2024-02-20T16:03:09+10:00 2024-02-20T16:03:09+10:00

Бизнес научился собирать деньги с россиян. Как это работает?

Фото: freepik.com |  Бизнес научился собирать деньги с россиян. Как это работает?
Фото: freepik.com

Чтобы открыть свое дело, не обязательно занимать деньги или копить на первоначальные вложения. Вместо этого можно попросить будущих клиентов скинуться – примерно так работает краудфандинг. Преимущество такого сбора постепенно осознают и в Приморье.

С помощью краудфандинга люди собирают деньги на разные проекты: чтобы запустить производство, открыть кафе или перевести на русский любимую настольную игру. Главное – рассказать о своей идее и убедить людей сброситься.

Деньги собирают на специальных сервисах. Крупнейший англоязычный портал – «Кикстартер». В России популярны его аналоги – «Бумстартер» и «Планета».

Чтобы открыть сбор, создают проект – страницу на сервисе, где подробно описывают идею и финансовую модель и предлагают варианты вознаграждений за инвестиции. Например, производитель одежды может пообещать участникам носки за 100 руб. или устроить экскурсию на производство за 100 000 руб. Количество вариантов и суммы ничем не ограничены.

Еще нужно сразу указать, какую сумму предприниматель хочет получить. Если сумма соберется целиком, то сервис переведет деньги на указанный банковский счет за вычетом комиссии. В зависимости от категории, сервиса и используемых платежных систем за переводы комиссия будет 3,5–15%. Если не удастся собрать всю сумму – деньги вернут пользователям.

Таким образом в Приморье реализовано уже несколько проектов. Например, панно дальневосточного леопарда на набережной Спортивной гавани во Владивостоке. На изображение краснокнижного хищника художник Юрий Шишков собрал почти 200 тыс. руб. Почти такую же сумму на площадках удалось найти Станиславу Ташкинову для открытия нового джаз-бара «Контрабанда» на ул. Адмирала Фокина, 19а. Известно также, что группа «Марлины» записала свой четвертый альбом «Дышите жабрами» за счет народных средств.

В настоящее время на краудфандинговых площадках висят несколько проектов из Приморья – это и посев молодых гребешков для развития экосистемы Японского моря, и создание общественного интернет-портала «Народное образование», и салон кастомных компьютеров. Но все перечисленные проекты – малобюджетные, и в общероссийской доле имеют каплю в море инвестиций. Так, по данным Центробанка, если в 2022 г. объем достигал 20,4 млрд руб., то в 2023 г. он увеличился до 33,4 млрд руб.

Следует отметить, что краудфандинг востребован среди субъектов малого и среднего предпринимательства (субъекты МСП), на долю которых только в 2022 г. приходилось 70% от общего объема денежных средств, привлекаемых через инвестиционные платформы. В отраслевой структуре привлечения финансирования в 2022 г. самые распространенные виды деятельности субъектов МСП – оптовая и розничная торговля (3574 млн и 2006 млн руб. соответственно), предоставление финансовых услуг (1845 млн руб.), операции с недвижимым имуществом (1461 млн руб.), строительство зданий и строительные работы (700 млн и 565 млн руб. соответственно). В 2023 г. сегмент развивался.

Но почему в Приморье мало кто рискует так собирать деньги? Существуют три формы «крауда» – краудфандинг, краудлендинг и краудинвестинг. Несмотря на единую приставку и общую суть, сбор денег у населения данные направления имеют принципиальные отличия.

По словам Владимира Чернова, аналитика Freedom Finance Global, структура работы всех трех форматов схожа. По сути, это способ коллективного инвестирования в некие новые проекты. Однако в случае краудлендинга инвесторы, скорее, выступают как кредиторы и не будут иметь преференций в будущем от роста прибыли компании. А у краудинвестинга, который также подразумевает коллективные инвестиции, более жесткие правовые и финансовые ограничения. Но здесь инвесторы могут рассчитывать на долю в бизнесе.

Елена Красова, кандидат наук, доцент ВВГУ: «Я считаю, что краудлендинг больше подходит для зрелых инвесторов, которые хорошо разбираются в рыночной ситуации, адекватно воспринимают риски и дружат с технологиями. С одной стороны, краудлендинг привлекает как направление диверсификации портфеля, как новый инструмент на динамично развивающемся российском финансовом рынке, с более высоким уровнем доходности на длинном горизонте. Плюс еще в том, что краудлендинг предусматривает не спекуляции, а быструю финансовую поддержку малому и среднему бизнесу, которая становится возможной благодаря онлайн-технологиям. Удобство и прозрачность работы платформы для инвесторов поддерживает искусственный интеллект. С другой стороны, финансирование реального сектора несет более высокий риск, который нельзя не учитывать: определенный процент компаний-заемщиков, не выполняющих свои обязательства, всегда присутствует и может увеличиваться в трудные для экономики периоды».

На сегодня самый популярный формат сбора денежных средств на создание собственного продукта – краудфандинг.

Роман Юркин, частный инвестор, автор телеграм-канала «Прямой инвестор»: «Модное иностранное слово «краудфандинг» в переводе с английского означает очень простое действие – «коллективное финансирование», и на самом деле это явление зародилось не «вчера», а несколько сот лет назад. Считается, что самое первое коммерческое предприятие было «профинансировано толпой» еще в XV веке – речь идет о банке Святого Георгия в Италии. На территории РФ с 2020 г. действует 259-й ФЗ о привлечении финансирования с использованием инвестиционных платформ, которые включены в реестр ЦБ. Однако если человек собирает деньги на реализацию проекта у своих знакомых, друзей, партнеров по бизнесу, – это тоже разновидность краудфандинга, так сказать, в кулуарном формате. Официальная платформа же позволяет привлекать финансирование более масштабно, публично».

«Существует еще и офлайн-формат краудфандинга – когда люди собираются в определенном месте и осуществляется «живой» сбор средств. Как правило, речь идет о небольших суммах. Например, мы проводим такие мероприятия, они называются «Круг благотворителей». Как правило, проводится сбор средств одновременно в рамках трех проектов, совокупная сумма которого составляет 250–300 тыс. руб.», – поясняет Светлана Баженова, руководитель Автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования и консалтинга «Развитие».

Ключевое отличие формата краудфандинга от благотворительных сборов на различные социальные проекты в том, что краудфандинг – это возмездное финансирование, то есть вклад участника предполагает вознаграждение.

Светлана Баженова: «В зависимости от суммы пожертвования автор крауд-проекта предлагает участнику материальное вознаграждение (например, брелоки, печатную продукцию, футболки и так далее) или нематериальное (цифровые версии альбомов, личную благодарность, мастер-классы и т. п.)».

Роман Юркин отмечает, что и сам нередко принимает участие в таких мероприятиях: «Например, был интересный проект – студенты собирали средства на запуск небольшого искусственного спутника Земли, так вот в качестве благодарности за участие в проекте мне прислали кусочек обшивки космического объекта, вклеенный в альбом со словами благодарности».

Однако заход на краудфандинговую платформу сопряжен с определенными рисками, как для собственников ресурса, так и для потенциальных инверторов, которые, по сути, являются «дарителями» денег без права потребовать отчетность.

Светлана Баженова: «Ни сам собственник платформы, который берет определенный процент с денежных сборов, ни автор проекта не несут ответственности за целевое использование собранных денег. По сути, люди добровольно дарят свои денежные средства тем авторам, проект которых им кажется перспективным. Но стоит отметить, что факты мошенничества на крупных краудфандинговых платформах практически исключены, так как здесь идет речь о ключевом факторе – репутационных рисках. Собственникам площадки важно наращивать количество участников, поэтому в краудфандинг запускаются проверенные авторы проектов».

Роман Юркин: «Была в свое время популярная краудфандинговая платформа «Стартрек», которая собирала очень хорошие суммы на различные проекты. Но когда выяснилось, что некоторые из них были мошенническими, интерес инвесторов к ней пропал – более двух лет ресурс пребывал в «заморозке». Позже эта платформа была перепродана, проведен ребрендинг, название сменилось на Rounds, и в настоящее время площадка является одной из наиболее ярких и крупных форматов краудфандинга».

Поэтому директор по стратегии ИК «Финам» Ярослав Кабаков советует для снижения рисков потери денег внимательно изучать проекты, в которые планируется вложение, проверять надежность организаторов и их репутацию, а также следить за обновлениями по проекту. «Также помогает участие в проектах, которые предлагают прозрачные условия и готовы предоставить всю необходимую информацию», – говорит аналитик.

Впрочем, за краудфандингом огромное будущее, считают эксперты. Ярослав Кабаков: «Учитывая рост интернет-пользователей и улучшение законодательной базы, а также интерес молодежи к новым формам финансирования, можно ожидать роста и популярности этого сектора в будущем».

Роман Юркин добавляет, что интерес к подобному инвестированию будет расти на фоне санкций и отсутствия возможностей вкладывать средства в западные проекты: «Лично я рассматриваю возможности «коллективного финансирования» в разрезе собственной деятельности, и планы в данном направлении далеко идущие и масштабные».

Елена Красова: «Будучи человеком консервативным, я обычно инвестирую в традиционные финансовые инструменты, сочетающие надежность и умеренную доходность. Тем не менее сейчас рассматриваю возможность инвестирования в одну из ведущих отечественных краудлендинговых платформ, входящих в реестр инвестиционных платформ Банка России. Делать это буду осторожно, учитывая общерыночную ситуацию и выбирая такие стратегии и объемы инвестирования, которые сохранят необходимый мне уровень надежности моего портфеля».

Самые свежие материалы от KONKURENT.RU - с прямой доставкой в Telegram
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ