Несмотря на драматические изменения в предпочтениях потребителей, я не наблюдаю лавинообразного процесса отказа от привычных нам всем форматов продуктовой розницы, чаще мы замечаем изменения внутри существующих торговых точек. Понятие «формата» усложняется.
За последние 10–15 лет мы хорошо усвоили признаки классических форматов, а именно:
– «Гипермаркет»: площадь от 2,5 тыс. кв. м, ассортимент до 60 тыс., низкий и средний уровень цен;
– «Супермаркет»: площадь от 500 кв. м, ассортимент до 30 тыс., средний уровень цен;
– «Мини-маркет»: площадь от 50 кв. м, ассортимент до 13 тыс., низкий, средний и средний+ уровень цен;
– «Дискаунтер»: площадь до 2,5 тыс. кв. м, ассортимент до 5 тыс., низкий уровень цен;
– «Даркстор»: закрытая территория или склад, где сотрудники собирают заказы, поступившие через Интернет;
– «Бутик»: площадь от 18 кв. м, узкий ассортимент, высокий уровень цен (например бутик марочных вин).
Все эти торговые точки остаются на своих местах, но внутри торговых залов мы замечаем изменения, которые размывают границы между существующими форматами. Это заметно по сокращению ассортиментной линейки, по дрейфу магазинов в сторону низкой ценовой категории, по расфасовке товара в кульки, не дотягивающие до привычного веса (950 граммов вместо килограмма и т. п.). В торговых залах сокращается количество одновременно работающих кассиров, зато появляются КСО – кассы самообслуживания, которые удобны при оплате за три-четыре единицы товара, однако если вы делаете закуп на целую тележку, то вряд ли КСО будет удобным вариантом расчета, так как сбой при считывании QR-кода заставит вас прервать процедуру самообслуживания и вставать в очередь на традиционную кассу (или отказаться от любого товара, который «ругается» при попытке считывания кода на упаковке).
Следует упомянуть еще и про рост доли продаж через маркетплейсы. Это и не удивительно, так как сначала люди начали искать в Интернете тот ассортимент, который за последние полтора года пропал с полок магазинов, а затем массовый потребитель вошел во вкус и стал сравнивать цены на полках с онлайн-каналами. К сожалению, для традиционной розницы офлайн-покупки не получается заменить на интернет-заказы тех же самых магазинов, ибо «великие» не спят и наращивают свою долю продаж.
По данным Nelson Connected Commerce, 90% опрошенных потребителей в России за последние несколько лет хотя бы раз делали заказы через маркетплейсы. К тому же раньше через Интернет покупали в основном одежду, электронику, игрушки и косметику, но теперь значительная доля покупателей заказывает те товары, которые раньше люди покупали преимущественно в супермаркетах:
– готовая еда – 30% абонентов;
– корм для животных – 13%;
– чистящие средства – 9%.
Конечно, продуты питания и алкоголь через Интернет покупают всего лишь 3–4% опрошенных, однако если я заказываю готовую еду в кафе, то буду реже приобретать продукты в супермаркетах, не так ли? Вы можете возразить, что готовая еда по заказу через Интернет будет стоить дороже, поэтому не каждый сможет позволить себе такое удовольствие. Да, это так, но все же: когда я приглашаю друзей к себе домой, то мне легче заказать еду в ресторане, да еще и посуду мыть не придется, разовая посуда отправится в те же бумажные пакеты, в которых она приехала.
Разумеется, при наличии строгих эстетов за праздничным столом приходится доставать дорогие фарфоровые тарелки, но дело даже не в этом. В последнее время люди все чаще заказывают еду на дом, причем это получается дешевле, так как стоит им только закатить тележку в торговый зал супермаркета, как у покупателя «разыгрывается аппетит» и он прибывает на кассу с полной коляской продуктов, из которых одна треть вполне себе может попасть в мусорный бак.
Таким образом, нашу продуктовую розницу ожидают не самые простые времена.