В Госдуму внесен законопроект, согласно которому коммерческие места в вузах должны распределяться по примеру бюджетных – в пользу нужных государству специальностей. В результате прием абитуриентов на платные направления, не попавшие в перечень приоритетных, будет сокращен. Причина такого подхода проста: за последние четверть века система вузовского образования наплодила столько никому не нужных горе-специалистов, что работать на нужных направлениях экономики и социальной сферы стало некому. На март 2025 г., по информации сайта HeadHunter, примерно 40% выпускников вузов не работают по полученной в вузе профессии.
Деловой еженедельник «Конкурент» спросил экспертов о последствиях новой реформы высшего образования, которая должна вступить в силу со следующего года. Но к которой вузы уже должны готовиться сейчас.
Ирина Смирнова, к. э. н., доцент кафедры общего и проектного менеджмента факультета «Высшая школа управления», Финансовый университет при Правительстве РФ: «Платное образование, в целом, превращает образовательную деятельность в услугу, а не благо, студент становится клиентом, а не участником образовательного процесса, несущим ответственность за свои знания и компетенции при получении диплома.
В этой связи инициатива по набору студентов на платные места представляется вполне разумной исходя из отраслевых запросов в российской экономике, учитывая текущий кадровый голод во многих ключевых отраслях. Вероятно, данная реформа также направлена на возрождение статусности и престижности высшего образования, подразумевается введение конкурса баллов ЕГЭ не только на бюджетные места, но и на платные.
«Мажоров» и блатных студентов всегда было достаточно в ведущих российских вузах, вероятно, что данная реформа сильно не отразится на их количестве. Есть предположение, что при значительном ужесточении конкурса баллов ЕГЭ на платные места весьма вероятен определенный отток студентов, чьи родители имеют возможность оплатить зарубежное обучение, в университеты дружественных стран».
Юлия Лимарева, доцент кафедры общего и проектного менеджмента, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации: «Новые тенденции информационной экономики диктуют новые требования к уровню подготовки, подстраиваясь под эти условия, и нужно рассуждать. С одной стороны, необходимо обеспечить приток будущих специалистов, а стимулировать это можно за счет бюджетных мест в вузах. С другой стороны, предложения депутатов и сенаторов направлены на очередные изменениях в системе платного образования, с тем чтобы коммерческие места в вузах распределялись по примеру бюджетных – в пользу приоритетных для государства специальностей. Вопрос в целесообразности подобной реформы.
Во-первых, ожидаемо, что количество мест (и платных, и бюджетных) будет скорректировано в пользу приоритетных направлений. В результате количество образовательных программ на платных направлениях, не попавших в перечень приоритетных, может быть сокращено (возможно, в пользу новых, более актуальных).
Во-вторых, рыночные отношения приучили нас мыслить на перспективу, предположим, что обучение в вузах на приоритетных программах станет выше по стоимости (инфляция способствует увеличению стоимости образовательных программ, еще и трансформация приоритетных направлений обучения может также создать конкурентный прецедент).
В-третьих, условия по получению образовательного кредита с государственной поддержкой на обучение (по сниженной процентной ставке) могут тоже пересматриваться банком, и получить льготный кредит на обучение по неактуальным для государства специальностям станет практически невозможно. Кроме того, сумма образовательного кредита ограничена: обычно банки выдают заем не больше чем на 2 млн руб. И еще одно ограничение – банки выдают кредиты на обучение только в определенные вузы, что сужает выбор для потенциального абитуриента.
Таким образом, реформа платного образования, с одной стороны, поможет вузам получить дополнительные средства для развития своей инфраструктуры, а с другой – эти места могут привлечь состоятельных абитуриентов, которые, получив диплом, не пойдут работать по специальности, эффект будет обратным».
Галина Гомилевская, директор Международного института окружающей среды и туризма ВВГУ, кандидат экономических наук: «Благодаря реформе высшее образование должно превратиться из массового в элитное, реально соответствующее высшему уровню, а массовость подготовки кадров должна перейти на средний уровень с практико-ориентированным подходом.
Логика в следующем: реформа в некоторой степени возвращает нас к системе высшего образования, которая существовала в СССР. Цель – максимально привлечь выпускников школ на приоритетные направления, необходимые для общественного и экономического развития страны. Сейчас при наличии финансов родители выбирают в том числе и платные направления подготовки. Если введут такие ограничения, то альтернатива останется только за приоритетом. И при этом вполне возможно, что 90% бюджетных мест станут целевыми, что уже было в истории высшей школы.
Что же касается ограничений на платное обучение, при таком сокращении возникнет конкурс и на платные места. Если у абитуриента хорошие баллы ЕГЭ, но он хочет учиться в конкретном вузе и на конкретной специальности, где нет бюджетных мест, а у его родителей есть финансовая возможность, он сможет поступить. При наличии денег, но отсутствии соответствующего балла ЕГЭ поступить не получится ни за какие деньги.
Что же будет с рынком труда? Как заявляет Министерство высшего образования и науки, общее количество бюджетных мест не уменьшится, они будут перераспределены на приоритетные направления, и это уже происходит в последние годы. Поэтому кадровая потребность в наиболее востребованных специальностях будет решаться точечно, как раз за счет целевого набора. И не стоит забывать, что большой кадровый контингент необходим стране с уровнем среднего специального образования, а не только высшего. Сейчас проходит глобальная реформа СПО, реализуется проект «Профессионалитет» с масштабной государственной поддержкой, модернизируется материально-техническая база колледжей и техникумов. В систему СПО приходят молодые амбициозные управленческие и педагогические кадры. И это вызывает большой интерес у абитуриентов. Для удовлетворения кадровых потребностей экономики здесь также запускается механизм целевой подготовки».
Яна Мальцева, руководитель интернет-группы ГТРК «Владивосток», к. п. н., доцент ВШКТВ ВВГУ: «В последние десятилетия наблюдается ярко выраженная тенденция к увеличению числа студентов, обучающихся на платной основе. Причина лежит на поверхности: вузам требуется постоянное внебюджетное дополнительное финансирование, содержать вузы становится все дороже. Ректоры университетов активно обращаются к своим учебным заведениям с призывом привлекать платных студентов. В условиях растущих цен на обучение, которые в среднем составляют более 200 тыс. руб. в год во Владивостоке и еще выше в центральных городах России, встает вопрос о целесообразности реформы.
Полагаю, что реформа вряд ли изменит ситуацию на рынке труда. Для достижения устойчивых изменений необходимо начинать с уровня средней школы, акцентируя внимание на точных и естественно-научных специальностях. Кроме того, важным аспектом является взаимодействие с потенциальными работодателями, которые должны предлагать конкурентоспособные зарплаты и льготы для специалистов, чтобы привлекать молодежь в востребованные профессии. Если родители увидят, что их дети могут рассчитывать на достойное материальное обеспечение после окончания учебного заведения, интерес к техническим специальностям возрастет, а рынок труда станет более сбалансированным и эффективным».
Ирина Разинкина, к. э. н., доцент, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации: «В 2024 г. на 7351 бюджетное место подготовки экономистов приходилось 21 976 мест коммерческого набора. И сколько бы ни регулировало государство потоки абитуриентов в сторону стратегически значимых для экономики России специальностей, мы все равно видим высокий спрос (и отвечающее на него предложение) на направления социально-гуманитарного профиля.
Приемная кампания 2025 г., вероятно, будет, более «нервной» для всех участников, вузы начнут адаптироваться под новые правила игры. Скорее всего, мы не увидим роста приема на направления социально-экономического и гуманитарного профиля в сравнении с приемом 2024 г. Полагаем, повысится интерес к педагогическому образованию. На прежнем уровне останется прием на IT-направления, но роста тут уже не будет, т. к. от рынка поступают сигналы об определенном насыщении. Наблюдаемый в последние несколько лет рост востребованности инженерных специальностей продолжится.
Безусловно, экономике нужны высококвалифицированные инженеры, врачи, педагоги, и эти меры должны дать эффект в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Однако следует комплексно подходить к реформированию системы и начинать с начального и среднего образования. Одна из главных причин, почему выпускники школ не готовы поступать на технические направления, – это недостаточный уровень преподавания математики, физики в массовой школе. Качественное математическое, техническое образование нужно делать доступным для большинства школьников. Тогда мы увидим выпускников, уверенных в своих силах и способных «потянуть» вузовский уровень инженерного образования».
Анастасия Николенко, доцент, кандидат политических наук, доцент кафедры международных отношений ВВГУ: «Реформа системы образования в России вызывает значительные опасения и недоумение в обществе. Во-первых, следует отметить, что законопроект, касающийся данной реформы, имеет явные признаки сегрегации. Его содержание кажется нелогичным, поскольку платное образование подразумевает априори широкий выбор специальностей и вмешательство государства в регулирование образовательного процесса выглядит не совсем уместным.
Во-вторых, существующая система образования, в частности ЕГЭ, была задумана как способ уравнивания возможностей для всех абитуриентов. Однако, согласно предложенному законопроекту, данная система может утратить свою эффективность. В результате реформы мы можем оказаться в ситуации, когда абитуриенты будут сталкиваться с еще большими трудностями в выборе профессии, что, в свою очередь, повлечет за собой ухудшение качества образования в целом.
Ну а с учетом активной популяризации колледжей, в случае ограничения набора специальностей в вузах, ситуация может вообще выйти из-под контроля, приводя к еще более серьезным проблемам в образовании и, более широко, в общественной жизни. Это не только ухудшит состояние образования, но и нарастит социальные проблемы, обеспечив негативные последствия для науки и культуры.
Не менее важным является вопрос механизма реализации данной реформы. Как именно планируется ограничивать набор специальностей? Предполагается, что молодежь будет поставлена перед выбором: либо не поступать в вузы, либо получать специальность, необходимую государству? Однако мы и так живем в условиях рынка, где молодежь вынуждена ориентироваться на востребованные специальности.
Очевидно одно: данная мера вряд ли приведет к увеличению числа молодых специалистов на рынке. Мы продолжаем сталкиваться с дефицитом кадров, создаваемым рыночными условиями. Например, через десять лет мы можем столкнуться с нехваткой медицинских кадров, поскольку сегодня их подготовка не осуществляется в нужном объеме. Вопрос о том, кто будет работать в таких ключевых сферах, как аграрная, педагогическая и инженерная, остается открытым, если образование будет сосредоточено лишь на подготовке «нужных государству специалистов», например айтишников.
В конечном счете, если предложенные меры будут реализованы, мы можем стать свидетелями нового «оттока мозгов»: наиболее способные студенты будут вынуждены искать образование за границей, что усугубит ситуацию с квалифицированными кадрами в России».

