Лепту вносят уже не архитекторы, а собственники, которых «угораздило» когда-то купить земельные участки и построить объекты в районе 36-го причала. До недавнего времени принудительное отчуждение земельного участка для государственных или муниципальных нужд проводилось согласно букве Земельного и Гражданского кодексов. Права собственников были худо-бедно защищены. По крайней мере, никто не отбирал имущество без суда. И тем более — безвозмездно. Государство обязано было предоставить адекватную замену имуществу, которое изымается в его интересах. Все изменилось с началом строительства объектов саммита АТЭС.
Специально для оперативного урегулирования таких болезненных вопросов, как выкуп и расселение, в мае 2009 г. приняли ФЗ «Об организации проведения встречи глав государств и правительств...», в обиходе получивший наименование «закон о саммите АТЭС». Одна из главных новаций этого документа — сокращенный до трех месяцев срок, который отводится на заключение соглашения о выкупе любого объекта недвижимости и земельного участка. Если по истечении этого срока обладатель недвижимости и представители государства так и не придут к взаимоустраивающему решению, выкуп будет осуществлен в принудительном порядке — через суд, а сумму сделки определит самостоятельный оценщик.
Новый порядок был введен специально, чтобы облегчить вопросы выделения земли под дорогостоящие объекты саммита, если в том есть нужда. На деле закон обернулся для многих горожан серьезными проблемами. «14 февраля 2010 года компания «Востокстройсервис» начала производить строительные работы в районе ул. Корабельная набережная, возле принадлежащего мне на праве собственности здания, — рассказал корр. «К» предприниматель Евгений Денисенко. — Объект находится на земельном участке, также принадлежащем мне на праве собственности.
При попытке установить контакт с компанией и выяснить обстоятельства строительства мне указали, что строительство ведется на законных основаниях в рамках подготовки Владивостока к саммиту АТЭС. И предложили продать объект недвижимости и земельный участок, иначе моя собственность будет снесена. Я не против продажи. Но... Проводившее экспертизу ООО «Центр развития инвестиций» оценило собственность в 1,3 млн рублей. Цена явно занижена: ООО «Приморский экспертно-правовой центр» по моей просьбе провело независимую оценку и выяснило, что рыночная стоимость объекта недвижимости и земельного участка составляет 6,3 млн рублей. Когда мы не договорились по цене, на мое здание упало («нечаянно») два бетонных блока, повредив при этом стену, а также создав угрозу для жизни и здоровья людей.
В соответствии с действующим законодательством для размещения объектов саммита принимается решение о предварительном согласовании мест либо образовании земельного участка. Если земля и расположенные на них объекты находятся в собственности частных лиц, то они изымаются для федеральных нужд с предварительным уведомлением владельца. Никакого уведомления об изъятии участка я не получал. Более того, строительная компания даже не представила мне разрешительных документов, а, по последним данным, участок принадлежит ОАО «Владивостокский морской торговый порт».
4 марта на участке установили забор, и принадлежащее мне здание оказалось внутри строительной площадки. Доступ к нему теперь ограничен, покупателей не пускают. Вопрос по поводу моей собственности на сегодняшний день так и не решен. Я обращался в компетентные органы, но никакого решения об изъятии земельного участка и расположенного объекта не принималось».
Распоряжение об изъятии земельных участков и объектов недвижимости в районе 36-го причала администрация края издала 19 апреля. А строительные работы начались два месяца назад. При этом вокзал прибрежных морских сообщений и вовсе был снесен. А имели ли право? «Строительство гостиницы идет вразрез с действующим законодательством, — подчеркивает Татьяна Холкина, замдекана факультета заочного обучения и повышения квалификации Юридического института ДВГУ. — Есть порядок, предусмотренный ФЗ №93. Так вот, орган государственной власти должен сначала издать распоряжение об изъятии и опубликовать его. После этого уведомить граждан, у которых планируется изъять землю либо объект недвижимости, и заключить соглашения о выкупе. Если стороны не договорятся, то решение принимается в суде. Только после этого можно начинать строительные работы».
Елена Золотарева, правовой эксперт Приморской торгово-промышленной палаты: «Во Владивостоке огромное количество земли не зарегистрировано за собственниками. Иначе говоря, существует «белое пятно» на кадастре. Есть объекты, которые никак не связаны с границами земли. Нет и межевания. Получается, на бумаге напишут и отведут, а на место не выходят и не ставят колышки. Потом возникают споры. Об этом мы писали разработчикам закона «О саммите...». Памятуя о Сочи, на этот раз чиновники добавили возможность заказчику в упрощенном порядке оформить участок в тех размерах, в которых он реально изымается. Но что происходит на деле? У одного выкупают по рыночной цене, у другого — по явно заниженной. Причем не всегда используются корректные действия: угрожают отключением электроэнергии, отопления, не предоставляют альтернативные варианты земельных участков и вообще не дают возможности ознакомиться с документами. Потому что знают, что при несогласии все вопросы потом решаются через суд. Придет чиновник в суд и скажет: выполняется государственная программа, но есть люди, которые этому противодействуют. И все, суд становится на сторону государства.
Что касается участка для гостиницы, то коммерсант на него рассчитывал. Он же не знал, что будут строить. Поэтому по справедливости ему должны выделить участок, эквивалентный по стоимости нынешнему. Но где в России справедливость? В Сочи вот просто расправлялись с людьми. Ничто не мешает делать это и во Владивостоке. Более того, заказчик и подрядная организация по закону могут начать нулевой цикл и только после этого получить проект. Иначе говоря, власть снимает с себя обязанность обосновывать необходимость изъятия конкретного участка — ее правота заранее постулируется. А доказать, что никаких «государственных нужд» на самом деле, возможно, и не было, это дело второе».
Евгений Денисенко: «Под прикрытием целевой программой строительства объектов саммита АТЭС вершится самоуправство, уничтожается моя собственность. Это требует тщательной проверки».
Эксперты говорят о том, что саммит АТЭС стал поводом для роста уровня коррупции, злоупотребления чиновниками полномочиями — всего, что можно весьма емко охарактеризовать как «произвол чиновников». «Фактически то, что сейчас происходит в районе 36-го причала, происходит и на полуострове Де-Фриз», — заметила Холкина. Куда смотрят правоохранительные органы?
Иван КОРОТАЕВ