2024-04-12T11:41:50+10:00 2024-04-12T11:41:50+10:00

«Пожары – системная проблема Хасанского округа»

Хасан – красивейшее место в Приморском крае. Проблема в том, что территорию никто не развивает. Старые ЛЭП, замусоренные пляжи, ужасные дороги и многие другие вопросы не решаются десятилетиями. Важнейшая системная проблема в Хасанском округе связана с противопожарной обстановкой.

Запланированный в Хасане большой курорт будет располагаться в тех краях, где нередко случаются возгорания, и мы неоднократно участвовали в их тушении. Однако создатели курорта точно позаботятся о безопасности отдыхающих и предпримут необходимые меры по купированию прихода огня со стороны леса и полей.

Но здесь речь идет о создании курорта в виде «автономного города в нищем государстве»: до места его расположения, определенно, проложат дороги, создадут инфраструктуру, организуют цивилизованный вывоз мусора, создадут дополнительные рабочие места – и это уже большие плюсы для Хасана. Другой вопрос, что смотреться такой курорт посреди всеобщей разрухи будет как «оазис в пустыне».

Реализация глобальных проектов должна начинаться с наведения порядка в той локации, где замышляют проект. В Хасане очень много проблем, и никого, кроме самих жителей, они, похоже, не интересуют. Власть в Хасане меняется, а ответы остаются прежними – «вам надо – сами и действуйте». Мы бы и рады, да людей и средств на все не хватает.

Пожары – это отдельная история. Последние два года особенно показали несостоятельность некоторых служб к быстрому реагированию и тушению пожаров в Хасанском округе. Я, как очевидец, находящийся непосредственно зоне особо охраняемой природной территории «Парк Хасанский», могу констатировать, что в конце 2023-го – начале 2024 г. пылал весь юг Хасана: при общей площади 9,5 гектара самого природного парка выгорело около 8 гектаров территории.

В частности, пал краем коснулся моей турбазы, в результате чего сгорел сруб колодца. В результате пожара на мысе Гамова были уничтожены постройки смотрителя маяка, расположенного в том месте. А также из-за постоянных пожаров страдают личные строения и имущество местных жителей. Площади возгорания были такого масштаба и силы, что службы МЧС просто не успевали вовремя реагировать.

В большинстве случаев огонь приходит из леса и полей, это говорит об отсутствии вокруг населенных пунктов минерализованных полос, так называемых противопожарных отжигов, которые способны остановить распространение пожара.

В 2024 г. губернатор Олег Кожемяко организовал в Хасане экстренный штаб и сам лично дважды приезжал, чтобы контролировать ситуацию с пожарами. Но ведь проще принять предупредительные меры, чем бороться с последствиями халатности: осенью, заблаговременно, необходимо создавать минерализованные полосы при помощи специальной техники, имеющейся в распоряжении КГБУ «Авиалесоохрана». Но почему-то про такую защиту вспоминают тогда, когда уже все вокруг полыхает. Необходимо проводить постоянный противопожарный мониторинг и привлекать к работе нас, добровольцев.

Конечно, власти не против добровольных общественных объединений, но как именно и на какие средства организуется подобная деятельность – никого не интересует. В соответствии с ФЗ «О добровольной пожарной охране» такие организации, как наша, обязаны содержать добровольцев за собственный счет, и речь идет не только о средствах на покупку обмундирования и техники, но даже материальную заинтересованность людей мы должны организовывать самостоятельно.

Однако мы не в состоянии в полной мере обеспечить деятельность дружины в том объеме, в котором она имела бы существенные результаты. В результате приходится выезжать тушить пожары на собственном транспорте, обеспечивать себя кустарными средствами защиты – одежда из ткани, не подверженной плавлению, капюшон, очки, перчатки, обувь и так далее. Кстати, работать «добровольным пожарным» – достаточно рискованное предприятие, но процедура страхования от несчастных случаев во время пожара также возложена на самих добровольцев, и она достаточно сложная, так что в какой-то момент мы просто отказались от этой идеи.

Защитных костюмов, таких как у сотрудников МЧС, никто нам не предоставляет. Оборудование для тушения тоже приобретаем за собственный счет и за счет средств, полученных в результате захода в грантовые программы. За помощью мы не раз обращались к местным властям, но заканчивается все, как правило, традиционными обещаниями.

Люди, имеющие отношение к добровольному пожаротушению, солидарны во мнении, что вопрос обеспечения таких дружин необходимо выводить на государственный уровень, вносить изменения в сам федеральный закон о добровольной пожарной охране. Ведь силами добровольцев можно не только тушить, но и предотвращать пожары. В частности, очень эффективной мерой в борьбе с возгораниями на территории Хасана стал бы круглосуточный мониторинг.

Кому, как не местным жителям, особенно хорошо известны критические точки потенциального возгорания? Мы отлично разбираемся в профилактике пожаров, знаем и понимаем, в каких местах и при какой погоде может произойти пожар, мы могли бы отслеживать перемещение транспортных средств и граждан в лесном массиве и предупреждать возгорания по неосторожности или поджоги.

Именно человеческий фактор чаще всего и становится причиной возгораний. В каких-то случаях речь идет о неумышленном причинении вреда – сигаретный окурок, брошенный в сухую траву, непотушенный костер и так далее. Но имеют место быть и специальные поджоги. Например, в день выборов, 15 марта, в разных локациях Хасана с небольшими временными интервалами произошли несколько серьезных возгораний – в районе поселка Андреевка, села Рязановка, рядом со Славянкой и на других участках. Такие прецеденты сложно списать на самовозгорание.

Случается так, что пожар провоцирует горячий выброс из трубы проходящего мимо тепловоза. Часто возгорания происходят в местах обрыва ЛЭП, так произошло в этом году на мысе Гамова – пожар начался в результате замыкания проводов. Особенно много возгораний случается в сухом весеннем лесу. Причем тушить пожары в это время года особенно сложно: ты протушил фронт огня, поворачиваешься, а сзади началось новое возгорание.

По сути, добровольные пожарные объединения являются негласными структурами МЧС, которое должно быть заинтересовано в увеличении количества добровольцев и обязано проводить обучение людей. Но на практике узконаправленного обучения не существует, а конкретные навыки пожаротушения добровольцы получают, так сказать, эмпирическим путем – прямо во время работы. Лично я обучался именно так, получая травмы и ожоги на своих «первых пожарах».

Согласно законодательству структуры МЧС обязаны развивать и поддерживать добровольные пожарные движения, но у нас, по сути, практикуется формализм на бумаге, без практической заинтересованности ведомства.

 

Самые свежие материалы от KONKURENT.RU - с прямой доставкой в Telegram
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ