2025-07-30T12:52:08+10:00 2025-07-30T12:52:08+10:00

Александр Субботин: «Русалка – не исторический памятник»

фото: предоставил А. Субботин |  «Русалка – не исторический памятник»
фото: предоставил А. Субботин

Недавняя история с перевозкой знаменитой скульптуры русалки в бухту Ахлестышева вызвала бурные споры среди жителей Владивостока. Обновленная фигура, лишенная своего узнаваемого хвоста, не только показалась многим некрасивой, но и вызвала вопросы относительно правильности выбора нового места ее расположения. Как же сам автор скульптуры относится к сложившейся ситуации? Деловой еженедельник «Конкурент» взял интервью у генерального директора строительной компании «Дальстройбизнес-2», почетного строителя России Александра Субботина.

– Александр Александрович, созданная вами в 2003 г. русалка стала негласным символом Спортивной гавани. Однако, как это часто бывает, жизнь в центре внимания оказалась не такой уж безмятежной. Пребывание в столь оживленном месте принесло скульптуре немало испытаний: она тонула, ее похищали. Естественным образом русалка испортилась. Реставрацией занимался уже Илья Топчий. Не обидно?

– То, что сделал Илья Топчий, – это уже не русалка. Как-то он ни с кем не посоветовался, позу скульптуре поменял… В общем и целом считаю, что работа больше напоминает брак.

– Русалка планировалась лишь как эпизод, а в целом хотели создать целый городок, возвести фигуры из сказок Александра Пушкина. Сложно ли было создать ее во владивостокских условиях?

– Скульптуру мы делали на заводе на Бородинской, используя очень прочный керамзитобетон марки 400 с армированием. Русалка была создана всего за пять дней. Я сам инженер-строитель, лепил, контролировал процесс и руководил работой. Самая большая сложность заключалась в доставке: встал вопрос, как транспортировать скульптуру под троллейбусными проводами? В итоге вывезли ее на берег, погрузили на плавкран и укрепили камнями.

– А как произошел казус с ее «головой» и последующей реставрацией?

– Со временем русалка начала погружаться в воду, и детишки полюбили лазить на нее и нырять с головы. Однажды голова откололась, и мне позвонил заммэра Игоря Пушкарева – нужно было срочно отремонтировать статую за два дня. Срок был очень короткий, но мы справились! Если взглянуть на русалку сейчас, можно заметить, что у нее немного кривоватая шея – это результат ремонта, где пришлось сверлить туловище и крепить голову на арматуру.

Кстати, русалка не является историческим памятником, это так называемый новодел. Позже, уже при главе администрации Владимире Николаеве, я несколько раз предлагал заняться качественным восстановлением фигуры, но инициативы не последовало.

– Кто был моделью для русалки, теперь можете сказать?

– Это собирательный образ красивой женщины. Но, признаюсь, частично на создание облика русалки меня вдохновила моя супруга.

– Вас называют самым опытным реставратором Владивостока. Можно ли говорить, что сейчас в России реставрационный бум?

– Я бы сказал, что переживаем такой бум. Только во Владивостоке объектов регионального значения – архитектурных, исторических, культурных – около 1 146. А федерального значения, включая нашу знаменитую Владивостокскую крепость, – около 140. Это огромный пласт нашего наследия, который требует внимания. И надо сказать, что к этому вопросу подходят сейчас серьезно и системно. Так, президент Владимир Путин озвучил амбициозную цель – отреставрировать более тысячи объектов к 2030 г. И чтобы поддержать это направление, планируется разработать программу льготного кредитования для малого и среднего бизнеса. Это очень правильный шаг, который позволит большему числу людей и компаний включиться в процесс сохранения нашего культурного достояния.

– Реставрация дома или памятника – процесс сложный. Ведь нужно не только вернуть зданию исторический облик в моменте, но и сохранить его для следующих поколений. Как проходит этот процесс?

– Он сложный и многогранный, так как обусловлен особыми климатическими условиями региона. Расположенный на берегу Золотого Рога, Владивосток испытывает воздействие повышенной солнечной активности и влажного морского воздуха, что существенно усложняет проведение реставрационных работ. При работе с историческими объектами перво­очередной задачей является тщательное изучение исходных материалов. Например, при реставрации фасадов изучаются оригинальные исторические слои, что требует особого подхода к сохранению аутентичности.

Чтобы сохранить историческую ценность здания, важно привязать использование старых материалов к новым. Наши партнеры химики помогают подбирать и даже создавать необходимые составы. Это действительно непросто!

Не менее ответственной является реставрация памятников. Приведу в пример знаменитую скульптуру в Спасске «Штормовые ночи Спасска». Задача заключалась в переводе памятника в бронзовое исполнение с сохранением уникальных следов пальцев скульптора. Благодаря применению инновационных технологий, не имеющих аналогов в России, эта задача была успешно решена.

– Какая ключевая мысль берется за основу при реконструкции старинного объекта – восстановить замысел архитекторов или отдать дань привычке горожан? Например, при реконструкции знаменитой «Серой лошади» ей был возвращен розовый оттенок. Действительно ли здание имело такой цвет почти век назад?

– Реставрация этого объекта стала настоящим вызовом! Мы долго сомневались с выбором фасада и цвета, даже устроили небольшой «референдум» среди жителей, чтобы понять, что будет лучше. История здания впечатляет: здесь раньше располагался НКВД, а на старых фотографиях можно увидеть жен сотрудников с зонтиками и собачками на плоской крыше. Интересно, что гранитные плиты для строительства добывали прямо на кладбищах! Анализ показал, что красного гранита там нет – значит, «Серая лошадь», по идее, должна оставаться именно серой, никакого розового оттенка. Но, признаться, теперь, в новом виде, здание выглядит гораздо симпатичнее!

– Есть ли во Владивостоке интересные объекты, за которые вам хотелось бы взяться? Мимо которых проходите и думаете: вот тебя я бы отреставрировал…

– Спасо-Преображенский собор в центре Владивостока – печально видеть, как он разрушается. Все дело в кирпичной кладке, из которой собор построен. Кирпич оказался несоответствующего качества, поэтому он подвержен интенсивному разрушению и выщелкиванию из-за повышенного содержания влаги, превышающего норму в два раза. Эти данные подтверждают лабораторные исследования.

– Среди тех объектов, которые вы уже восстановили, есть ли те, которые оставили особый отпечаток?

– Реставрация любого объекта – это всегда запоминающийся процесс. Но иногда встречаются по-настоящему уникальные случаи. Так, например, мы работали над фасадом здания на Суханова, облицованного плиткой немецкого производства, датированной дореволюционным периодом. Это бывшее здание Дальневосточного университета. Фасад имел множество дефектов: разрушения, сколы, вбитые дюбели и металлические элементы, оставившие на плитке неэстетичные черно-коричневые разводы. Очевидно, что внешний вид здания требовал срочного вмешательства.

Наше решение – найти оригинального производителя и заказать идентичную плитку. Завод, к слову, находится в Германии! Потребовалось три заказа, чтобы получить достаточное количество плитки для восстановления всего фасада, учитывая обнаруженные в процессе работы новые повреждения. Представьте себе всю сложность: доставка самолетом, прохождение через границы, тщательная проработка логистики.

Самая сложная часть – как вырезать из этого огромного массива одну плитку? Она довольно толстая, больше сантиметра, и отделить маленький кусочек очень непросто. Тут наши партнеры изобрели специальный состав, который похож на шпаклевку, но по цвету идеально совпадает с плиткой. Мы заделываем сколы, трещины и дырки этим составом, аккуратно затираем, и после высыхания он становится таким же прочным и красивым, как настоящая плитка.

Отмечу, что это здание было старое, фасад не чистился больше 100 лет. Прежде чем восстанавливать плитку и облицовку, нужно было тщательно его помыть. Но, как ни пытались, покупные химикаты не помогали – фасад оставался грязным. И вот, совершенно случайно, я нашел в Санкт-Петербурге фирму, которая поставляет французское средство для таких сложных фасадов.

Проблема в том, что средства потребовалось бы очень много и на закупке можно было серьезно разориться. Тогда наш знакомый специалист взял баночку этого средства и через несколько часов вывел формулу состава. Мы сделали несколько бочек раствора – и этого хватило на весь фасад! Позже выяснилось, что эта формула на самом деле российская, еще дореволюционная. Раньше этим средством мыли окна паровозов и паровозных депо – там скапливалась жирная угольная копоть, которую нужно было смывать.

Наша страна, к сожалению, утратила эту формулу, а французы как-то ее заполучили и теперь используют. Но для нас это была настоящая находка, которая помогла сохранить важное историческое здание. Вот так история и наука идут в реставрации рука об руку. В России умеют решать даже самые сложные задачи с душой и профессионализмом.

Самые свежие материалы от KONKURENT.RU - с прямой доставкой в Telegram и MAX