Транспортная группа FESCO 25 апреля отмечает свой 145-й день рождения. Компания по праву является одним из признанных лидеров транспортной отрасли в России. За ее плечами опыт многих поколений работников, героические события и трудовые подвиги. Как маленькое судоходное агентство на Дальнем Востоке стало одним из лидеров российской логистики, рассказывает Николай Чвертко, директор филиала FESCO во Владивостоке.
– Николай Николаевич, чувствует ли сегодня FESCO родство с Приморьем?
– Скажу больше: мы никогда и не теряли этой связи. Да, сегодня офисы FESCO находятся по всей России и за рубежом. Однако мы давно стали больше, чем просто судоходная компания, у нас работают портовики, логисты, железнодорожники, судоремонтники, специалисты различных направлений. Тем не менее мы продолжаем хранить в себе морскую ДНК, любим Приморье и остаемся одним из крупнейших логистических операторов в регионе.
История FESCO начинается в 1880 г., когда на Дальний Восток отправился пароход «Москва» общества «Добровольный флот». На его борту был Василий Есипов, который стал первым агентом Добровольного флота в Приморье. 25 апреля «Москву» торжественно встречали во Владивостоке. Это стало знаковым событием. Появление судоходной компании позволило связать центральную часть Российской империи с ее дальневосточными территориями, обеспечить регулярную доставку переселенцев и необходимых промышленных товаров.
Вслед за «Москвой» в июне 1880 г. из Одессы прибыло второе судно – «Владивосток». С его приходом местное агентство Добровольного флота превратилось в маленькое пароходство, на баланс которого этот транспорт и был зачислен. Так началась почти полуторавековая история FESCO, которая, несомненно, внесла значительный вклад в развитие Дальнего Востока и в целом внешней торговли России.
– Как FESCO удалось из регионального пароходства стать одним из лидеров транспортной отрасли страны?
– Появление у России собственного торгового флота на Тихом океане способствовало освоению региона и увеличению численности населения. С 1883 г. на судах Добровольного флота на Дальний Восток стали прибывать крестьяне из южных губерний. Только за первые 10 лет его пароходами доставили во Владивосток 3 тыс. переселенческих семей, а также почти 40 тыс. пассажиров.
С 1891 г. компания стала одним из главных перевозчиков материалов для строящейся Транссибирской железнодорожной магистрали. Благодаря господдержке количество судов Добровольного флота непрерывно росло. К 1906–1914 гг. почти вся его деятельность переключилась на Дальний Восток.
После завершения революции и Гражданской войны на базе частных пароходств был создан единый всесоюзный Совторгфлот. Под его флагом удалось собрать 128 судов.
Владивостокская контора Добровольного флота стала его дальневосточным отделением. Так начался советский период истории. В конце 1920-х и все 1930-е годы шел процесс увеличения и модернизации торгового флота на Дальнем Востоке. Расширилась география маршрутов. Компания получила свое советское имя – Дальневосточное морское пароходство (ДВМП).
Настоящий подъем флота начался после завершения Великой Отечественной войны. Были запущены первые регулярные морские линии между Дальним Востоком и Японией, Индией, Малайзией, Китаем. ДВМП вышло на международный рынок. С 1960–1970-х годов компания начала активно перевозить грузы в контейнерах, постепенно становясь флагманом советского торгового флота в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Тогда же появился и бренд FESCO (Far-Eastern Shipping Company) для осуществления внешнеторговой деятельности.
Весь советский период пароходство стремительно развивалось и к началу 1990-х пришло с большим флотом и опытом работы в условиях рыночной экономики. Именно это позволило успешно пройти все испытания того непростого времени. С начала 2000-х FESCO шаг за шагом из морского перевозчика трансформировалось в крупного линейно-логистического интермодального контейнерного оператора.
Сегодня FESCO – одна из крупнейших транспортно-логистических компаний в России с активами в сфере морского, портового, железнодорожного и интегрированного логистического бизнеса. С конца 2023 г. FESCO вошло в контур управления госкорпорации «Росатом», что позволило всем дивизионам Группы еще активнее работать над развитием суверенной логистики России. Поэтому мы не сомневаемся, что каждый год в большой, насыщенной 145-летней истории FESCO – это новые достижения для российской логистики на международном рынке и внутри страны.
– Какие задачи стоят перед флотом FESCO сегодня?
– Флот FESCO на данный момент насчитывает более 30 единиц. Это контейнеровозы, универсальные сухогрузы и одно уникальное ледокольно-транспортное судно. Наши моряки обеспечивают работу на собственных внешнеторговых и каботажных линиях FESCO, которые охватывают все основные бассейны России. Более того, количество морских сервисов и портов судозахода с каждым годом только растет.
Так, во второй половине прошлого года мы запустили FESCO Intra Asia Service, который напрямую связал вьетнамский Хошимин и малайзийский Порт-Кланг и стал первым за почти двадцать лет морским сервисом Группы без захода в порты России. Таким образом, FESCO вышло на рынок, где работают мировые перевозчики, и начало конкурировать с ними на равных. Уже в этом году мы расширили географию линии и стали выполнять регулярные судозаходы в Бангкок (Таиланд) и еще один порт Малайзии – Пасир Гуданг. А буквально накануне своего дня рождения планируем совершить первый прямой заход в порт Джакарта в Индонезии.
Еще из последних достижений – мы начали развивать перевозки с Персидским заливом, теперь наши суда напрямую заходят в Джебель-Али, ОАЭ. Кроме того, FESCO организовало морской контейнерный сервис в крупнейший кенийский порт Момбаса, а также добавило новые фидерные порты в рамках линии между Индией и Новороссийском.
Конечно, еще одна важная часть нашей работы – каботажные перевозки. Традиционно мы доставляем значительный объем грузов на Сахалин, в Магадан и на Камчатку. За прошлый год перевозки в рамках линии FESCO Petropavlovsk-Kamchatskiy Line увеличились на 10%, до 22,4 тыс. TEU. Этот морской сервис на протяжении нескольких лет стабильно демонстрирует рост объемов перевозок.
Всегда на особом контроле FESCO доставка на Чукотку. В прошлом году в рамках северного завоза мы перевезли в регион и из него более 26 тыс. тонн. Основу грузопотока составляют такие социально значимые грузы, как продукты питания, медикаменты, товары народного потребления и строительные материалы, предназначенные в том числе для реализации важных инвестиционных проектов на Крайнем Севере.
FESCO обеспечивает каботажные перевозки не только на Дальнем Востоке. Уже больше двух лет успешно работает наша регулярная контейнерная линия между Калининградом и Санкт-Петербургом. Помимо этого для развития перевозок в самом западном регионе России FESCO открыло в прошлом году офис в Калининграде, а также начало оперировать собственным грузовым автопарком в области.
– Компания реализует программу по увеличению и омоложению флота. Что планируете приобретать?
– Последние пять лет мы активно пополняем и омолаживаем флот. С 2020 г. в него вошли 15 судов. На этом останавливаться не собираемся. Инвестиционная программа FESCO предусматривает закупку дополнительного флота. Мы рассматриваем суда вместимостью от 1,7 до 3 тыс. TEU. Это может быть как приобретение с рынка, так и тайм-чартер. Планируем ставить их как на действующие внешнеторговые и каботажные линии, так и на новые морские сервисы.
Вместе с увеличением количества судов мы активно привлекаем на работу моряков. Сегодня плавсостав насчитывает более 1,5 тыс. человек. Если раньше упор делался на дальневосточников, то с выходом FESCO в регион Балтийского и Черного морей стало больше новых коллег из западной части России.
Люди – это главная ценность компании. Наши моряки чувствуют стабильность, гарантии, уверенность в завтрашнем дне. В FESCO приходят и люди с опытом, и новички. Кроме того, наша Группа сотрудничает с лучшими учебными заведениями страны, готовящими моряков, – Государственным университетом морского и речного флота имени Макарова в Санкт-Петербурге, Морским государственным университетом имени Невельского во Владивостоке, Сибирским и Волжским госуниверситетами водного транспорта. Ежегодно мы принимаем на младшие офицерские должности около 50 вчерашних выпускников. За каждым молодым специалистом наблюдаем, стараемся создать условия для профессионального и карьерного роста.
– Уже второй год подряд FESCO побеждает в конкурсе Росморречфлота «Лидер отрасли». В чем секрет?
– Мы стали победителями сразу в двух номинациях. FESCO признано «Лучшей судоходной компанией, осуществляющей морские сухогрузные перевозки», а Владивостокский морской торговый порт, который входит в нашу Группу, стал «Лучшей морской стивидорной компанией».
Удостоиться звания лидера в год 145-летия вдвойне приятно. Тем более что оно отражает и исторические заслуги, и стремление нашей Группы к развитию, движению вперед.
Минувший год стал действительно очень продуктивным: мы пополнили флот современными судами, расширили географию сервисов, увеличили объемы международных морских перевозок на 20%, нарастили на 66% перевозки импортных контейнерных поездов на китайском направлении через сухопутные погранпереходы, а наш контейнерный парк достиг исторического рекорда – 200 тыс. TEU. А еще мы заняли первое место по объемам морских внешнеторговых перевозок в России. Помимо этого наш Владивостокский морской торговый порт обновил исторический максимум по контейнерообороту, вновь став первым в стране по этому показателю. Наши достижения – результат стратегии развития компании, этапы на пути к новым успехам. На этом пути мы теперь движемся рука об руку с госкорпорацией «Росатом».
– Совсем недавно моряки дизель-электрохода «Василий Головнин» вернулись из очередной антарктической экспедиции. Почему именно FESCO?
– Экспедиции в Антарктиду – это очень сложные и ответственные рейсы, которые под силу далеко не каждой компании. Вот уже семь лет FESCO помогает ученым из Национального центра полярных и океанических исследований Министерства землеведения Индии в доставке снабжения для их научных станций. У нас есть несколько слагаемых успеха. Это высокопрофессиональные моряки, которые не боятся трудностей и руководствуются правилом, что невыполнимых задач не бывает. Это колоссальный опыт ледокольных капитанов и капитанов-наставников FESCO. И, конечно, это наше уникальное ледокольно-транспортное судно «Василий Головнин», способное работать в экстремальных условиях арктических морей. Все эти факторы позволяют нам справляться с самыми сложными задачами, к которым относятся в том числе и снабженческие экспедиции в Антарктиде.
– Как FESCO планирует отмечать свое 145-летие? Что ждать жителям Владивостока?
– Днем рождения FESCO является 25 апреля, но праздничные мероприятия запланированы на весь год. Это будут культурные события для горожан и гостей Владивостока, корпоративные праздники для сотрудников, деловые встречи для бизнеса и многое другое. Программа большая, насыщенная. Все публичные события мы будем заранее анонсировать.
Я присоединяюсь ко всем поздравлениям, которые звучат в адрес Транспортной группы FESCO. Наша компания уже 145 лет находится в постоянном движении, и я желаю всему коллективу попутного ветра на пути к новым победам!