2023-06-26T11:30:59+10:00 2023-06-26T11:30:59+10:00

Вернуться к мирной жизни. «В 90–х даже не знали, что такое реабилитация»

Выполнение боевых задач в игровой форме вырабатывает в человеке такие бесценные качества, как коллективное чувство ответственности, смелость, ответственность, они учат преодолевать стрессы, дают физическую и даже азы огневой подготовки игрокам. Более того, в играх прививается уважение к военной форме – неважно, к какой армии она относится. Даже если люди не служили, но они облачаются в одежду «милитари», у них меняется внутренний настрой, возникает ощущение личностной принадлежности к чему-то великому, обостряются патриотические чувства. Другое дело, что люди, вернувшиеся из реальных «горячих точек», никогда не будут прежними. Война меняет раз и навсегда.

Во-первых, ключевым становится момент, в котором человек попал в зону боевых действий. Если речь идет о неподготовленных парнях, которые «вчера» работали менеджерами, продавцами, грузчиками, а «сегодня» очутились в совершенно чуждой им реальности, это одна история. Такие ребята испытывают двойной стресс. Сначала им очень трудно адаптироваться к боевым условиям, а когда (или если) вернулись, им становится крайне сложно встроиться обратно в мирную жизнь.

В «горячих точках» главным врагом становится паника. Чувство страха не должно затмевать мозг – это прямой путь к гибели. Боец должен четко осознавать, что он находится в условиях повышенной опасности, но уметь контролировать свой страх. Самоконтроль приходит вместе с опытом. А откуда у чисто гражданского человека такой опыт?

Одно дело, когда мужчина подготовлен, прошел армейскую службу, он натренирован и морально, и физически. Прибывая в «горячую точку», причем, как правило, отправляют его не одного, а в составе отряда, боец максимально собран, понимает задачи и готов к их выполнению. А главная задача на войне – если мы говорим об офицерах – сохранение жизни подчиненных. Конечно, подготовленным парням тоже очень непросто, но у них адаптация проходит легче.

А вот когда, по примеру прошлой осени, в зону военных действий призывается гражданское население (большинство парней, как оружие в руках держать, не знают), мы видим обратную картинку. Даже ярые добровольцы-патриоты, попав в реальные боевые условия, теряют весь свой «запал». Потому что в армии на второй план уходят «гражданские алгоритмы жизни» и в человеке происходит полная трансформация. Определяющими становятся такие черты характера, как ответственность, собранность, самоконтроль, умение оценить обстановку, сконцентрироваться, внимательность, скорость мышления и принятия решения, ощущение сопричастности к коллективу и выполняемых задач, умение видеть и слышать товарища по оружию «шестым чувством» – все то, что в повседневной жизни у большинства людей практически атрофировано.

Так вот, подготовленный человек к военным условиям адаптируется за несколько дней. Тем, кто имеет хотя бы косвенное отношение к армии, служил например, потребуется около месяца. Для новичков же необходимо хотя бы два месяца, чтобы начинать понимать ситуацию.

Это первый момент. Второй, не менее важный, заключается в собственных, заложенных природой и воспитанием чертах характера человека. Один обладает внутренней силой, стойкостью, стрессоустойчивостью, гибким умом. Другой априори слабый, трусливый, способный на предательство. Так вот на войне все эти свойства оголяются, оттачиваются, усиливаются. Сильный становится сильнее. Склонный к предательству – прячется за спины товарищей. В мирной жизни эти «отточенные» черты характера человека становятся для него либо опорой, позволяющей встать на ноги, либо «гирями», тянущими вниз.

После окончания локальных войн в Чечне, Афганистане и на Кавказе из 100% вернувшихся бойцов только около половины более-менее адаптировались к мирной жизни. А по-настоящему свои навыки применить в части самореализации получилось из этих 50% всего у 10%. После войны важно найти свою нишу. Кто-то возвращается к прежним профессиям, другие раскрывают себя в новой деятельности – в этом, кстати, помогают центры переподготовки военнослужащих при институтах, в некоторых случаях бывшие военные уходят с головой в бизнес.

Один мой знакомый боевой офицер, который много лет отдал службе и воевал в «горячих точках», нашел себя в предпринимательской деятельности и как-то при встрече сказал, что в бизнесе ему помогли четыре постулата: уяснить задачу, оценить обстановку, произвести расчет времени и отдать приказ, то есть приступить к действиям. Порядок и дисциплина помогают не только в военной службе, но и в мирной жизни.

Хочу отметить важную роль государства в жизни военнослужащих – как действующих, так и уволенных в запас. В 90-х годах ни о каких программах по реабилитации бойцов, вернувшихся после военных кампаний, и речи не было. Хотя помощь специалистов не просто требовалась – она была необходима. Однако правительству было не до «бывших вояк», а общество занималось реализацией двух главных задач: одна половина населения пыталась свести концы с концами и выжить на руинах великой страны, другая – активно накапливала капитал. То есть до посткомбатантов никому не было дела.

Случаи реабилитации были единичными, и касались они только тех военных, которые остались служить в рядах вооруженных сил после локальных конфликтов. Им хотя бы были доступны военные санатории и госпитали.

Сейчас государство в корне поменяло свой подход к тем, кто участвует и возвращается из зон военных действий. В рамках программ реабилитации военных работают военные санатории «Океанский», «Шмаковский», а также госпиталь ветеранов войн, кроме того, есть и частные санатории, которые тоже оказывают людям помощь. Сегодня военным на прохождение лечения выделяются квоты и гранты. В 90-х даже таких слов, как «квота», «грант», «реабилитация», не знали!

В боевых братствах предусмотрены собственные программы по реабилитации, в рамках которых действуют определенные лечебницы, где военнослужащие, в том числе находящиеся в запасе и ветераны, могут поправить свое здоровье (по аналогии санаториев, прикрепленных к МЧС, МВД и так далее). Например, я, как офицер запаса, имею право раз в год отдыхать со своей семьей в военном санатории министерства обороны.

Но, конечно, ключевое значение в части реабилитации и адаптации человека после войны имеет семья. Поддержка близких людей – самое главное, что должно присутствовать в жизни военнослужащего! В свое время, после возвращения из «горячих точек», именно моя семья стала для меня опорой и помогла мне найти ту нишу, где пригодились и мой армейский опыт, и моя энергетика, и мои природные способности.

Самые свежие материалы от KONKURENT.RU - с прямой доставкой в Telegram
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ