2024-02-29T12:24:42+10:00 2024-02-29T12:24:42+10:00

Россияне отказываются продавать свои машины. Почему?

primpress.ru |  Россияне отказываются продавать свои машины. Почему?
primpress.ru

По итогам января 2024 г., россияне приобрели 324,7 тыс. подержанных легковых машин. Как отмечают эксперты агентства «АВТОСТАТ», это на 10,1% меньше, чем в том же месяце прошлого года. Таким образом, в годовом сравнении российский вторичный рынок демонстрирует отрицательную динамику уже третий месяц подряд, и, по мнению экспертов, тренд будет только усиливаться.

Объемы покупок автомобилей с пробегом падают от месяца к месяцу. Если в августе прошлого года они вышли на свой пик (551,3 тыс. шт.), то с тех пор неизменно снижаются. Так, в октябре они опустились ниже 500-тысячной отметки, а в январе оказались заметно ниже 400 тыс. При этом если смотреть статистику январских показателей, то нынешний (324,7 тыс. шт.) является наихудшим за последние семь лет. До этого еще меньше б/у машин было куплено в январе 2017-го (314,5 тыс. шт.).

Причина, почему россияне не хотят выставлять на продажу свои автомобили, – отсутствие альтернативы из Японии и Южной Кореи по нормальной цене. По словам Татьяны Заруцкой, генерального директора компании по импорту авто ООО «КарЛайк», на стоимость машин сегодня влияют санкции, курс валют и введение повышенного утильсбора. «Но именно рост курса доллара волнует всех, в том числе и нас как импортеров. В 2023 г. многие наши клиенты откладывали покупку с начала года на попозже в надежде, что ситуация поменяется и мы вернемся во времена 2022 г., когда средний курс за 1 доллар составлял 68,5 рубля, по данным ЦБ. Но, увы, этого не случилось, и с начала 2023 г. курс только шел на повышение», – отметила эксперт.

По оценкам аналитиков рынка, минимум 30% автомобилистов отказывается от покупки машин в связи с ростом цен. Дмитрий Клатаевский, директор компании «Япония Транзит»: «У людей просто нет денег на машины, а автокредит с текущей процентной ставкой 20–24% берут неохотно, да и степень одобрения самих банков сегодня достаточно низкая. По такой высокой стоимости частным брокерам, да и дилерам все сложнее продавать автомобили».

Петр Дягерев, автодилер (фамилия изменена по просьбе автора), поясняет, что машин, которые вне санкционного списка, в Японии много, но цены на аукционах растут: «Иногда кажется, жадности продавцов нет предела. Предложение по малолитражкам будет становиться все больше, но ценник падать не собирается, напротив, вопреки всему стоимость увеличивается».

По словам Дягерева, сегодня особенно остро ощущается дефицит именно «санкционных» машин. «Вот по этому сегменту запрос очень высокий. Я говорю о японских авто с объемом двигателя 2–2,5 литра, гибридах, дизельных, на пике спроса кроссоверы, автобусы и так далее. И в этой сфере Китай с его альтернативными предложениями покупательский спрос на себя перетянуть не в состоянии, так как на Дальнем Востоке по-прежнему предпочитают японские модели, несмотря на санкции, люди не готовы отказаться от таких машин. Их ввозить становится все труднее, цены на них заоблачные», – поясняет дилер.

И цены будут только расти, уверены эксперты. Они будут подтягиваться вслед за стоимостью автомобилей, ввезенных по параллельному импорту. С 1 апреля из стран ЕАЭС, куда входят Россия, Киргизия, Казахстан, Армения и Белоруссия, начнут действовать новые правила расчета платежа за ввоз. Те налоги и сборы, которые ввозящий автомобиль из стран ЕАЭС недоплатил из-за низкой таможенной стоимости, будут учитываться в составе утилизационного сбора. Таким образом, преимущество ввоза машин из этих стран исчезнет.

«Переживание дилеров относительно грядущего обрушения продаж – обосновано, ведь отток покупателей уже набирает силу, в апреле спрос на новые машины трансформируется в штучный, – поясняет Никита Силачев, собственник компании SnСars. – Мы ожидали такого поворота событий. Лидером среди направлений ввоза новых автомобилей в 2023 г. РФ был Китай. На втором месте оказалась Киргизия, а на третьем – Казахстан, то есть страны, где уплата платежей и сборов меньше за счет более льготных режимов. С 1 апреля все эти недоплаченные налоги и сборы будут учитываться в составе утильсбора. Следствием «уравниловки» станет баснословная цена на новые автомобили, поставляемые на российский рынок. Разница между «до» и «после» будет сумасшедшая. Например, те машины, что стоили 6 млн, подорожают до 8,5 млн рублей».

Татьяна Заруцкая: «Многие импортеры привозили огромное количество авто по привлекательной цене, тем самым составляли большую конкуренцию официальным дилерам и экономили на таможенных сборах, что существенно сокращало пополнение государственного бюджета, и я считаю, что государство приняло верное решение в урегулировании этой системы, потому что параллельный импорт многим покупателям создал помимо приятной цены в том числе и много проблем. Например, многие столкнулись с тем, что недобросовестные компании брали деньги и не выполняли свои обязательства или у покупателей аннулировали ЭПТС на территории РФ, потому что при таможенной очистке в странах ЕАЭС были сильно занижены цены на авто, чтобы таможенный сбор был еще ниже. И в случае аннулирования ЭПТС необходимо было заплатить все таможенные сборы уже по таможенной сетке РФ, а это приличные суммы. Сейчас при ввозе авто через РФ таких ситуаций будет намного меньше и риски при покупке авто будут ниже».

Дмитрий Клатаевский: «За 2023 г. стоимость ввозимых в Россию машин выросла более чем на 20%. А с 1 апреля способов сэкономить на растаможке машины теперь не будет. Это приведет к удорожанию всех издержек, соответственно – к увеличению себестоимости машины, это неизбежно. Вторичный рынок просто подтянется за ценовой политикой «новых» авто. Скажем так: новые машины будут стоить супердорого, а подержанные – просто дорого».

В связи с сумасшедшей трансформацией авторынка все больше автовладельцев понимают, что машиной им предстоит пользоваться довольно долго. Петр Дягерев: «В силу высоких цен теперь автомобиль нелегко поменять на равноценный, уж не говоря об улучшении характеристик. В этой связи в Приморье растет востребованность и маржинальность рынка автозапчастей, а автомастерские открывают все, кому не лень, так как в этой сфере обслуживания сегодня отличная возможность заработать деньги».

Самые свежие материалы от KONKURENT.RU - с прямой доставкой в Telegram
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ