2024-03-13T15:16:57+10:00 2024-03-13T15:16:57+10:00

«Как только дело доходило до изучения договора, наступало ясное понимание: денег мы не увидим»

На стройках Владивостока кризис кадров ощущается все более остро, количество проектов увеличивается, а строить объекты некому. 99% действующих на рынке застройщиков объясняют сложившуюся ситуацию «отсутствием квалифицированной рабочей силы». Дефицит кадров, конечно же, есть, но основная причина в другом.

На рынке строительных услуг Приморского края работает довольно большое количество подрядных организаций. Есть специалисты, готовые заходить на строительство объектов, есть техника, и есть материалы на рынке для реализации разных проектов.

Фактическая проблема отсутствия строителей на объектах является лишь следствием системы, которая регулирует отношения заказчика и исполнителя. Что же происходит?

У застройщика (заказчика), как правило, нет собственной ресурсной базы, которая позволила бы осуществить ему непосредственно строительство объекта. В этой связи он ищет исполнителя – подрядчика, строительную компанию, готовую организовать, свести воедино сторонние трудовые, производственные и материальные ресурсы для выполнения объекта заказчика.

И вот здесь наступает конфликт интересов. Во-первых, заказчик (я веду речь о частных заказах) стремится минимизировать расходы, предлагая такую оплату, которая позволит исполнителю только закрыть потребности зарплатного фонда непосредственных исполнителей, не учитывая обязательные расходы, связанные с этим.

Случается так, что по предварительной договоренности оговариваемая сумма по контракту вполне устраивает подрядчика, но к моменту подписания документов условия меняются в сторону снижения оплаты работы компании. И контракт не подписывается. В этой связи возникает ситуация, что даже в текущих условиях, когда достаточно много подрядов предлагается с авансами, о чем «мечтали» подрядчики три-четыре года назад, исполнителей на них нет. То есть при поиске подрядчика заказчик ставит во главу угла собственные интересы, совершенно не учитывая однобокость такого сотрудничества.

Во-вторых, с учетом возлагаемых на подрядчика рисков подобное партнерство становится для подрядчика абсолютно нецелесообразным и даже опасным. Дело в том, что ответственность исполнителя касается всех аспектов строительства. Подрядчик обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ, несет ответственность за качество выполненных работ, их соответствие требованиям проектной документации, несет гарантийные обязательства.

В типовом контракте одного крупного заказчика раздел об ответственности включал 38 пунктов о штрафах для подрядчика величиной от 300 тыс. до 10 млн руб. при общей стоимости контракта в 30 млн. В совокупности может получиться так, что по окончании работ подрядчик не только не получит прибыль, но останется в минусе. И подобный посыл у крупных заказчиков – норма. Одним словом, для компании, осуществляющей деятельность на объекте, такие условия не только невыгодны, но сопряжены с рисками разорения.

Так что кризис дефицита людей на стройках связан не с нехваткой в регионе подрядных компаний, а с перекосом в сторону выгоды заказчика и отсутствия учета интереса исполнителя.

При этом заказчики не спешат набирать собственную команду исполнителей, так как оформление их в штат компании сопряжено с массой «неприятных» моментов – налоги на ФЗП, организация работ, разрешительные документы и т. д.

Большинству застройщиков такие риски не нужны. И они перекладывают их на подрядчика. Я бы сравнил сложившуюся ситуацию с фермером, который хочет получить от коровы много молока, но при этом сократить рацион ее питания. На самом деле это невозможно. Для получения качественного продукта необходимо вкладывать в ресурсы – либо в подрядчика, либо в свои.

Есть выражение: игра стоит свеч. В настоящих условиях «игра» – работа подрядчика, на рынке строительства рискованная, чтобы «тратить на нее свечи», то есть силы, и подрядчики уходят с рынка, и возникает дефицит кадров, техники и материалов на объектах – некому организовать.

Описываемый мною подход к сотрудничеству начал формироваться с формата госзаказов, где заказчик и подрядчик поставлены изначально в неравные положения. И регулируются такие отношения законом.

При заключении договора между заказчиком и исполнителем проект практически всегда содержит в себе условия, являющиеся обременительными для контрагента. Баланс интересов сторон нарушен уже на стадии предлагаемой к подписи документации.

При этом, если дело дойдет до суда, в договоре подряда исполнитель будет выступать как лицо, обладающее специальными познаниями и опытом в области выполнения данного вида работ, позиционируясь как профессиональный участник определенного вида деятельности. То есть позиция подрядчика в суде будет заведомо слабой.

Таким образом, принято считать, что заказчик – это непрофессиональное «лицо» и он не может нести ответственности за строительство в полной мере. А исполнитель – профессионал, поэтому на него налагается дополнительное бремя ответственности. Так, согласно законодательным нормам, заказчик, независимо от стоимости контракта, несет ответственность за нарушение или невыполнение определенного пункта в рамках уплаты штрафа в размере 5 тыс. руб., в то время как подрядчик ровно за такое же нарушение заплатит 10% от общей стоимости контракта.

На практике сегодня сложился «рынок заказчика», который и навязывает условия. Подрядчику трудно достигнуть консенсуса даже на стадии заключении договора. В этой связи проще отказаться от проекта, чем брать в работу заведомо убыточный заказ.

В частности, нам неоднократно предлагали работу на объектах в рамках госзаказа таких компаний, как РЖД, Центробанк, «Почта России» и так далее. Фигурировал хороший объем, и по документам работа вполне выполнимая и понятная. Но как только дело доходило до изучения договора, наступало ясное понимание, что денег не будет. Более того, есть вероятность, что останемся еще и должны заказчику.

Поэтому, несмотря на наличие предложений от заказчиков и наличие рабочей силы на рынке, людей на стройках не хватает.

Резюмируя вышесказанное, ответ на вопрос «почему на стройках не хватает рабочих» звучит однозначно: условия для подрядчиков предлагаются настолько невыгодные, что большинство потенциальных исполнителей просто не выходят на контракты.

Самые свежие материалы от KONKURENT.RU - с прямой доставкой в Telegram
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ