Вооружившись лопатами, кольями, вилами, плакатами и транспарантами, китайцы переходили границу, навстречу им выходили русские пограничники с дубинками — и начиналась драка. Через несколько часов она заканчивалась, все возвращались по домам до следующей недели. Так «братья навек» не давали русским покоя несколько лет.
С 1964 по 1969 на советско-китайской границе произошло 4189 столкновений без применения оружия. Но однажды палка выстрелила. На Даманском.
СССР. Март 1969
2 марта 1969 г. на льду р. Уссури возле острова Даманский китайцы неожиданно в упор расстреляли вышедших, как обычно, подраться русских. «Для советской стороны инцидент был неожиданным, — отмечал в своих мемуарах начальник разведки КГБ Владимир Крючков. — После гибели группы пограничников советское руководство оказалось если не в шоке, то в состоянии, близком к этому.
Начался мучительный поиск выхода из создавшегося положения. Даже такой локальный конфликт представлял огромную опасность, поскольку в любой момент мог перерасти в полномасштабное военное столкновение. На совещании у Андропова было выработано следующее предложение: ограничить конфликт рамками чисто пограничной проблемы, попытаться урегулировать возникший инцидент только силами пограничников, ни в коем случае не допуская участия в боевых действиях регулярных воинских подразделений».
Однако чисто пограничных сил было явно недостаточно. Согласно решению совещания, русские армейцы стали перешивать свои погоны на зеленые. У границы с обеих сторон стали сосредотачиваться войска.
Русские ввели танки. Китайцы — артиллерию. Они решили нанести артиллерийский удар за гору Кафылу в место сосредоточения советских войск. В это время на месте предполагаемого удара как раз находился заместитель министра обороны, командующий сухопутными войсками СССР генерал армии Иван Павловский. Разведка узнала о готовящемся артиллерийском ударе, и войска быстро рассредоточили. Китайцы, не зная это, открыли огонь.
Как рассказывал корр. «К» капитан Котелевский, находившийся на господствующей высоте Кафыла, «плотность огня была такова, что из–за пролетавших над вершиной горы снарядов спрятанная там машина буквально ходила ходуном. Если бы люди не ушли, погибло бы не менее тысячи советских солдат».
Советские войска определили координаты места, откуда был произведен артналет. В ответ нанесли массированный удар из артиллерийских установок «Град» — на удалении пяти километров залпами из реактивных «градов» и артиллерии в течение десяти минут была полностью уничтожена сосредоточенная за холмами китайская группировка.
Как вспоминал Крючков, «несмотря на то что существовала и другая точка зрения, сторонники которой предлагали воспользоваться предоставленным китайской стороной поводом для того, чтобы развернуть широкомасштабное наступление и задействовать для этого крупные воинские соединения, Брежнев поддержал Андропова. Оба они — и Брежнев, и Андропов — хорошо понимали, что тот успех, который сулила нам крупная военная операция, все равно носил бы временный характер, раны же потом пришлось бы залечивать значительно дольше.
Дальнейшее развитие событий полностью подтвердило правильность именно такого подхода. Спустя некоторое время после событий на Даманском советско-китайские отношения стали постепенно нормализоваться».
В результате военных действий с русской стороны погибло 58, с китайской 580 бойцов. В ходе боев китайцами был захвачен оснащенный секретным устройством стабилизации русский танк Т-62, который до сих пор стоит в музее вооруженных сил КНР. Во время боев танк ушел под лед реки и был вытащен на берег с помощью китайских водолазов.
О событиях на Даманском написано много, но хотелось бы рассказать об одном случае.
Во время первого боя фотограф полит-отдела пограничного отряда рядовой Николай Петров сделал несколько снимков на фотоаппарат «Зоркий-4» и спрятал его под полушубок. Китайцы убили Петрова, но фотоаппарат не заметили. Фотоаппарат был обнаружен пограничниками при обследовании тела рядового и передан для проявки находившемуся в то время в районе событий фотокорреспонденту газеты Тихоокеанского погранокруга старшине Владимиру Гречухину. Гречухин спрятался в вертолете начальника войск округа, вылетавшего к месту событий, и таким образом попал в самую гущу событий.
Во избежание возможной порчи пленки в полевых условиях в сопровождении двоих работников КГБ фотограф отправился во Владивосток. Во время проявки в темной комнате Гречухин поменял фотоаппарат Петрова на свой такой же марки и вернул подмену чекистам. «Не мог сдержаться и не оставить себе такую реликвию», — вспоминал он впоследствии. Десять лет он хранил у себя этот исторический фотоаппарат, но потом передал его в музей Пограничных войск. Три снимка, сделанных «Зорким» Петрова и запечатлевших первые минуты столкновения на тогда еще советском острове, вскоре облетели весь мир.
После описываемых событий российские пограничники контролировали подходы к острову снайперами и пулеметами. Но 10 сентября 1969 г. они получили приказ огонь не открывать, китайцы сразу же переправились на остров и находились там до официальной передачи Даманского КНР в 1991 г.
КНР. Март 2009 г.
Сегодня остров находится под юрисдикцией КНР. Интересное свидетельство приведено в статье китайского журналиста Вэнь Сяня «Сегодняшний день острова Чжэньбао». Это, пожалуй, единственное свидетельство, так как тема острова в КНР не муссируется, попасть русским на него вряд ли удастся, и посмотреть на него можно только за деньги с китайской стороны в специальные подзорные трубы.
«Подходим к причалу поста «Остров Чжэньбао». Молодой лейтенант 72-го подразделения в/ч 65919 НОАК по-военному приветствует гостей. Вот он, островок площадью всего 0,74 квадратных километра, чье имя — в сердцах всех китайцев! Офицеры и солдаты, охраняющие остров, нашли свой, особый, способ подчеркнуть кровную связь Чжэньбао с Китаем: в десяти метрах от пристани на берегу высятся белоснежные ворота. На солнце горят пять золотых иероглифов, составляющих надпись: «Остров Чжэньбао, КНР». У ворот застыл часовой.
Нашего лейтенанта зовут Хань Бин. Он начальник поста, охраняющего Чжэньбао, ведет меня на экскурсию. Казарма построена в августе 1968 г. и представляет собой простое каменное строение площадью около двадцати квадратных метров. У казармы два входа, украшенных парными надписями: «Застава — твоя семья / Трудности — твоя слава», «Навеки защитим границу», «Тело — на острове Чжэньбао / Дух — на всех пяти материках», «Освободим весь мир!».
В июле 1975 г. была построена вторая казарма — круглое двухэтажное железобетонное сооружение площадью около 26 квадратных метров. Осеняющее заставу пятизвездное красное знамя развевается на крыше. Есть на стене здания и надпись, исполненная глубокого смысла: «Территория Китая неприкосновенна!».
Третья казарма возведена в 2000 г. Это двухэтажное сборное здание. Четвертая казарма еще строится, у нее будет уже три этажа. Каждая постройка отражает особенности своей эпохи. Выйдя из четвертой казармы направляюсь к 30-метровому мосту из кедра.
У моста — «Дерево героев». Оно посажено на том самом месте, где тридцать с лишним лет назад во время ожесточенного боя приняли смерть китайские солдаты. За «Деревом героев» отрыты окопы и ходы сообщения. Пожалуй, дальше идти не стоит: в прилегающем лесу затаились около 2000 противопехотных мин.
Сегодня на посту Чжэньбао всего четверо военнослужащих.
Чжэньбао отделяют от китайского берега какие-то сто метров. Тем не менее, каждый год в период ледостава и ледохода cвязь с «большой землей» затруднена. Зимой температура воздуха в этих местах может опускаться до -40 градусов Цельсия! 22 июня 2000 г. Чжэньбао был подключен к постоянной линии электропередач. Начальник поста рассказывает, что все снабжение осуществляется путем подвоза с «большой земли». Катер приходит раз в две недели.
Перед тем, как покинуть Чжэньбао, я поднялся на господствующую над берегами Уссури лесистую высоту №209. С ее вершины весь остров (2300 м в длину, 500 м в ширину, 100 м от нашего берега, 300 м от берега соседей) виден как на ладони. Широкий посередине и сужающийся к оконечностям. Его название означает «Драгоценный». Я смотрел и думал о том, что этот остров всегда был и будет драгоценной реликвией Северо-Востока нашей Родины».
В России в память о даманских событиях, жители Ярославля назвали один из намытых Волгой островов — Даманским.