Расскажу про турбизнес «по-русски». Функции таких компаний, как наша, заключаются в продвижении и продажах готовых продуктов туроператоров или конкретной компании – базы отдыха, отеля и так далее. Нас часто сравнивают с агентами по недвижимости. Мол, тоже работают за комиссионные. Знаете, это даже странно – сравнивать 50–100%-ные комиссии риелторов и наши 5–10%. Причем те накручивают их сверх стоимости, а мы работаем с учетом комиссии, уже заложенной в прайс.
Турагентства – это априори низкомаржинальный бизнес. И вот как раз в России многие «средства размещения» пытаются сделать из нас формат «агентств недвижимости». Нам говорят: «Суточное размещение в отеле (или на базе отдыха – не важно) – стоит 5 тыс. руб. Вот за эти деньги и продавайте. Можете накручивать сверху, сколько хотите». В то время как во всем цивилизованном мире отели работают с агентами по контрактам (прайсам) ниже, чем для конечного потребителя, отсюда и возникает комиссия агента за продвижение их услуг.
Среднее агентское вознаграждение – около 7%. Но в России все устроено иначе. Случается даже так, что на раннем бронировании мы находим клиентов, бронируем продукт по одной цене, а ближе к сезону нас ставят перед фактом, что стоимость поднялась в два раза. Большинство хотят урвать «здесь и сейчас», не думая о будущем, о своей репутации, о том, что потом с ними ни один турагент работать не захочет.
Поэтому я принял решение «родину не продавать». Ни в каком смысле. С российскими отелями и базами отдыха мы практически не сотрудничаем. Полностью переключились на выездной туризм.
Отмечу, что менталитет приморского жителя отличается от всех остальных жителей России. Например, в Приморье население будет до последнего ждать «горячие туры», так как мы избалованы близостью моря. В случае чего можно и с палаткой на побережье махнуть. Культура раннего бронирования в регионе не развита, особенно если речь идет о летнем отдыхе. В том же соседнем Хабаровске понимают, что отдых нужно бронировать заранее.
Что касается топовых направлений, сегодня в Приморье по спросу и продажам с большим отрывом лидирует Таиланд. На втором месте – Турция, которая после снятия пандемийной изоляции приобрела в глазах дальневосточников особую привлекательность. Отмечу, нам приходилось буквально на пальцах объяснять туристам разницу между отдыхом в Таиланде и Турции. Народ привык, что достаточно заселиться в недорогой отель по принципу «там буду только ночевать», а дальше программа отдыха формируется за территорией отеля; сколько захватил денег, так и отдохнешь. О понятии All inclusive многие только краем уха слышали. Но в Турции все иначе. Платишь за пакетный тур с хорошим отелем на курортном побережье, и больше тратить ни на что не придется – там все уже включено: питание, напитки, различные активности, концерты, дискотеки и т. д.
На третьем месте по востребованности – Египет и Эмираты. Многие компании сегодня активно рекламируют Вьетнам. Скажу так: он того не стоит, сколько он сейчас стоит. За эти же деньги можно летом на Мальдивах отдохнуть. Когда откроют прямое авиасообщение и людям не придется туда добираться «два дня лесом, три дня полем», то и стоимость снизится и, думаю, адекватные предложения по Вьетнаму появятся. А пока игра не стоит свеч.
Во всем мире сегодня случаются какие-то катаклизмы – то потопы, то пожары. Но наших соотечественников ничем не испугать! Когда в Турции были пожары, у нас даже продажи по бронированию поднялись, потому что там цены на отели упали. Турция «горела» в прямом и переносном смысле. Для наших людей пожары не проблема. Россияне понимали, что пожар потушат, а тур, купленный по сниженной стоимости, останется.
Если говорить в целом о возникновении форс-мажоров на отдыхе, каждая такая ситуация рассматривается отдельно и меры принимаются индивидуальные. Все адекватные компании дорожат своей репутацией и не станут наносить ей осознанно вред. Но гражданам следует знать, что за несостоявшийся тур, невзирая на то, по каким причинам это произошло, по закону несет ответственность туроператор. У нас, у агентов, денег нет. Все средства передаются туроператору.
Мы работаем за комиссию. Бесполезно с агента требовать свои деньги, порядочный агент может помочь составить заявление на возврат к туроператору. У нас была практика судебной тяжбы с клиентом, который, не разбираясь в туристической деятельности, пошел в суд на нас, желая вернуть плату за несостоявшийся тур. В итоге человек проиграл, дополнительно потратив собственные финансы и время.
Если по какой-либо причине у вас не состоялся тур, обращайтесь к вашему агенту, в первую очередь агент заинтересован сохранить вас как клиента, пусть не в этот раз, но если турагент поможет в решении сложной ситуации, то, скорее всего, и в следующий раз вы обратитесь к нему, таких примеров очень много.
В сфере туризма очень сильно процветает мошенничество. Расскажу об одной из таких схем. Мошенник обращается к турагенту под видом представителя туриста. Ему подбирают и расписывают тур, отправляют договор на электронную почту, чтобы «посоветоваться с родственником», мошенник подтирает «ненужную информацию», оставляя самое необходимое, и продает этот тур по цене ниже себестоимости на 20–40%. Когда клиент понимает, что поездка не состоялась, мошенник заявляет, мол, случился форс-мажор, деньги можете забрать в офисе компании. А в этой компании о клиенте и не слышали. Сценарии меняются, их много, но главное остается: цель мошенника – выманить у вас денежные средства.
Хочу всех предупредить: если вам предлагают туры по волшебной стоимости намного ниже той, которая фигурирует у большинства турагентов, – это 100%-ный развод на деньги. Обращайтесь в агентства, которые не первый год на рынке, у которых есть офис, читайте отзывы, также можно проверить реестр турагентов на сайте Ростуризма.