Владивосток, расположенный на сопках, столкнулся с проблемой, характерной для многих городов с подобным рельефом: сложностью развития общественного транспорта. Одним из решений этой проблемы стало предложение Никиты Хрущева, главы СССР. Он распорядился построить во Владивостоке фуникулер – рельсовое транспортное средство с канатной тягой, предназначенное для перевозки людей или грузов на небольшие расстояния по крутым склонам.
Идея строительства фуникулера была озвучена Хрущеву заместителем председателя Совмина СССР Анастасом Микояном во время их совместного визита во Владивосток в октябре 1954 г., когда они возвращались из Китая в Москву.
Вернувшись в столицу 2 ноября, Хрущев направил в Президиум ЦК КПСС записку «О поездке по Дальнему Востоку и Сахалину». В ней он делился своими впечатлениями о городе:
– Первое впечатление о Владивостоке было очень хорошим. Город представляется живописной панорамой: разбросан на холмах, на осеннем желто-зеленом фоне красиво белеют постройки. Но при более близком знакомстве, когда мы поездили по улицам и переулкам (где это было возможно), картина предстала совсем иной. Городское хозяйство было очень запущено. Дороги и тротуары находились в плохом состоянии. Отсутствовала целостность организованного города. Транспорт был очень слабым. Мы видели, как люди ехали чуть ли не на крышах трамваев, висели на всех крючках, где только можно было зацепиться. Было страшно смотреть – люди могли попасть под колеса. Одним словом, картина была неприглядной. Видимо, местным организациям необходимо было преобразить город, чтобы он соответствовал своему назначению портового города, который должен был стать окном в Азию и Америку. Поэтому город нужно было привести в надлежащий вид. Необходимо было создать строительную организацию для жилищного, коммунального и дорожного строительства, обеспечить ее необходимой техникой. Поскольку город разбросан на холмах, необходимо было построить несколько фуникулеров, чтобы разгрузить город и предоставить людям удобный и недорогой способ передвижения по вертикали. Для этой цели лучше всего подходили фуникулеры. Поднимаясь по вертикали, люди могли бы затем свободно перемещаться по улицам и переулкам по горизонтали, по улицам, по которым легко передвигаться.
В соответствии с указаниями Хрущева в декабре 1954 г. Совмин СССР утвердил генеральный план строительства Владивостока, разработанный ленинградским отделением Гипрогора. Планировалось построить два фуникулера: один в районе Гайдамаковского парка (800 метров), другой – на месте нынешнего фуникулера (300 метров).
9 апреля 1955 г. Приморский крайисполком поднял вопрос о начале строительства фуникулера, основываясь на правительственном постановлении о развитии городского хозяйства Владивостока.
В октябре 1959 г. Хрущев вновь посетил Владивосток, возвращаясь из США, где в Сан-Франциско прокатился на фуникулере. Он был разочарован тем, что за четыре года строительство фуникулера во Владивостоке так и не началось. Местные власти пообещали главе государства, что фуникулер будет построен и запущен к 100-летию города в 1960 г., чтобы сделать Владивосток «одним из самых красивых и благоустроенных городов Советского Союза и мира».
По возвращении в Москву Никита Хрущев лично распорядился отправить во Владивосток две пары горных трамвайчиков с ленинградского завода и подъемное оборудование, изготовленное на заводе имени 15-летия ВЛКСМ Украины в Донецке.
Строительство фуникулера было объявлено ударной комсомольской стройкой. Работники крайкома ВЛКСМ, чьи помещения находились неподалеку, после основной работы трудились строителями на фуникулере, включая выходные дни. Эта работа продолжалась целый год.
Однако, несмотря на энтузиазм и общие усилия, к 100-летию Владивостока фуникулеры запустить не удалось: в ходе «гайдамаковского» строительства вагоны исчезли в неизвестном направлении, а трасса для горного трамвайчика на склоне сопки Орлиной оказалась на удивление короче запланированной почти на 100 метров. Но именно ее и удалось в итоге построить. 5 мая 1962 г. фуникулер был запущен.
Первыми вагоновожатыми стали Л. Сизинова и Г. Стрижак. История сохранила имена и первых директоров предприятия: Геннадий Гусев и Галина Ракова. В первые годы работы фуникулера машинистами в основном были женщины, обучение которых проходило в производственно-учебном комбинате, а ныне – непосредственно на рабочем месте. С момента открытия фуникулера долгое время машинистом работал Юрий Гальцов. Около 30 лет машинистом, а затем проводником вагона работала Евгения Васильева, машинистом – Раиса Маслова. Всего в штате фуникулера было 17 человек, включая электриков-машинистов, слесарей-машинистов и проводников.
Изначально билет стоил 3 коп., и многие просто катались на фуникулере, любуясь окрестностями с высоты. Длина рельсового пути составила 183 м, высота подъема – 70 м, угол подъема – 20%. Грузоподъемность машины – 36 тонн. Время спуска и подъема – 1,5 мин. За одну рабочую смену фуникулер перевозил до 5 тыс. человек, помещая в вагончик 35 человек. Скорость – 9 км в час.
В январе 1965 г. во Владивостоке стали развивать троллейбусы. Новый вид транспорта, по словам Никиты Хрущева, должен был обеспечить горожанам возможность «подниматься по вертикали, а затем растекаться по улицам и переулкам по горизонтали, по улицам, по которым легко передвигаться».
И вот в 1977 г., чтобы связать центральную улицу Владивостока через фуникулер с районом Второй речки, в сопку к верхней станции «горного трамвайчика» по Голубиной пади было решено пустить троллейбусный маршрут № 4 «Фуникулер – Багратиона».
В 1998 г. была построена троллейбусная ветка от Фуникулера вниз по улице Суханова с выходом на Океанский пр-т возле магазина «Изумруд». По ней запустили новый маршрут 4а: «Завод «Варяг» – Фуникулер – магазин «Изумруд», а в 1999 г. – маршрут № 8: «Чайка – Фуникулер – магазин «Изумруд». В 2002 г. открылся экспериментальный 12-й маршрут «Фуникулер – Клиническая больница», но вскоре его закрыли.
Из-за недостаточного финансирования, износа подвижного состава, его нехватки и жесткой конкуренции со стороны автобусов количество троллейбусных маршрутов стало сокращаться. В 2008 г., в связи со строительством тоннеля для связи с Золотым мостом, движение по маршрутам 4а и 8 было прекращено. Впоследствии контактная сеть от Фуникулера до магазина «Изумруд» была демонтирована, так как, как оказалось, уклон дороги при движении с Фуникулера в центр превышал допустимые нормы для троллейбусов. Маршрут № 8 некоторое время работал как «Чайка – Фуникулер», но вскоре тоже был закрыт.
Фуникулер впервые был закрыт в 1989 г. Затем он закрывался еще несколько раз, в том числе на три года для капитального ремонта. Торжественное открытие фуникулера после ремонта состоялось 2 июля 2005 г., в день рождения Владивостока. «Первым пассажиром» стал бывший председатель крайкома Виктор Ломакин. В 2007 г. на фуникулере прошла первая свадьба. На вопрос журналиста директору фуникулера Юрию Чернявину о стоимости мероприятия для молодоженов он ответил: «Недорого, так как они были первыми». Однако стоимость проезда уже составляла не 3 коп., а 6 руб.
Появились различные варианты использования фуникулера, включая создание передвижного ресторана. Ректор ДВГТУ Геннадий Турмов предлагал главе городской администрации Юрию Копылову отдать университету, т. е. отдать обслуживание, внешнее и внутреннее обустройство, разумеется, оставив вопросы технического содержания городу. Турмов считал, что, работая на городском подъемнике, студенты-механики могли бы проходить здесь практику, а гуманитарии – проводить экскурсии. Именно экскурсии вдохнули в фуникулер новую жизнь.
Сегодня фуникулер является одним из ключевых пунктов туристской инфраструктуры и включен во все туристические экскурсии китайских туристических групп, каждый день перевозя сотни китайских туристов, никогда в жизни не видевших такое чудо передвижения, украшенное лозунгом «От моря к небу и обратно!» и портретом всем им известного Хрущева.
А в 2025 г. на восстановленный маршрут № 4 «Адмирала Смирнова – Фуникулер» вновь вышли три красных троллейбуса на автономном ходу. История горного транспорта Владивостока продолжается!
Юрий УФИМЦЕВ