«Артэтаж» обретает второе дыхание как современное арт-пространство, а наполнить его жизнью должна команда во главе с новым директором Вандой Комарницкой. Что уже изменилось в жизни галереи после изменения ее официального статуса и какие перспективы у современного искусства во Владивостоке, она рассказала деловому еженедельнику «Конкурент».
– Ванда Геннадьевна, какую задачу вам поставили?
– Общая задача коллектива – наполнять жизнью Центр современного искусства «Артэтаж». Надеюсь, что с моим приходом больше людей узнали о том, что во Владивостоке в принципе существует такая галерея и какую деятельность она ведет, и не только выставочную, но и просветительскую.
Мы начали проводить творческие встречи с интересными людьми, которые широко известны, но с которыми мало у кого есть возможность познакомиться. Запускаем новые направления – моноспектакли, квартирники, книжный клуб, киноклуб, лекции и мастер-классы. «Артэтаж» заявил о себе как современное арт-пространство, где можно знакомиться с разными видами актуального искусства и находить единомышленников.
Первый квартирник в стенах нашего центра прошел 5 марта. Серию творческих встреч открыл член Союза композиторов России, звукорежиссер и аранжировщик Николай Новиков, наш местный автор. Звучали произведения для скрипки и фортепиано, а после концерта гости могли пообщаться с композитором и задать свои вопросы.
Большой интерес вызвал моноспектакль Всеволода Лисовского «Молчание на заданную тему», где зритель становится участником перформанса. Этот спектакль мы показали дважды, настолько он понравился аудитории. Я в принципе за то, чтобы смотреть друг другу в глаза, ощущать друг друга, знакомиться, интересоваться и узнавать больше. Таких встреч у нас еще не было. И это только начало.
– А что изменилось именно в коллективе с вашим приходом?
– Конечно, с приходом нового человека, и не обязательно на руководящую должность, меняется и команда, и атмосфера. В нашем коллективе появилось много новых людей. Это чувствуется. Всегда дает результаты, когда приходит свежий человек с желанием что-то создавать, творить, и каждый вносит свою лепту, что-то индивидуальное в общую атмосферу. Как следствие работа движется уже по-другому.
– То есть вы увеличили штат?
– Мы не увеличили штат, хотя я мечтаю об этом и прорабатываю этот вопрос. Пока можно говорить о том, что пришли новые люди взамен ушедших.
– Кого-то пришлось уволить, сократить?
– Никаких сокращений. У каждого, кто ушел, были разные обстоятельства. Кто-то уехал, кто-то получил, возможно, более интересное предложение, кто-то просто работал в команде с предыдущим директором и после смены руководства сделал свой выбор. Это тоже абсолютно нормально, ведь все мы встречаемся, «коннектимся» по состоянию души. Соответственно, изменилась атмосфера, изменились требования, и пришли люди, которые с этими требованиями согласны.
– Вы амбициозный человек?
– Хотя я и публичный человек, но совершенно не амбициозный. Думаю, потому что все свои амбиции реализовала, стоя на разных сценах. Для меня важно, чтобы дело делалось и был результат – в этом удовольствие, но не амбиции.
Административный ресурс
– Если рассматривать «Артэтаж» как муниципальное бюджетное учреждение, какую основную функцию оно выполняет?
– Город взял на себя ответственность за сохранение современной истории через «Артэтаж». Это большой шаг для города – иметь городской центр искусства, это имидж. У края есть музей имени В. К. Арсеньева, где хранится история Приморья, а у Владивостока такого центра до сих пор не было. Мы же не только знакомим наших гостей с современными работами художников, скульпторов, фотографов, наша задача – собирать и сохранять предметы современного искусства для будущих поколений.
– Есть примеры галерей, творческих пространств, на которые вы равняетесь?
– Изучаю опыт, тем более что сейчас у каждого есть возможность посещать виртуальные выставки. Но не для того, чтобы сделать, «как там», а для того, чтобы создать что-то свое. Сейчас я на стадии накопления информации. При этом у нас есть большие планы о сотрудничестве с крупнейшими музеями современного искусства, такими как «Гараж» в Москве и «Эрарта» в Санкт-Петербурге.
Хотим пригласить ведущих специалистов из этих музеев, чтобы получить какие-то свежие идеи и новые импульсы для наших мастеров и тех, кто интересуется искусством. Статус муниципального учреждения дает некоторые возможности.
– То есть наличие такого учредителя, как администрация Владивостока, работает в вашу пользу?
– Конечно, тот административный и человеческий ресурс, которым обладает управление культуры администрации Владивостока, – это основательная поддержка. Если частным галереям приходится полагаться только на собственные силы, то за нами стоит большая команда людей, готовых всегда прийти на помощь, в организационных и юридических вопросах в том числе.
– А насколько принадлежность городу – это сдерживающий фактор? Все-таки искусство требует свободы.
— Сдерживающим фактором в своей жизни можно сделать все, что угодно. Вопрос в том, как на это посмотреть. Если человек хочет, он ищет возможности, если не хочет – ищет причины.
Да, возможно, есть какие-то сложности, потому что существует строгий регламент, масса распоряжений, которым мы должны соответствовать. Но это просто текущая работа, и она не должна мешать идти к своей цели.
– Предполагается какая-то техническая модернизация центра?
– Техническая модернизация – непрерывный процесс в любом работающем учреждении, потому что всегда есть что добавить. В декабре мы приобрели экран для киноклуба больше двух метров по диагонали, который позволит смотреть фильмы в хорошем качестве. Пока будем готовиться к фотовыставке, посмотрим, как еще можно создать эффект полного погружения, чтобы передать атмосферу подводной съемки. Определенные задумки уже есть. Не буду раскрывать всех секретов, но хочется сделать нашу «черную комнату» максимально воздействующей на сенсорную систему зрителя.
Сила в творчестве
– Вы согласны, что главная задача современного искусства – эпатировать?
– Задачи могут быть разными. Есть работы, которые вызывают спорные чувства. Меняются экспозиции, меняются авторы. И я думаю, если посещать «Артэтаж» регулярно, каждый может найти что-то интересное для себя. Какими-то экспозициями вдохновиться, к каким-то работам остаться равнодушным, что тоже абсолютно нормально. Собственно, искусство для того и существует, чтобы поднимать в человеке чувства, эмоции, ощущения и, возможно, даже протест. Почему нет.
– Может ли «Артэтаж» стать точкой роста именно рынка современного искусства во Владивостоке?
– Это одна из основных моих задач – продвигать «Артэтаж» как профессиональный художественный салон. Возможности центра в этой части пока ограничены, но интуитивно чувствую, что ресурс очень богатый, и над этим ведется работа. Кстати, сейчас планируем итоговое мероприятие конкурса на создание эскизного проекта «Памятник медицинским работникам Приморского края», который учредило управление культуры города Владивостока. Любой художник, дизайнер может представить свою работу на рассмотрение комиссии, которая выберет лучший проект, чтобы воплотить его в жизнь города.
Для творческих людей «Артэтаж» должен стать именно такой точкой приложения своих возможностей и таланта. Не все, допустим, могут похвастать полноценной выставкой из 50 работ. Есть молодые художники, еще не накопившие такого арсенала. Мы должны помочь им заявить о себе.
– Как сегодня в принципе можно заработать на своем творчестве? Продавая картины, участвуя в каких-то проектах?
– Мое мнение – творческий человек может заработать. Да, для кого-то это достаточно спорный момент, но мы все так или иначе занимаемся самопрезентацией и самопродажей. Причем не обязательно кричать о себе, можно просто делать то, что ты делаешь, и это непременно кто-то увидит и оценит. Я сама когда-то сталкивалась со стереотипами о том, что у скрипачки два варианта – преподавать в музыкальной школе или работать в оркестре. А в результате я просто играла на скрипке, и этого было достаточно. Мое творчество продавало себя само.
– Как вы отбираете экспозиции для выставок?
– Решение принимается коллегиально. Во-первых, мы ориентируемся на потребности города, аудитории. Во-вторых, оцениваем, совпадает ли это с концепцией центра современного искусства. И, конечно, важно внутреннее ощущение актуальности представленных работ: весной хочется показывать что-то яркое и сочное, летом нужно поддержать праздник «День города», декабрь требует волшебства зимней и новогодней тематики. Масса различных факторов учитывается при выборе выставок и предметов для экспонирования.
– Известно и о ваших планах экспонировать предметы искусства из других музеев, в том числе самых именитых. Такие выставки «Артэтаж» раньше не практиковал?
– Насколько мне известно, нет, хотя, возможно, они и проводились в более ранний период, когда «Артэтаж» был еще не центром современного искусства, а частной галереей. Фактически у нас появилась возможность начать выставочную деятельность с чистого листа как муниципальное бюджетное учреждение.
– Большая ли сложность привезти картину из другого музея? Это происходит на платной основе?
– Уже сегодня мы готовим выставку с музеем В. К. Арсеньева, который заявил о желании представить в стенах центра часть работ из своих фондов. Совместная организация выставки требует точного документального оформления – нужно проделать большую работу, юридическую и организационную. Уже сегодня, в марте, чувствуем, что время поджимает, а открытие планируется только в июле. То есть для того, чтобы месяц показывать выставку, требуется полгода подготовительной работы.
– Есть ли во Владивостоке развитое сообщество ценителей искусства – поэтов, театралов, знатоков музыки и живописи, арт-критиков? Насколько горожане интересуются тонкими материями?
– Стоит только начать интересоваться этой темой, и вы откроете для себя много удивительного. Александр Иванович Городний, куратор творческой работы в «Артэтаже», каждую субботу приглашает таких людей к обсуждению вопросов, касающихся художественного творчества в разных его проявлениях.
Каждый вернисаж собирает почти все художественное сообщество Владивостока.
– А если говорить о новом поколении, не думаете ли вы, что за всеми этими гаджетами искусство отойдет на второй план? Останется ли оно одной из высших ценностей для наших детей?
– Искусство никогда не отойдет на второй план. Однако стоит помнить, что приобщать к нему нужно с детства. Это воспитательный процесс, который мы можем начать еще в школьном возрасте. Отведите ребенка в музыкальную, в художественную школу. Пусть он позанимается там даже 2–3 года, но потом, во взрослом возрасте, у него будет основа, на которой взрастет любовь к искусству и потребность этим напитываться, сделать искусство частью себя, раскрасить этим свою жизнь, пополнять интеллектуальный багаж.
Личный вызов
– Многие знают вас как известную скрипачку. Но немногим известно, что вы восемь лет руководили школой искусств. И даже имеете художественное образование.
– Уточню – начальное обучение. Когда училась в музыкальной школе (Детская школа искусств № 1 им. С. Прокофьева. – Прим. ред.), параллельно посещала художественное отделение. Занималась у профессора живописи Светланы Лапаевой. И если когда-то у меня и возникал вопрос, зачем мне это было нужно тогда, то с приходом директором в школу искусств и сейчас все встало на свои места. Я в состоянии оценить не только музыку, но и другие виды искусств.
– Каким было ваше первое место работы?
– Мыла полы в собственной общеобразовательной школе, еще когда училась в седьмом классе.
– С детства привыкли к труду?
– Естественно, потому что я в пять лет взяла в руки инструмент, и с этого момента начался мой труд. Если ребенок не занимается дома, результата не будет. Иногда мои занятия могли продолжаться до 5–6 часов в день.
– Как развивалась ваша музыкальная карьера?
– Когда училась в музыкальном училище, то «совершенно случайно» (в кавычках, потому что случайностей не бывает) оказалась во Дворце культуры моряков и попала в ансамбль «Русская фантазия», очень популярный коллектив. На тот момент он представлял крупную организацию – Владивостокский морской торговый порт. Ансамблю требовался музыкант, и меня взяли. Потом были клубы – в 90-е во Владивостоке активно развивался шоу-бизнес, так что после училища я со скрипкой спешила в клуб реализовывать свои творческие идеи.
– А с чего началась ваша карьера в бюджетной сфере?
– С должности методиста в Доме офицеров флота. Конечно, параллельно я играла концерты, и через всю мою сознательную жизнь красной нитью проходило творчество – выступления, конкурсы, поездки, гастроли. Практически в каждом городе Дальнего Востока я прикоснулась к одному из главных праздников – Дню города. Этот потрясающий гастрольный опыт очень вдохновлял меня заниматься творчеством и достигать большего. Моя карьера муниципального служащего продолжилась в Детской школе искусств № 7 г. Владивостока, где я была сначала завучем, потом руководителем.
– Интересный факт вашей биографии – это диплом специалиста в области конфликтологии. Дайте совет, как руководителю избегать конфликтов, но в то же время «не прогибаться»?
– Мой рецепт прост – это эмоциональное невключение и поиск рационального зерна, которое есть в любой конфликтной ситуации. Надо разобраться, почему человек идет на конфликт.
Важно понять, что конфликт, как правило, это способ либо доказать, либо защититься. Человек делает это из-за какой-то своей глубинной внутренней боли и травмы. Отношение к конфликту меняется, когда смотришь на агрессию как на способ защиты. Оппонент, в свою очередь, успокаивается, не видя в вас ответного напряжения, что исключает потребность защищаться. В медиации это называется «быть пустым».
– Можно сказать, что этот новый виток в вашей карьере стал для вас личным вызовом?
– Это и был мой собственный личный вызов, потому что за восемь лет все процессы на прежнем месте работы были отлажены – радуйся, наслаждайся результатом, поддерживай текущие дела! Но 23 ноября я уволилась из школы, а 24-го была принята на работу в «Артэтаж». Я проживаю вызов самой себе прямо сейчас.
– Волновались?
– Отвечу метафорично: когда музыкант стоит перед кулисами и у него нет вот этого трепета, который многие называют страхом, наверное, надо прекращать выходить на сцену. Каждый день, приходя на работу, я чувствую этот трепет и вызов – с чем сегодня справлюсь, какое решение найду, что могу сделать такого, чтобы было интересно, глубоко, ярко. Это и есть движение.