2023-05-17T12:05:18+10:00 2023-05-17T12:05:18+10:00

Так уж необходимо переносить праздники с января на май?

Группа инициативных депутатов вознамерились перенести часть выходных дней с января на май. Ура! Ура! Ура! Отдыхать будем с 1 по 9 мая без перерыва! Однако продолжительность новогодних красных дней календаря составит всего лишь три дня с 1 по 3 января, а 31 декабря останется как бы рабочим днем? Как же нам относиться к такой инициативе? Прежде чем перечислять Pro et Contra, полезно напомнить о ежегодных дискуссиях на эту тему начиная еще с советского времени.

Объявленные цели сторонников «праздничной реформы» выглядят довольно убедительно, ведь начало мая – это разгар работ на дачных участках, и миллионы людей стремятся взять отгулы для полнокровного начала дачного сезона. Существует и другая категория граждан, планирующих туристические поездки именно на майские праздники, так как зимой любят уезжать на каникулы далеко не все.

Честно говоря, суть спора приверженцев и противников переноса праздников мне не очень понятна, поскольку губернаторам давно уже предоставили право принимать решения о дополнительных выходных для своего региона. Это выглядит разумно, поскольку на местах виднее, как лучше планировать красные дни календаря внутри года. В одних регионах развивают туризм, а в других – тяжелую промышленность, и единого подхода «под одну гребенку» быть не может.

Республика Адыгея уже использовала свое право продления майских праздников, и никакого влияния на годовой объем валового регионального продукта это решение практически не оказало. Разумеется, я не берусь утверждать, что во всех остальных субъектах Российской Федерации увеличение количества выходных дней никак не скажется на экономических показателях регионов. По этой причине споры о переносе праздников начинаются с разговоров про семенную картошку, а заканчиваются опасениями по поводу скорого экономического краха из-за чрезмерного числа выходных дней в нашей стране.

Давайте разбираться с использованием данных Международной организации труда (МОТ).

У нас в России 14 праздничных нерабочих дней, а воскресений и суббот в текущем году ровно 52, то есть на праздники приходится всего лишь 22% красных дней календаря. Тем не менее многие эксперты говорят о слишком большом количестве праздников в РФ, а вот в Японии 16 праздничных дней, а в Южной Корее, Испании и Германии 12 праздников в году.

Однако в той же Южной Корее трудящиеся вырабатывают 2110 рабочих часов в год, а мы в России отдаем любимой работе 1980 часов за год. Немцы отрабатывают 1370 часов в год, но у них оплачиваемый отпуск всего лишь 12 дней, а у нас 28. В Испании трудятся 1690 часов в год, больше, чем в Германии, но у них сиеста – послеобеденный сон, а в Италии во время обеденного перерыва на фабрике Мерлони по производству стиральных машин я вместе с рабочими уплетал макароны и запивал красным вином. Пропустишь стаканчик, и настроение повышается, но производительность труда до и после обеда я не замерял.

Как видите, само по себе количество праздников ничего не значит, и существует целый ряд параметров, определяющих напряженность трудового процесса и продолжительность отдыха.

Итак, теперь мы знаем, кто сколько работает и сколько отдыхает, а значит, вправе квалифицированно судить о том, какое именно количество праздников потребно именно нам, в России. Ой ли? Давайте-ка проведем более углубленный анализ имеющихся данных.

Население России составляет 146 млн человек, но только 52% населения страны относится к трудоспособному населению, то есть около 76 млн человек. Остальные либо работают неформально, либо числятся безработными, либо учатся в школах и вузах, или же вышли на пенсию. Всем этим категориям, как вы понимаете, от переноса праздников ни жарко ни холодно.

А как воспримут перенос выходных дней промышленники и трудящиеся? Для ответа на вопрос требуется изучить структуру трудоспособного населения в нашей стране.

Из 76 млн трудоспособного населения России 32 млн – это штатные сотрудники организаций, не относящиеся к субъектам малого предпринимательства. Эти штатные работники представляют примерно одну пятую часть всего населения страны. Теперь рассмотрим распределение наших трудовых ресурсов по отраслям:

1. Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство – 6,5%.

2. Рыболовство и рыбоводство – 0,2%.

3. Добыча полезных ископаемых – 2,1%.

4. Производство и распределение электроэнергии, газа и воды – 3,2%.

5. Строительство – 7,6%.

6. Розничная и оптовая торговля и ремонт автотранспортных средств – 15,9%.

7. Гостиницы и рестораны – 2,5%.

8. Транспорт и связь – 9,5%.

9. Обрабатывающие производства – 14,3%.

10. Финансовая деятельность – 2,2%.

11. Операции с недвижимым имуществом – 7,2%.

12. Государственное управление и обеспечение военной безопасности – 7,4%.

13. Образование – 9,2%.

14. Здравоохранение и предоставление социальных услуг – 7,9%.

15. Деятельность по предоставлению коммунальных услуг – 4,3%.

Как видите, первые девять строк охватывают отрасли, где сотрудники обычно выходят на работу вне зависимости от праздников и выходных. Таким образом, перенос праздников может оказать влияние на шесть отраслей, где занято 12 млн человек. Много это или мало? На первый взгляд, не так мало, тем более что сюда относится здравоохранение и образование, где занято около 5,5 млн человек. Однако, согласно исследованиям НИУ ВШЭ, 60% работников выходят на работу в субботу и в воскресенье как минимум раз в месяц, а около половины – несколько раз в месяц или каждую неделю. Одновременно с тремя типами рабочих графиков, то есть вечером, ночью и в выходные, сталкиваются 34% работников, а в целом в нерабочее время систематически заняты 64%.

Таким образом, полностью выгуливают выходные и праздники немногим более 4 млн человек в стране? Не знаю, насколько правильные выводы я делаю из имеющихся данных, но складывается ощущение, что перенос праздников не относится к первоочередным вопросам.

Самые свежие материалы от KONKURENT.RU - с прямой доставкой в Telegram
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ