«Роснефть» и ВТБ сообщают, что приступили к переговорам о вхождении судостроительного комплекса «Звезда» в Объединенную судостроительную корпорацию (ОСК).
«Инициатива о консолидации судостроительных активов на Дальнем Востоке для повышения эффективности отрасли поддержана президентом Российской Федерации», – отметили организации в совместном заявлении.
Строительство судостроительного комплекса «Звезда» началось в Большом Камне в 2009 г. В 2013 г. к созданию новой верфи был привлечен консорциум частных инвесторов во главе с «Роснефтью».
Всего на верфи спущено на воду уже 12 судов, активно строятся еще более 20 судов из более чем 60, находящихся в портфеле заказов предприятия. Общий дедвейт заказов превышает 3 млн тонн.
Компанией-оператором строительства судостроительного комплекса «Звезда» являются «Современные технологии судостроения» (СТС). До 2017 г. СТС на паритетной основе принадлежал Газпромбанку и «Роснефти». В феврале 2017 г. 89% акций АО «СТС» выкупил государственный холдинг «Роснефтегаз» (принадлежит «Роснефти»).
При этом для нужд судостроительного комплекса «Звезда» собирались построить металлургический завод. В мае текущего года премьер Михаил Мишустин расширил границы территории опережающего развития «Большой Камень», для строительства Приморского металлургического завода. Новая земля будет использована под возведение причала, который сможет принимать суда с необходимым оборудованием для создания предприятия.
Планировалось, что завод будет построен до 2025 г. Срок окупаемости – 14 лет, общий предполагаемый объем капитальных вложений – 178,4 млрд руб. (без учета НДС). Мощность завода должна составить 1,5 млн тонн. При этом сама верфь будет потреблять 300–350 тыс. тонн, остальные объемы будут продаваться предприятиям региона.
Напомним, в октябре 2023 г. президент утвердил передачу в доверительное управление ВТБ сроком на пять лет государственного пакета акций ОСК, крупнейшей судостроительной компании России. В нее входят более 40 проектно-конструкторских бюро, судостроительных, судоремонтных и машиностроительных заводов, специализированных предприятий в 15 регионах России, в том числе АО «Восточная верфь».
В 2031 г. в составе ОСК должна появиться и Приморская верфь. Построить ее планируют в бухте Промежуточной во Владивостоке, верфь сможет возводить около 12 судов в год для торгового флота России. Как сообщали в ОСК, производственные мощности новой площадки смогут позволить строить суда разных типов: балкеры, танкеры, контейнеровозы и газовозы.