторы уже тогда поняли, что глобальная рецессия не за горами, а стандартные способы стимуляции экономического роста (вроде расширения ипотечного кредитования) давно исчерпали себя. Об этом нам весьма популярно рассказал нобелевский лауреат по поведенческой экономике Ричард Талер, сыгравший эпизодическую роль в известном голливудском фильме «Игра на понижение». Пандемия лишь ускорила процесс деградации розничной торговли, а новый этап эскалации военных действий на Украине грозит забить последний гвоздь в гроб офлайновой розничной торговли, во всяком случае, в виде привычных нам торговых точек. Скорее всего, местами притяжения со временем станут не гипермаркеты, а общественные пространства, где можно не только прибарахлиться, но и отдать ребенка в детский сад и после работы забрать свое чадо, а кому-то будет интересно соседство торговых залов с фитнес-центром или салоном красоты.
Последнее (а не крайнее!) замечание будет про иностранцев, сбежавших после двух десятков лет бизнес-приключений в России. Многие авторы в СМИ и блогеры в соцсетях делают попытку анализа по поводу ухода иностранных сетей и предприятий из РФ, объясняя этим и сжатие платежеспособного спроса, и сокращение персонала в розничной торговле, и снижение ассортимента в наших ТЦ. На мой непросвещенный взгляд, еще рано судить о степени влияния этого исхода на нашу экономику. Во-первых, многие из них уходя не уходят. Во-вторых, некоторые уже объявляют о возвращении своего бизнеса в РФ. В-третьих, отточенные бизнес-процедуры продолжаются и после смены собственника, взгляните хотя бы на «Вкусно и точка». В-четвертых, некоторые эксперты возвещают о скором буме отечественных брендов взамен импортных. В-пятых, времени для адаптации к новым условиям было явно недостаточно. Посмотрим, что будет…