Совокупность негативных факторов трансформировала сферу перевозок в единую комплексную проблему. Одна из ключевых ее составляющих – нарушение скоростного режима большегрузами на дорогах.
Я не стану сейчас оперировать общепринятыми фразами об ограничениях времени работы погрузочно-разгрузочных пунктов, которые стимулируют водителей поторапливаться. А расскажу о причинно-следственной связи происходящего, выделив несколько моментов, о которых «не принято говорить».
ПЕРВОЕ, что хочу отметить: водителя никто не может принудить превысить скорость, нарушая ПДД и подвергая опасности других участников дорожного движения. Это личный выбор каждого человека. Если мы говорим о сотрудниках, трудоустроенных в рамках нормированного рабочего дня и получающих фиксированный оклад, для них устраивать «гонки» на дорогах просто нецелесообразно.
Однако большинство водителей ориентированы на нерегламентированный график работы, который предлагают практически все коммерческие организации. Речь идет о гонорарах, зависящих от количества рейсов либо от километража. Вот в таких случаях стремление заработать подталкивает водителей торопиться в буквальном смысле. Добровольно.
Знаете, какое наказание предусмотрено водителю большегруза за превышение скорости? Штраф 500 руб., поделенный наполовину, если оплатит оперативно. Водителю с его зарплатой, откровенно говоря, начихать на эти штрафы. Несколько раз ускорился, копейки в казну заплатил, зато вместо одного рейса ухитрился два сделать. Вот если бы штраф за превышение скорости составлял тысяч десять, ситуация, думаю, могла бы измениться.
ВТОРОЕ: рынок труда водителей большегрузов априори испытывает острый дефицит профессиональных кадров. Эта проблема и раньше была достаточно серьезной, а с проведением СВО трансформировалась до критических значений. Так, большинство мужчин в нашей организации ушли защищать родину. Значительная часть тех, кто остался, имеет достаточно низкий уровень культуры не только в работе, но и в отношении жизненной позиции.
Сложно представить, но зачастую адекватный на первый взгляд человек, способный управлять дорогостоящей машиной и перевозить груз стоимостью несколько десятков миллионов, в быту может оказаться хамом, не обремененным даже намеком на культуру поведения. Немногие водители способны дать правильную оценку той среде, в которой они находятся, и уж тем более понять, что их транспортное средство является источником большой опасности для окружающих. Даже предупреждение о материальной ответственности мало кого пугает.
Водители стали другими. И это явление повсеместное. Оно касается любых аспектов – не только нарушения скоростного режима или обгонов, но и простых бытовых ситуаций. Например, большегруз может загородить проезд, припарковавшись в городе в неположенном месте, и комфортно себя при этом чувствовать.
ТРЕТЬЕ: недобросовестные предприниматели. Я о тех, кто в силу собственной выгоды подгоняет водителей, оперируя в случае опоздания штрафами. В итоге перед работником встает выбор: либо принимать условия работодателя и нестись как на пожар, либо отказаться от такой работы. Чаще водители выбирают первый вариант. В текущих условиях на рынок может зайти любой желающий – достаточно купить или взять в лизинг пару машин с прицепами и нанять водителей. При этом новоиспеченному бизнесмену абсолютно необязательно быть погруженным в эту специфическую деятельность. Большинство просто незнакомо с элементарными алгоритмами, как обеспечивать безопасность дорожного движения, сохранность груза, бесперебойную работу транспортного средства. Многие не считают обязательным проводить инструктаж водителей, контролировать их поведение, в том числе и на дорогах.
Такие предприниматели заходят на рынок с единственной целью – максимально заработать. А способом решения поставленной задачи выбирают демпинг, зачастую работая себе в убыток, но при этом нанося вред всему рынку. Понимая, что машина не окупается, новоиспеченный предприниматель использует водителей очень низкого уровня компетенции, экономя на оплате труда. Более того, «оптимизация расходов» происходит и за счет обслуживания транспортного средства – экономят на всем, даже на резине. А потом такой грузовик теряет управление, переворачивается, слетает в кювет, врезается, и последствия бывают очень страшными.
Будучи собственником транспортных средств, считаю, что качество предпринимателей и качество водительского состава требует улучшений. В этой связи выступаю за регулировку рынка автоперевозчиков через лицензирование и ужесточение условий. Полагаю, что только изменения на законодательном уровне способны стать эффективным инструментом в решении большинства проблем транспортной сферы.