Во Владивостоке часто говорят, что водители ездят «по понятиям», игнорируя ПДД. Отчасти это правда, но есть нюансы. Владивосток – один из самых сложных городов России для вождения. Не зря существует шутка про объявления: «требуется водитель с опытом вождения во Владивостоке». Это не выдумка. Сложный рельеф, суровый климат, огромное количество машин и плотный трафик закаляют водительское мастерство и формируют особую культуру поведения на дороге.
Комфортное вождение во Владивостоке – настоящее искусство. Местные водители прекрасно понимают, насколько это непросто, и, как правило, проявляют уважение и понимание к тем, кто оказался в сложной ситуации, ведь сами не раз с этим сталкивались.
Представьте: вы на главной дороге, а с второстепенной, буквально скатываясь с сопки, появляется автомобиль. В такой момент включается инстинкт самосохранения: лучше уступить, чем рисковать столкновением.
В отличие от Владивостока, Москва и Санкт-Петербург – города с ровным рельефом. Там иначе организовано движение и контроль, и культура вождения отличается. Например, в Москве норма – сигналить, если водитель перед вами замешкался на полсекунды после включения зеленого света.
Вероятно, это связано с высоким темпом жизни мегаполисов. Впрочем, даже жители Хабаровска признают: их водители не такие, как во Владивостоке. Они менее охотно пропускают друг друга. Там, где во Владивостоке вы бы давно проехали благодаря пониманию других водителей, в Хабаровске приходится ждать гораздо дольше.
Итак, Владивосток – город, который априори требует высокого водительского мастерства. Поэтому и существует мнение: научившись водить во Владивостоке, можно справиться с любой дорогой. Если дорожное движение – музыка, то Владивосток – это джаз с роком: постоянный экспромт и экспрессия. Санкт-Петербург же – вальс.
Во Владивостоке все меняется стремительно: сегодня есть разметка, завтра ее нет. Вчера дорога была широкой, сегодня – перекопана и сужена. Вчера парковались в два ряда с «аварийками», сегодня – платные парковки. Но главное не организация движения, а способность водителей адаптироваться к любым условиям.
Водители Владивостока – мастера предвидения и реакции, умеющие адаптироваться к любым дорожным условиям. Они впитывают навыки вождения и культуру дорожного движения, словно «соленые огурцы»: попадая в эту среду, перенимают ее особенности.
Местный житель, выросший в автомобильной среде, даже не имея водительских прав, уже знаком с дорожной обстановкой. Приходя в автошколу, он уже подготовлен к реалиям вождения во Владивостоке.
Многие водители из других городов, даже опытные, опасаются Владивостока и предпочитают такси. Причина – отсутствие понимания «логики» города. Здесь не работают стандартные советы вроде «проедете два квартала и повернете направо». Где эти кварталы? У нас нет прямых улиц! Город состоит из сложных поворотов, спусков и подъемов, что затрудняет ориентацию для приезжих.
Кроме того, несмотря на компактность, во Владивостоке динамичный стиль вождения. Гостя из другого города легко узнать по неспешной езде и привычке пропускать помеху справа. Владивостокский водитель, привыкший к городскому ритму, скорее всего, проедет быстрее.
Сообщество водителей Владивостока – это «сумасшедший косяк больших и маленьких рыб», чувствующих себя в своей стихии. Двигаясь в потоке, ощущаешь причастность к большой дружной «семье», хотя, как говорится, «в семье не без урода».
К сожалению, есть водители, которых следовало бы лишать прав. Речь об «экстремальном вождении». Это не норма, а патология, угроза для окружающих. Само словосочетание «экстремальное вождение» абсурдно. Тот, кто водит автомобиль экстремально, не должен выезжать на дорогу.
Уличные гонщики, «свистящие резиной» на Третьей Рабочей или проспекте Красоты, подвергают себя и других опасности ради адреналина, ошибочно считая себя асами дорог.
Существует и другой вид «экстрима» в вождении – автоспорт. В отличие от уличного, он проходит на закрытых трассах, где безопасность и профессионализм являются приоритетом. Автоспорт включает в себя множество дисциплин: от картинга и дрифта до драгрейсинга и «Формулы-1». Хотя это тоже экстремальное вождение, связанное с высокими скоростями и рисками, оно требует высокого мастерства, специальных навыков и проводится под контролем профессионалов на безопасных площадках.
Помимо этого существуют курсы экстремального вождения, которые правильнее называть контраварийной подготовкой. Это настоящая школа безопасности на дороге. Многие приемы, используемые на этих курсах, заимствованы из автоспорта, но обучаются на них не гонщики, а обычные водители, стремящиеся чувствовать себя уверенно за рулем и избегать аварий. На специальных площадках, в безопасных условиях, они учатся на практике понимать, что такое занос, работать с боковым скольжением и даже вращением автомобиля. В результате водитель учится предвидеть внештатные ситуации, избегать их и в случае форс-мажора выходить из сложных ситуаций без травм и повреждений.
Что делает обычный водитель, оказавшись в экстремальной ситуации на дороге? Например, когда машину начинает крутить, заносить или когда на спуске она перестает слушаться руля? Часто водитель инстинктивно нажимает на тормоз, усугубляя проблему.
Конечно, современные системы безопасности, встроенные в автомобили, разработаны для таких случаев и могут помочь сохранить контроль над управлением. Однако важно помнить, что электроника не всегда справляется эффективно. В таких ситуациях решающую роль играет человеческий фактор – навыки самого водителя.
Внештатные ситуации на дороге могут развиваться по сотням различных сценариев, и, соответственно, существует огромное количество контраварийных действий. Например, с рулевым колесом существует более 60 способов и комбинаций работы, в то время как большинство даже опытных водителей знают всего пару техник.
То же самое касается педалей: способов торможения и работы с педалью газа – десятки! Поэтому чем больше техник освоит водитель, тем увереннее он будет чувствовать себя в любых условиях на дороге, четко понимая, как стабилизировать автомобиль в самых разных ситуациях.