Для интервью ко Дню советской печати (5 мая; после превращения СССР в РФ этот профессиональный праздник перенесли на 13 января) Людмила Васильева с ее более чем полувековым опытом преподавания на факультете журналистики в университете подходит лучше всех. Через ее заботливые учительские руки прошли многие поколения студентов во Владивостоке. Мы поговорили с ней обо всем понемногу.
– С чего начался ваш путь в журналистику?
– Я в школе была хулиганкой. Училась не очень хорошо, зато у меня были лидерские качества, но педагоги их не замечали. Правда, учитель литературы хвалила мои сочинения. Знаете, в детстве я любила бегать на Алексеевскую сопку смотреть закаты: они у нас во Владивостоке красивейшие. Как-то нашла свой дневник и не поверила, что это тексты моего авторства. Очень уж трогательные. А тогдашний директор школы после очередного пробега по школьному коридору, перевернутого ведра с водой и вызова мамы сказала: «Я верю в эту девочку». В пионерских лагерях, где проводила по три смены, я чувствовала себя как рыба в воде. Мне было интересно все – организовывать мероприятия, заводить новых друзей, петь, плясать. Была даже робкая попытка режиссерской работы.
– Как обстояли дела с поступлением, ведь во Владивостоке журфака еще не было?
– Я планировала поступать в МГУ. Для того чтобы попасть на факультет журналистики в те времена, требовался рабочий стаж. Поэтому я два года работала продавцом в нашем ГУМе. Хотела пойти на Дальзавод, но маленькая была, не взяли. Как только собралась ехать в Москву, журфак открылся у нас, и я решила остаться. Первая практика была в районной газете, а дальше понеслось.
Журфак ДВГУ приучил меня к дисциплине, научил работать. Шесть лет я проработала на местном телевидении, но понимала, что знаний маловато, надо учиться дальше. Аспирантуру и докторантуру заканчивала в Санкт-Петербурге. Моей лучшей подругой стала библиотека имени Салтыкова-Щедрина. Вкалывала по-черному. От звонка до звонка. А суббота и воскресенье – походы в музеи, на выставки, в театры, филармонию.
– Как учили вас, студентов, в то время?
– Учеба у нас была своеобразная. Факультет был только организован, люди пришли очень разные, в основном с опытом партийной организаторской работы, где-то частично курировали медийные каналы. Мы это поняли сразу.
В первую очередь нас заинтересовало то, что давали сильные кафедры литературы и русского языка. Это была хорошая подготовка. Ну и, конечно, практика. К нам в редакциях серьезно относились, и мы это понимали и ценили, добросовестно работали. Победителю практики вручалось «Золотое перо» – это была дополнительная мотивация. Как и нынешние студенты, мы должны были писать тексты во всех жанрах: заметка, интервью, репортаж, еще была корреспонденция и очерк для самых продвинутых.
– Где вы оттачивали свои навыки после выпуска?
– После выпуска я работала в сильной команде на телевидении, в отделе информации. Моими коллегами были два Бориса, Максименко и Лившиц, а также мэтр журналистики тех лет Георгий Громов. Новости – это хорошо, но хотелось большего. Понимала, что это не совсем мое. Мне казалось, что на местном ТВ много местечковости, провинциализма. Поэтому, когда открылась возможность уехать в аспирантуру, я решилась. На телевидение я не возвращалась.
– Вы много лет проработали в газете «Комсомольская правда» на Дальнем Востоке. Что это был за опыт?
– Да, «Комсомолка» на ДВ, главный редактор Валерий Чернолуцкий. Главредом центральной «Комсомолки» был Володя Сунгоркин, который в свое время мне очень помог. Так как я работала на журфаке ДВГУ, то считала своей профессиональной обязанностью по возможности поработать на всех каналах. И это получалось. Но «Комсомолка» – это любовь и верность на годы. Мне было очень хорошо там. Там я нашла единомышленников, там мой буйный темперамент был востребован и ценен.
Мы первыми на Дальнем Востоке раскрутили новые формы подачи информационных текстов: инфотейнмент, эвент-экшн, «испытано на себе» и другие. Нас читали, нас уважали. Что мы только не выдавали! Я сегодня с этим выхожу на студентов.
Тогда уже задумала докторскую диссертацию. В частности, стажировку под нее я проходила в Москве, в главном офисе «Комсомолки» в отделе писем. Сунгоркин разрешил мне участвовать в летучках. Это было важно для качественного профессионального становления, для профессиональной работы.
Студенты всех поколений халтуру видят, чувствуют. Итог моей стажировки – книга «Делаем новости». Она вышла тиражом тысяча экземпляров, но выдержала семь изданий. А вступительное слово написал главный редактор «Комсомолки», студент журфака ДВГУ Владимир Сунгоркин. Мне пишут с разных журфаков: «Людмила Алексеевна, я учу студентов по вашей книге». Это лучшая похвала.
– Что для вас самое главное в нашей профессии?
– Быть личностью и воспитывать эти качества в будущих журналистах. Трепетно, с уважением относиться к их победам и поражениям. Творчество – вещь штучная, хрупкая, требующая особого подхода. Я свой характер определяю формулировкой «взрыв на макаронной фабрике». Эмоции зашкаливают. Люблю репортажи, особенно те, в которых я что-то испытываю на себе, внедряюсь в ситуацию. Для меня важно посмотреть на нее изнутри. Когда мы начали активно пользоваться новыми формами подачи, кем я только не работала! Санитаркой в тысячекоечной больнице, моталась в Суйфэнхэ с коробейниками, работала в секс-шопе, в санэпидемстанции, нарушала границу, продавала оружие, была актрисой кукольного театра и много чего еще. Считаю, что игровые ситуации делают текст качественнее. Фактов – море, смотри да запоминай.
– Вы уже более полувека преподаете журналистику. Как менялся журфак?
– Наш журфак в прошлом время всегда был в тройке лучших среди региональных вузов.
Выпускники, которыми мы гордимся: Олег Вольнов, Владимир Мамонтов, Игорь Коц, Александр Коц, Евгений Попов, Александр Сырцов, Василий Авченко, Ольга Мальцева, Макар Руденчик, Владимир Сунгоркин, Александр Алексеев, Антон Волошко, Алексей Максименко, Виктор Суханов, Анна Бондаренко, Ирина Баранник… Я ставлю многоточие, список длинный.
На журфаке были свои неписаные законы, в первую очередь уважительное отношение к студентам и их текстам. Мы не позволяли себе говорить, что кто-то не умеет писать. Даже если это так, наша задача научить. Это же проявление творчества. А творчество, оно хрупкое.
Мы лояльно относились к студентам, которые уже работали в редакциях, закрывали глаза на пропуски, не грозя отчислением. Сейчас ситуация совсем другая. У меня были две студентки, одна в пресс-службе работала, другая получала второе образование. Конечно, у них были пропуски, но они делали все задания.
По моей дисциплине у них были только отличные оценки, но их отчислили. Как я ни хлопотала, ничего не вышло. Но я порекомендовала им поступать в Санкт-Петербург. Они поступили, закончили и теперь являются выпускницами престижного вуза. Взять того же Женю Попова. У него были проблемы со здоровьем, и целый семестр пришлось пропустить. Говорили «бери академ», но его уже тогда приглядели на центральном телевидении. Он прямо из больницы выполнял задания. Мы его прикрывали целый семестр. В итоге он вовремя закончил, и это помогло его карьере.
А Дима Пушкарь, с которым я бегала вокруг парка, сдавала «хвост» по физкультуре… Ситуация стала студенческой легендой. Вузу ставку надо делать на работающих и инициативных студентов, поддерживать их.
– Давайте поговорим о видоизменении самой журналистики.
– Та, советская журналистика, была строже. Репортажи вытягивались образностью языка. В координатах метода «испытано на себе» журналисты работали, но очень осторожно. Именно он дает нужную фактуру. Мы как-то писали про митинг по поводу строительства канатной дороги, который организовывал бывший мэр Владивостока. Было понятно, что большинство выдадут одинаковые тексты о том, кто там был и что сказал. Мы же пошли другим путем. Понимали, что это все чушь, но прямо сказать не могли. Время такое было. Три журналиста вышли с плакатами, встали напротив «белого дома» и стали собирать деньги на строительство. Что мы только не слышали по поводу буйной мэрской фантазии!
Вот он, глас народа. Мы ничего не придумывали, не навязывали свое мнение. До главы города мы донесли эту информацию. Он ответил: «Да, маловато вы собрали, не понимает народ своего счастья». И таких примеров целая масса.
– А может ли такой подход нести практическую пользу людям?
– Конечно, в этом и заключается основная задача. Один из самых показательных примеров – тысячекоечная больница во Владивостоке. Помню, ради материала я устроилась туда санитаркой. Неделю там работала. Все проблемы видела своими глазами, когда тащила анализы в подвал, перепрыгивая через воду и доски. А кто тебе об этом подвале расскажет, если ты как простой журналист с вопросами придешь? Спустя время ремонт действительно начался.
– Сегодня то, о чем вы говорите, как никогда актуально.
– Год назад я собрала команду журналистов-практиков из разных вузов, и мы сделали книгу «Если Родина в опасности, значит, всем идти на фронт». Собрались впятером – я, Вадим Агапов, Дмитрий Бутырин, Петр Самойленко и Василина Пащенко. Потом вышли на Ольгу Мальцеву, на наших воинов. В общем 11 человек команда. Мы старались уходить от формализма. Это можно проследить даже в оглавлении – разделы «Вместо введения» и «Заключения нет». Книга стала лучшим проектом в области военной журналистики и заняла первое место во всероссийском конкурсе «Образование для настоящего и будущего России» национальной премии «Золотой фонд Российского образования». Среди экспертов были доктора наук из Москвы, Азербайджана, Тампере (Финляндия), Хорватии, Сербии.
– Как сегодня обстоят дела на журфаке, который в ДВФУ сохранился в качестве направления в составе департамента коммуникации и медиа, входящего в структуру Школы искусств и гуманитарных наук?
– Знаете, я очень люблю журналистику и студентов, мне интересно с ними работать, но меня вытеснили из названного вами департамента. Два года назад под меня просто не объявили конкурс. На 25% ставки меня взяли в Школу экономики и менеджмента. Почему согласилась? Только при наличии трудовой книжки я имею право оппонировать диссертации и дипломы, что я и делаю. Сейчас мне дали почасовку на первом курсе журфака. Я даю студентам теорию, но они мне и письменные работы делают. Вижу по реакции, что им это важно и интересно.
Я очень люблю фразу «Бойся равнодушных. Это с их молчаливого согласия совершается все зло на земле». Она настолько востребована, что авторство приписывают десяткам людей. Нашему журфаку 64 года. Десять лет я была заместителем декана. Все преподаватели того времени были практиками, заканчивали аспирантуру журфака СПБГУ, МГУ, я еще и докторантуру закончила. Раз в пять лет мы проходили стажировку на журфаке МГУ. О качественном уровне современного журфака говорить сложно…
– Что же принципиально изменилось в медиаобразовании?
– Пропало некое единство студентов и преподавателей. Творческое и человеческое. Мы со студентами вместе писали, издавали книги. Сейчас все как будто сами по себе.
– Что заставляет вас продолжать работать на благо журналистики?
– Я верю, что еще не все потеряно. Убеждаюсь в этом, глядя на студентов прошлого и настоящего. Всем поколениям студентов журфака я дарю фразу Марка Твена: «Журналист – он между угольщиком и королем». Человеколюбие – это главное для журналиста.