С 1 сентября у краевого УГИБДД новый начальник – Сергей Сбродов. Человек родом из Рязанской области, но всю жизнь проработавший в системе безопасности дорожного движения во Владивостоке. В интервью деловому еженедельнику «Конкурент» он рассказал о нововведениях, работе инспекторов ДПС и мифах относительно сдачи экзаменов на получение водительского удостоверения.
– Сергей Юрьевич, сложно управлять одним из самых автомобилизированных регионов страны?
– Площадь Приморского края – 165 тыс. кв. км, в совокупности – это четыре Рязанские области, откуда я родом. Рельеф местности в регионе весьма специфичен, он представляет собой некую единую «полосу препятствий», состоящую из сопок, опасных поворотов, дорог с так называемыми серпантинами.
Например, Владивосток – в силу особенностей его рельефа – в отношении передвижения на автомобиле город непростой. Особенно в зимний период. Я не раз слышал вопросы от гостей из европейской части нашей страны, проезжающих вблизи нашего фуникулера или крутого спуска в районе улицы Капитана Шефнера: «Зимой вы тут тоже ездите?»
Отмечу, что менталитет приморских граждан также имеет свои отличительные особенности от жителей европейской части России, а количество транспортных средств в Приморье растет ежегодно, включая туристический поток с весны до поздней осени.
Вышеперечисленные факторы, соответственно, оказывают влияние на количество дорожно-транспортных происшествий, фиксирующихся в регионе.
– Можно ли сказать, что в Приморье чаще, чем в других субъектах РФ совершаются ДТП?
– Согласно сухим цифрам статистики, только за минувшие девять месяцев произошло более 1,7 тыс. ДТП, в которых пострадали люди, и более 15 тыс. ДТП, в ходе которых был причинен так называемый материальный ущерб.
Для сравнения: в Хабаровском крае за этот же период произошло чуть более 1 тыс. ДТП, в которых пострадали люди. На Чукотке всего 12 ДТП с пострадавшими. У них своя специфика региона, количество транспортных средств не сравнится с нашим. В целом я считаю, в нашем регионе достаточно высокая аварийность.
«Главное – не штрафы»
– Скажите честно, у сотрудников ГИБДД есть план по сбору штрафов?
– Такой план не существовал даже в СССР. Помните фильм «Инспектор ГАИ»: «… Главное в нашей работе не штрафы и протоколы, а предупреждение ДТП и воспитание водителей!..» Более того, сейчас нормативные правовые акты МВД запрещают ставить сотруднику ГИБДД задачи по выявлению конкретного числа нарушителей.
– А каковы же критерии оценки работы инспектора?
– Поверьте, они кардинально отличаются от тех, что применяются, например, на заводе. Так, эффективность работы токаря зависит от количества выточенных деталей, выполнения или перевыполнения плана. Деятельность сотрудника ГИБДД с «планами» никак не связана – она оценивается в рамках состояния безопасности на обслуживаемой им территории.
В частности, речь идет о таких критериях, как аварийность на вверенном участке, оценка количества погибших, профилактические меры, которые сотрудник предпринял для снижения числа ДТП. Заступив на пост, инспектор ДПС должен провести профилактические действия: убедиться в отсутствии нарушений в обеспечении безопасности дорожного движения. Говоря простым языком, убедиться в рабочем состоянии светофоров, наличии разметки, оборудовании соответствующими знаками пешеходного перехода – всех тех объектов, которые расположены на его участке.
Другой вопрос, если сотрудник проводит весь рабочий день, сидя в служебной машине, игнорируя свои прямые обязанности. У такого инспектора, по понятным причинам, риски аварийности на участке повышаются. Вот в соответствии с вышеперечисленными аспектами его деятельность и будет в дальнейшем оцениваться.
– Есть какие-то конкретные материальные стимулы, которые мотивируют инспектора выполнять работу качественно?
– Одной из значимых мотиваций является материальная составляющая. Если инспектор ДПС выполняет свои обязанности недобросовестно, то может получить определенные взыскания, которые впоследствии негативно повлияют на его премирование. Кстати, предупреждая ваш вопрос о зависимости зарплаты сотрудника ГИБДД от количества выписанных квитанций, сразу скажу – это миф.
– Автовладельцев сейчас запугивают новым ведомственным приказом МВД, согласно которому якобы инспектору теперь не нужна причина, чтобы остановить водителя для проверки…
– Сотрудник ГИБДД уже давно имеет право остановить транспортное средство для проверки документов. Подобного основания не существовало лет 7–8 назад, когда на территории России действовал старый законодательный акт.
Позже в нормативный акт были внесены изменения, согласно которым одним из оснований для остановки транспортного средства является проверка документов. И это, на мой взгляд, абсолютно правильно, так как данные функции являются основной обязанностью сотрудника ДПС. То есть проверка транспортного средства и проверка документов водителя являются частью обеспечения безопасности движения на дорогах.
В новом приказе МВД России № 264, который вступил в силу в сентябре текущего года, регламенты остались прежними, никаких нововведений в отношении проверки документов водителей не появилось. Изменения коснулись непосредственно ГИБДД, и связаны они с введением обязательств по установлению контактов родственников людей, попавших в ДТП, с целью их личного оповещения о происшествии. Теперь это входит в прямую обязанность сотрудника ГИБДД.
– Как раз по поводу диалогов граждан с сотрудниками ГИБДД в Интернете выложено множество роликов, из которых можно сделать выводы о некой некомпетентности сотрудников ДПС. С чем связана такая активность, на ваш взгляд?
– Буду называть вещи своими именами. В современном мире широко распространено слово «хайп». Именно с данным явлением и связаны действия определенных лиц. Нередко видеосъемка начинается исключительно для создания провокационных ситуаций, делается соответствующая нарезка этого видео, монтируется исключительно через призму выставления сотрудника в неблагопристойном виде и выкладывается в соцсеть. Однако хочу напомнить гражданам, что за подобные действия предусмотрена ответственность в рамках незаконной публикации персональных данных сотрудника при исполнении.
– На дорогах устанавливается все больше камер. Насколько это эффективно?
– На территории Приморского края в общей сложности функционирует около 300 устройств фотовидеофиксации. Сейчас спектр их возможностей расширен. Помимо фиксирования нарушения скоростного режима фиксируются такие нарушения, как проезд на красный сигнал светофора, непредоставление преимущества движения пешеходам, нарушения требований стоп-линии, выезд на встречную полосу движения. К концу этого года планируем ввести в эксплуатацию несколько еще более усовершенствованных камер, которые смогут фиксировать непристегнутый ремень безопасности и разговоры по сотовому телефону.
Применение камер фотовидеофиксации, безусловно, дает положительный эффект, что подтверждает снижение аварийности в тех местах, где они установлены. На таких участках водитель однозначно снижает скорость и в целом ведет себя более дисциплинированно. Когда мы видим, что очаг аварийности на участке исчез, мы ходатайствуем о переносе камеры в другое место, туда, где она более необходима.
– Насколько существующая дорожная сеть соответствует безопасности дорожного движения? Достаточно ли регулируемых пешеходных переходов, островков безопасности и лежачих полицейских?
– Поясню на примере пешеходных переходов, которых на территории края около 3 тыс. Из них регулируемых всего около 500. Этого явно недостаточно. Собственникам дорог направляем соответствующие письма, на комиссиях по безопасности дорожного движения мы докладываем о текущей обстановке.
Необходимо отметить, что мероприятия по организации дорожного движения осуществляются собственниками автомобильных дорог. Не в нашей компетенции нанести разметку, нарисовать пешеходный переход, установить дорожный знак, светофор и так далее. Мы контролируем соблюдение требований в области безопасности дорожного движения. В то же время мы разрабатываем и вносим предложения по совершенствованию организации дорожного движения, участвуем в проектных разработках.
– Сегодня большой проблемой и для водителей, и для пешеходов оказались электросамокаты. Как, на ваш взгляд, нужно решать этот вопрос?
– Это проблема не только Владивостока, но и всей России. Данный вид транспорта очень быстро набирает популярность и вливается в процесс дорожного движения. Четкого регулирования на законодательном уровне данного сегмента еще нет. Пока предпринимается попытка упорядочить маршруты и условия передвижения электросамокатов. Так, в определенных местах действует запрет на их перемещение, в ряде случаев электросамокатам запрещено выезжать на проезжую часть, введены ограничения при управлении по возрасту: есть условия управления до 7 лет, до 14 лет.
В некоторой степени данный вид транспорта приравнен к категории велосипедистов и правила действуют аналогичные. Но, на мой взгляд, этого недостаточно. Дело в том, что электросамокат способен развивать высокую скорость – более 60 км в час – и может представлять реальную опасность для всех участников движения. На сегодняшний день ответственность за нарушения использования электросамокатов лицами, достигшими 18 лет, предусмотрена в виде штрафа от 800 до 1,5 тыс. рублей.
Лично мое мнение следующее: на все транспортные средства, которые приводятся в движение не мускульной силой человека, должно быть предусмотрено удостоверение на право управлять таким средством. Электросамокаты необходимо выделить в отдельную категорию, допускать к управлению которой необходимо после сдачи соответствующих экзаменов по ПДД и вождению. Возможно, несколько в сокращенной форме по сравнению, например, с мотоциклами. Кроме того, люди, управляющие электросамокатами, являются полноценными участниками дорожного движения, и ответственность за нарушения должна быть гораздо серьезнее, нежели скромный штраф.
– В Москве была введена система «Пит-стоп» – будет ли инициатива реализована в Приморье?
– Теоретически возможно: «Пит-стоп» могла бы способствовать повышению эффективности работы ГИБДД. Если нарушения зафиксированы средствами фотовидеорегистрации, наказание водителя ограничивается только штрафом. Нарушения, выявленные непосредственно сотрудником ДПС, сопровождаются составлением протокола, дело может быть направлено в суд. В этой связи нарушителю грозит наказание серьезнее – нередко выносятся судебные решения о лишении права управления транспортным средством. Так вот, «Пит-стоп» предусматривает работу сотрудника ГИБДД в непосредственной близости от камеры, то есть нарушение фиксируется средством фотовидеорегистрации, а протоколируется инспектором. Однако подобные действия шли в некоторой степени вразрез с законом, и в настоящее время данная система не применяется.
– А почему были ликвидированы стационарные посты ДПС?
– Более 10 лет назад я был заместителем командира краевого полка ДПС, и все восемь стационарных постов, расположенных на территории Приморского края, находились в моем подчинении.
Однако основная задача ГИБДД – безопасность дорожного движения, которая в современных реалиях обеспечивается мобильностью сотрудников. В этой связи руководством МВД было принято решение о сокращении постов и переведении инспекторов в подвижный режим работы, что гораздо более эффективно.
«Я такой же участник дорожного движения»
– Желающих примкнуть к сообществу автомобилистов в Приморье становится все больше. При этом получить водительское удостоверение с каждым годом все сложнее. С чем это связано?
– Как главный госавтоинспектор Приморского края я заявляю со всей ответственностью: цели уменьшить количество автовладельцев нет. Действительно, сегодня сдать практический экзамен не так просто, как в советское время. С годами вносились изменения в ПДД, появилось много нововведений, применяется новый подход и к обучению в автошколах.
Но давайте будем учитывать очевидные вещи: ситуация на дорогах усложняется, количество автомобилей растет с каждым годом, при этом сами ученики подходят к экзаменам менее ответственно. Скажу больше: качество обучения вождению в некоторых автошколах оставляет желать лучшего. Это подтверждает высокая аварийность на дорогах, которую создают недавние выпускники. Так, по вине водителей со стажем до 2 лет за минувший год погибли 14 человек, а общее количество ДТП с участием таких водителей – более 100.
Что касается практического экзамена, по сравнению с прошлыми годами процент сдачи заметно упал не только в Приморье, но и по всей России. Полагаю, это связано с несколькими факторами. Во-первых, действительно раньше не было столько правил и новшеств, как сегодня. Чтобы сдать экзамен, нужно потрудиться. Во-вторых, поменялся сам подход: сейчас весь процесс сдачи как теоретического, так и практического экзаменов фиксируется видеорегистраторами. Теоретическая часть сдается на компьютере. При этом, несмотря на довольно высокие показатели сдачи теоретического экзамена с первого раза, мы выявляем достаточное количество людей, которые пытаются использовать в ходе экзамена современные высокотехнологичные «шпаргалки» – микрофоны и беспроводную связь. На низкие показатели сдачи практического экзамена влияет в большинстве случаев недостаточная подготовка самих водителей.
– Но ведь есть случаи предвзятого отношения инспектора к ученику на экзаменах?
– К сожалению, пусть редко, но встречаются сотрудники, которые злоупотребляют своим служебным положением, однако мы оперативно реагируем на жалобы граждан в отношении таких сотрудников и принимаем соответствующие меры. Так, в Уссурийске уже был наказан инспектор, который гиперстрого подходил к исполнению экзаменационных маневров.
Настоятельно рекомендую, если подобные случаи происходят, обращаться непосредственно к начальнику подразделения.
Гражданин всегда может обжаловать результаты экзамена. Каждое такое обращение рассматривается коллегиально, на комиссии в составе не менее трех человек. Однако чаще мы сталкиваемся с ситуациями, когда, просматривая записи с видеофиксации, обнаруживаем на экзамене четкое нарушение кандидатом в водители правил дорожного движения. Например, водитель не пропускает пешехода, что сразу приводит к несдаче. Напомню: любая ошибка в процессе сдачи экзамена фиксируется на видео. В этой связи бывают случаи отмены результатов сдачи экзаменов как в пользу кандидата, так и в пользу сотрудника.
Нередки случаи, когда экзаменационный инспектор по каким-то субъективным причинам, наоборот, закрывает глаза на ошибки кандидатов в водители. Если в ходе изучения записи мы понимаем, что положительный результат вынесен неправомерно, результаты аннулируются, инспектор привлекается к ответственности, а гражданин отправляется на пересдачу.
– Может быть так, что сотруднику ГИБДД выгодно «завалить» ученика на экзамене?
– Финансовой выгоды от намеренного учинения препятствий ученику в сдаче практического экзамена инспектор не имеет. Лично в руки давать деньги сотруднику ГИБДД за пересдачу экзамена запрещено, любая госпошлина подтверждается кассовым чеком. Более высокую зарплату или премию за проведение экзамена инспектор не получает. Напротив, чем больше учеников, которые уходят на пересдачу, тем выше нагрузка на сотрудников ГИБДД.
– Возможно, дело в инструкторах, которые не обладают нужной компетенцией в преподавании вождения?
– В Приморском крае официально функционирует 91 автошкола, и каждая находится у нас на контроле. Процесс подготовки и учебный процесс согласовываются с нами. Мы считаем своей прямой обязанностью вносить вклад в повышение уровня обучения в автошколах.
Это происходит через тщательный анализ всех ДТП, которые были совершены водителями со стажем вождения до двух лет.
Такие случаи рассматриваются отдельно, проводится проверка в отношении автошкол (в том числе в части процента сдачи практического экзамена), и если мы выявляем определенный недостаток обучения в конкретной автошколе, бывшие ученики которой наиболее часто нарушают правила дорожного движения на дорогах, соответствующая информация направляется в Министерство образования и в прокуратуру. Так, по итогам девяти месяцев этого года нами уже направлены письма в прокуратуры районов с просьбой организации прокурорского реагирования в отношении нескольких автошкол Приморского края.
– А как вы сами сдавали экзамены?
– Это было в 90-х годах в Рязани. Теорию сдал сразу, а вот попытка сдать практику с первого раза окончилась неудачей. На заснеженной дороге, где совершенно не было видно разметку, инспектор посчитал, что данную им команду по развороту транспортного средства я выполнил с нарушением. В то время никакой видеорегистрации, конечно, не велось, но и доказывать неправомерность действий сотрудника ГИБДД не было даже в мыслях. Пришлось отправляться на пересдачу, которую я прошел успешно.
– Интересно, когда вы едете за рулем, инспекторы вас узнают?
– Конечно, узнают. Но, знаете, у меня нет такого требования, чтобы сотрудники отдавали мне воинское приветствие при управлении личным автомобилем. По сути, я такой же обычный участник дорожного движения.