Нужен механизм четкой обратной связи рынка труда и системы образования. Роль региональных властей в этой связи – ключевая. Такое мнение деловому еженедельнику «Конкурент» высказали представители вузов, комментируя вопрос подготовки кадров для реального сектора экономики.
Галина Гомилевская, директор Международного института окружающей среды и туризма ВВГУ, кандидат экономических наук: «Вуз – не кузница волшебников, он закладывает основные профессиональные компетенции. Для получения конечного продукта, специалиста – бизнесу необходимо активно включаться в процесс подготовки выпускника. Для этого необходимо общаться со студентами, начиная с первых курсов делиться опытом, наставлять в качестве спикеров и даже напрямую участвовать в учебном процессе как преподавателям-практикам, принимать участие в отборе студентов, закреплять мотивацию студентов и, конечно, совместно с академическими преподавателями усиливать их практическую подготовку».
Но проблема в дисбалансе коммуникации университета и работодателя. «Нужно не просто подписывать отчеты о прохождении практики или использовать студента в качестве курьера, а давать конкретные задания по дорожной карте освоения профессии с сопровождением наставником от предприятия. У таких работодателей, как правило, получается формировать кадровый резерв и отбирать для себя перспективных выпускников, потому что данная работа находится в поле стратегического планирования развития бизнеса», – считает Гомилевская.
Роман Гриванов, заведующий кафедрой международных отношений и права ВВГУ, кандидат политических наук, доцент: «Вуз недостаточно глубоко понимает потребности рынка труда, чаще опираясь на регламенты в образовательном процессе, нежели на реальный запрос в текущем моменте. Более того, региональные университеты «подчинены» Москве, и если среднее профессиональное образование за счет более коротких сроков обучения может быстрее реагировать на нужды местных заказчиков, то вопрос с высшим образованием стоит более остро.
Нужен механизм четкой обратной связи рынка труда и системы образования. Роль региональных властей в этой связи – ключевая. Именно региональная администрация как, пожалуй, основной интересант развития и экономики, и образования, и человеческого капитала в зоне своей ответственности должна выступить модератором процесса взаимодействия рынка труда и университетов в части предоставления информации и возможности получения реальной практики во время обучения, одновременно гарантируя, что запрашиваемые специалисты будут трудоустроены».
При этом центр внимания должен сфокусироваться на мировоззрении нового поколения студентов. Галина Гомилевская: «Мы имеем дело с поколением Z. Его представителям в целом присуще клиповое мышление, меньший опыт контактного общения, закрытость, а также завышенные требования к окружающему миру на фоне не совсем четкой оценки самих себя. При этом если раньше картина общего «психотипа студента» была приблизительно однородной, то сейчас мы видим крайние позиции: молодые люди или очень закрытые, инфантильные, или наоборот – активные, самостоятельные и знающие, чего хотят достигнуть».
Гомилевская поясняет, что в мировоззрении современной молодежи сложился классический набор «успешной личности», которому все стремятся соответствовать. Однако на фоне неверного восприятия реальной жизни «вчерашний выпускник» при первичном трудоустройстве, с одной стороны, «играет» в работу, накапливая профессиональный опыт и находясь в поиске «себя», а с другой стороны, стремясь ускорить процесс роста материального достатка, нередко берется за очень большие объемы работы, что приводит к быстрому выгоранию».
Анастасия Николенко, кандидат политических наук, доцент ВАК, доцент кафедры международных отношений и права ВВГУ: «Да студенты, приходящие в университет последние 3–5 лет, это просто, в большинстве своем, избалованные школой «дети»! Они культивируют понятие «успех» из собирательного образа, представленного им медийным пространством. Я не говорю о всех, но многие учащиеся в вузах молодые люди не готовы к любому труду априори, а ведь образование – это тоже труд. Нередко молодежь равняется на успешных «звезд» типа Бузовой, которым для популярности не пришлось грызть гранит науки. То есть идет установка «хочу все и сразу». Понятно, что работодатель не готов получить такие кадры. Но тут уж, как говорится, извините. Воспитывать детей – прерогатива родителей. Вуз дает студентам качественные знания, но за «качество» самих детей не отвечает».
Представители вузов считают, что работодатель должен мотивировать выпускника, а не наоборот. У молодых специалистов есть альтернатива: текущие меры поддержки позволят открыть свой бизнес, многие после окончания вуза продолжают трудиться на предприятиях своих родителей, другие, даже получив диплом какой-нибудь редкой и востребованной специальности, предпочитают уходить в более высокооплачиваемые профессии или просто в торговлю. Для тех же, кто готов трудиться на предприятии, как правило, определяющими задачами становятся приобретение практических навыков, опыта, развитие и карьерный рост.
«Работодателю достаточно им немного в этом помочь, например, возродить внегласный «институт наставников», когда старшие коллеги объясняли, направляли, подсказывали молодым на рабочих местах. Но далеко не каждый работодатель готов потрудиться, чтобы получить профессионального сотрудника. Большинство из них почему-то воспринимают вуз как некий волшебный магазин, на полках которого разложены готовые специалисты всех уровней и мастей, а так как они «новые», неопытные, можно купить любого, даже редкой специальности, за цену, равную МРОТ», — резюмировала Яна Мальцева доцент высшей школы кино и телевидения ВВГУ, кандидат политических наук.
Ранее KONKURENT.RU писал, что существующие программы в вузах не позволяют абитуриентам трансформироваться к концу обучения в специалиста.