2023-09-25T11:14:41+10:00 2023-09-25T11:14:41+10:00

От разносчика овощей до магната: как один китаец заработал много денег во Владивостоке

фото: предоставил Ю. Уфимцев |  От разносчика овощей до магната: как один китаец заработал много денег во Владивостоке
фото: предоставил Ю. Уфимцев

В китайском языке до сих пор существует выражение «Чуан вайцзы – ши дзиньцзы» – «Отправиться во Владивосток, заработать денег». Эта известная на весь Китай фраза равносильна нашему выражению «Податься за длинным рублем на Колыму».

Да, именно так в конце XIX в. и начале XX в. многие китайцы решали свои проблемы – уезжали на заработок во Владивосток. Будущая столица ДФО тогда усиленно развивалась – строились порт, железная дорога, крепость, требовались рабочие руки. И платили здесь хорошо.

Владивосток для многих становился путевкой в жизнь, стартом дальнейшего развития. Показательна судьба двух таких китайцев, благодаря упорному труду и благоприятным условиям сколотившим большой капитал и даже построившим один из красивых домов на улице Светланской – ТД «Сонхошин».

Чжан Тингэ родился 4 октября 1875 г. в шаньдунской деревне Жулан, в небогатой крестьянской семье. Из-за смерти отца ему пришлось оставить учебу и пойти работать. В 1896 г. вместе с несколькими молодыми односельчанами Чжан покинул деревню и отправился на поиски работы во Владивосток. Где стал работать разносчиком на вокзале, а затем в овощном магазине помощником продавца. За два года работы помощником он выучил русский язык. Вскоре коммерческая деятельность свела Чжан Тингэ с земляком Хао Шэнтаном, управляющим магазином «Сонхошин», прибывшим ранее и начавшим также работу разносчиком на вокзале, торговцем вразнос, получая товары в уличной лавке.

В 1888 г. Хао Шэнтан основал фирму «Сонхошин» – «Обоюдное совместное процветание» и уже открыл свой собственный оптово-розничный магазин. В 1898 г. Чжан Тингэ оставил работу в овощном магазине и по приглашению Хао Шэнтана перешел в «Сонхошин». В новой компании Чжан пользовался доверием. В относительно короткий период благодаря способностям к русскому языку, деловой хватке и проницательности Чжану удалось провернуть много успешных сделок. Через некоторое время Хао Шэнтан дал ему пост заместителя управляющего компанией и вручил всю полноту власти по ведению бизнеса.

Благодаря действиям Чжан Тингэ дела компании «Сонхошин» пошли в гору. Первоначально основным местом деятельности компании был Владивосток, в котором помимо гражданского населения находился значительный военный контингент. Накануне Русско-японской войны гарнизон крепости Владивосток насчитывал около 9 тыс. человек. Очень многие русские и иностранные предприниматели за короткий срок сколачивали состояние на поставках в армию. По этому пути пошел и китайский купец Чжан, использовавший всю свою изобретательность для заключения контрактов на поставку в русскую армию вещей повседневного обихода. Это приносило огромную прибыль.

«Влияние «Сонхошин» вместе с двумя другими китайскими компаниями было очень большим. Они занимались самыми разными товарами – от шелка до сушеных креветок и соды, ничего не исключая. Они почти целиком контролировали все течение экономической жизни во Владивостоке», – вспоминали современники.

Кроме Владивостока и Харбина эта компания вела торговые операции и в Благовещенске. К 1911 г. география ее деятельности расширилась до Шанхая, Осаки, Ханькоу. Но главный магазин и контора по-прежнему располагаются во Владивостоке, в собственном доме на центральной улице города.

Заняв одно из ведущих мест в китайском бизнесе Владивостока, принадлежащий к местной китайской финансовой элите Чжан Тингэ сделал стремительную карьеру во Владивостокском китайском коммерческом обществе – в 1912 г. он становится его председателем и решает резко изменить свою судьбу. Посоветовавшись с Хао Шэнтаном он стал постепенно переводить все имущество «Сонхошин» и заработанные во Владивостоке за десятилетие деньги в Китай для разворачивания бизнеса там. В 1919 г. деятельность компании во Владивостоке была полностью завершена. В Китае фирма «Сонхошин» первоначально вложила свой капитал в две достаточно рентабельные отрасли – пивоварение и мукомольную промышленность.

Чжан переехал в Пекин, где решил построить там первую трамвайную линию по типу владивостокской, но прогорел. Тогда в 1914 г. Чжан купил в Пекине швейцарский завод по производству пива и безалкогольных напитков, получивший название «Пекин Сонхоншин Усин» (торговая марка «Пять звезд») и выписал настоящего чешского пивовара. В то время пиво в Пекине не пили, и Чжан возил бочки по городу бесплатно. И вскоре завод стал производить 50% всего пива Пекина! Это было первое в истории Китая пивное производство с китайским национальным капиталом, которое существует до сих пор.

18 августа 2000 г. Пекинская пивоваренная компания «Пять звезд» соединила капитал с крупнейшим производителем пива – образованной в 1903 г. «Циндаосской пивоваренной компанией», образовав «Пекин пять звезд. Циндаосская пивоваренная компания с ограниченной ответственностью».

После создания пивной компании «Сонхошин» решила занять свою нишу в мукомольном бизнесе. В 1915 г. у русского подданного Г. Б. Дризина была куплена основанная в 1903 г. паровая мельница «Восток». Новые владельцы переименовали ее в Харбинскую мельницу компании «Сонхошин», а затем приобрели и еще одну. Два новых предприятия компании работали день и ночь, и огромные партии муки отправлялись через Транссибирскую магистраль в Европу, а компания получала баснословные прибыли. В сутки они производили 17 500 пудов, т. е. около 8% всей североманьчжурской муки.

Центральный офис компании «Сонхошин» во главе с Чжан Тингэ прочно обосновался в Харбине. Хао Шэнтан поселился в Пекине и стал заниматься делами завода по производству пива и безалкогольных напитков.

После окончания Первой мировой войны Чжан купил завод по выжимке масла в Харбине. В 1920 г. он купил 43 000 кв. м земли на берегу р. Сунгари в восточном пригороде Харбина, основав там самый большой в Китае механизированный кожевенный завод. В 1924 г. компания «Сонхошин» вложила 210 000 харбинских долларов в основание Фэнтяньской навигационной компании. В 1925 г. «Сонхошин» стала уже крупнейшей национальной компанией с уставным капиталом 1 900 000 юаней.

К началу 1930-х годов Чжан Тингэ имел крупнейший в Маньчжурии кожевенный завод, маслобойню, большой универсальный магазин в Харбине, банкирскую контору, значительные участки земли в провинции Хэйлунцзян, мельницы в Сахаляне и Шуанчэнпу.

Он скупал и перепродавал хлеб и вкладывал средства в самые разные предприятия. Чжан Тингэ привлекали не только традиционные сферы бизнеса. Обладавший развитой интуицией, он одним из первых китайских бизнесменов в Маньчжурии рискнул вложить деньги в постройку кинотеатра. И не прогадал.

Вскоре он был избран членом Харбинского городского совета, а в 1925 г. – главой Харбинского коммерческого общества, на этом посту он оставался более 20 лет. В 1926 г. он стал руководителем Харбинского городского комитета самоуправления, где тайно передавал значительные суммы Ма Чжаньшаню, генералу гоминьдановской Северо-Восточной армии, оказывавшему вооруженное сопротивление продвижению японских оккупантов в провинции Хэйлунцзян.

Вступление Красной армии в Маньчжурию Чжан Тингэ встретил в качестве мэра города Харбина, оставаясь на этом посту до 1 января 1946 г.

Юрий УФИМЦЕВ

Самые свежие материалы от KONKURENT.RU - с прямой доставкой в Telegram
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ