В России ежегодно появляются новые учебные программы для учеников, различные мотивирующие проекты для учителей, продвинутые учебники и современные технологии в учебном процессе. Начальник управления образования администрации Владивостока Максим Кильчевский рассказал, как все это внедряется в системе образования краевого центра и каких изменений можно ожидать в будущем.
– Максим Александрович, в настоящее время достаточно много новых проектов реализуется на федеральном и региональном уровнях. Что из этого внедряется во Владивостоке?
– Многое, если не все. Это и создание единого образовательного пространства, и появление новых, единых по всей стране учебников, в том числе по истории, чтобы при переходе учеников в другие школы не происходило расхождений в программе. Также появились такие дополнительные программы внеурочной деятельности, как профориентационные занятия «Россия – мои горизонты» и «Разговоры о важном». Однако основным направлением нашей деятельности остается повышение качества уровня образования. Чтобы наши ученики с легкостью поступали в любой выбранный вуз, показывали конкурентоспособные результаты в рамках различных олимпиад и конкурсов.
– Вы имеете в виду профильные классы?
– Да. Данные меры направлены в основном на учеников 10–11-х классов с целью помочь ученикам определиться с будущей профессией и начать адаптацию. Ученики проходят практику в профильных учреждениях, знакомятся с профессией, особенностями работы и другими тонкостями. В этом же ключе в текущем году был запущен проект «Аттестат + профессия», который позволяет школьникам 8–11-х классов параллельно со школьной программой осваивать программу среднего профессионального обучения (СПО) и получить специализацию по окончании обучения.
– Часто поступающий вопрос от родителей: если в нашей школе еще не ввели программу профильных классов, а есть желание осваивать данное направление, можно ли записать ребенка в другую школу?
– Можно, в этом году часть наших усилий были направлены именно на то, чтобы дети пошли конкретно в те школы, где есть интересный им профиль. И это довольно понятная практика, так как школам мы рекомендуем не распыляться на большое количество профилей и сконцентрировать свое внимание на 2–3 направлениях.
– Всем известно, что сейчас кадровый голод настиг практически все сферы. Каким образом в школы Владивостока привлекаются молодые специалисты?
– Работа в этой части ведется в разных направлениях, в том числе в части организации капитального ремонта школ, ремонта и строительства пришкольных спортивных объектов, создания профильных классов по востребованным сферам, а также поддержки педагогических кадров и привлечению молодых педагогов. Также совместно с ДВФУ и ВВГУ администрация Владивостока организовала набор по целевому обучению выпускников школ. Многие студенты педагогических специальностей уже фактически расписаны по школам, в которых они готовы работать после выпуска, к ним нередко прикреплены наставники, которые проводят различные активности со студентами, наглядно показывая плюсы данной профессии. Количество желающих поступить на педагогические специальности осознанно растет с каждым годом, мы стараемся курировать наших студентов, чтобы не терять ценные кадры в будущем.
Кроме того, мы проводим конкурс «Хочу быть руководителем» для воспитателей, педагогов и заместителей руководителей образовательных организаций. Конкурс проводится раз в три года с целью выявления, развития и поддержки перспективных руководителей, обладающих высоким уровнем развития лидерских качеств и управленческих компетенций, формирования кадрового резерва.
В целом в 2023 г. различными мерами поддержки молодых специалистов воспользовалось 185 человек по сравнению со 151 участниками в 2021 г. Особенно хочу отметить программу «Учитель для Владивостока». Программа позволяет «схантить» специалистов из других городов, предоставляя им широкий круг возможностей и карьерный рост. Например, компенсация стоимости перелета, предоставление жилья или компенсация за аренду. Также при трудоустройстве в школы Владивостока учителям единовременно выплачивают от 250 до 300 тыс. руб. За два года нам удалось привлечь и перевезти во Владивосток около 30 новых педагогов.
– Как сейчас обстоят дела с заработными платами для учителей?
– На самом деле в этом вопросе у нас все отлично. С 1 сентября этого года мы уравняли всем педагогам окладную часть, не учитывая больше опыт, заслуги и прочие факторы. Соответственно, выросли надбавки за категорию. С 1 декабря планируется увеличение окладной части на 18%. Показатели средней заработной платы по региону соблюдаются в полном объеме. Более того, заработная плата у нас выше, чем, например, в Амурской области, Хабаровском крае. Сейчас мы рассматриваем внесение изменений в механизм оплаты – за повышение категории с целью повышения мотивации педагогов.
– Как педагоги Владивостока показывают себя на всероссийских конкурсах, какое место мы занимаем среди других регионов?
– У нас проходят все муниципальные этапы конкурсов «Учитель года», «Воспитатель года» и «Сердце отдаю детям», во время которых коллеги соревнуются между собой и выходят на региональные этапы. В прошлом году именно владивостокские педагоги выиграли региональные этапы в двух конкурсах. В рамках всероссийских этапов коллеги смело занимают места в тридцатке лучших. Это огромный труд и большое достижение – выбиться на такие позиции, учитывая, что многие преподаватели прицельно настроены именно на участие и победы в подобных конкурсах и занимаются этим не один десяток лет. По возможности мы стараемся участвовать во всех конкурсах и проводить свои местные активности, приглашая других участников на нашу территорию.
– Сколько школ сейчас строится во Владивостоке, какие сроки сдачи этих объектов и что в планах на будущее?
– Самой ожидаемой является общеобразовательная школа в районе Патрокл, рассчитанная почти на 1,3 тыс. мест. Там ведутся активные строительные работы, мы надеемся, что в скором времени объект будет введен в эксплуатацию и с 1 сентября 2024 г. дети пойдут в новую школу. Уже проводился конкурс на должность директора и подобран определенный пул педагогов, готовых пойти работать в эту школу.
Вторая большая стройка ведется в районе Снеговая Падь. Она будет рассчитана на 1,1 тыс. мест и станет третьей школой в данном районе. Объект должен быть сдан к декабрю 2024 г., а ввод в эксплуатацию планируется на сентябрь 2025 г. Есть в планах и строительство школ рядом с ЖК «Изумрудный» и в районе «Зеленого бульвара».
– В скольких образовательных учреждениях были проведены ремонтные работы в этом году?
– Для нас этот год был очень продуктивным, мы провели 118 аукционов, направленных на ремонт и благоустройство школьных пространств. Это и спортивные площадки, и стадионы, и теневые навесы, и ремонтные работы внутри школ. Тем не менее в ближайшие пять лет у нас еще есть чем заняться в школах. Поэтому мы принимаем активное участие в различных федеральных программах, стараясь привлечь как можно больше финансирования, помимо краевого и местного бюджета.
– Каким образом мотивировать современных школьников к учебному процессу и появились ли какие-то новые методики в этом вопросе?
– Сейчас в школах обучается то поколение детей, которым уже не интересно просто учиться, для них учитель – это уже не только источник знаний, которые они могут получить иными способами. Учитель должен грамотно выбирать знания, которые он дает, и преподносить их в интересной форме. Поэтому появляются новые приемы, методики, экскурсии, выездные занятия, сейчас работает практико-ориентированный подход к обучению, более интерактивный. Это большой пласт работы как для современных педагогов, так и для родителей и для всей системы образования.
– Насколько в этой повестке помогает система самоуправления в школах, которая активно внедряется в последние годы?
–Несмотря на то что мы никого не принуждали к участию в этом проекте, в этом году было подано 45 заявок от школ на выдвижение своего кандидата в совет старшеклассников, в сравнении с 12 школами в прошлом году. Ученики очень активно включаются в эту деятельность и понимают, что они тоже имеют возможность как-то повлиять на учебный процесс. Многие записывают различные подкасты, придумывают свои какие-то проекты, кураторы поддерживают эту деятельность. Это помогает вовлекать молодежь в общественно полезную деятельность и направлять их интерес в правильное русло.