Вообще-то у Светланы две дочки. В общении с ней видишь, что отношение к девочкам столь же трогательное и внимательное, как к третьему детищу - бизнесу. Для бизнес-леди Воронкиной магазины европейской детской одежды начались с вопросов, где и по каким ценам купить своим малюткам необходимые вещи. Кстати, ее любимый цвет - белый. Чистота - главный критерий успешности дела, считает Светлана.
- На ваш взгляд, на рынке детской одежды Владивостока какой магазин занимает главенствующее положение?
- Собственно говоря, рынка как такового нет. Если попытаться представить некую схему исходя из ценового уровня, то мои магазины - самые дорогие. Я это понимаю, поэтому один из этапов своего дальнейшего развития вижу в нахождении компромисса между качеством и ценой. Именно этого мне как маме не хватало в 90-х годах, и с этого, признаться, начался мой бизнес. На данный момент ситуация такая: если есть низкая цена на детскую одежду, то таким же является и качество. Более того, стоимость неевропейской одежды в городских магазинах неоправданно завышенная, следовательно, опять же она доступна не каждому покупателю.
- После прихода в Европу евро наценки на все группы товаров, а в особенности в переводе с дойч-марок, взлетели до 100%. За счет чего вы находите золотую середину между ценой и качеством товара, который едет во Владивосток из Европы?
- Мы нашли оптимальный вариант, как из года в год, существенно не повышая цен, привозить одежду. Каким образом? В моих магазинах нет единой накрутки на коллекции. Если одежда дорогих марок, то накрутка минимальна, есть и такие коллекции, где я увеличиваю цену в связи с транспортными расходами выборочно на каждую вещь. Во-вторых, я сменила транспортную компанию и маршрут, по которому товар доставляется. Это все позволяет сдерживать ценовую политику, даже после прихода евро.
- Ваш бизнес и по сей день семейный?
- У нас единое направление, мой муж управляет магазином одной марки. К сожалению, и он, и я к тому времени, когда решили открыть Sanetta, имели печальный опыт невыполнения обязательств своими партнерами. Мы поняли, что когда дело доходит до материальной стороны дела, то лучше бизнеса в семье не может быть ничего. Для меня главным в бизнесе является принцип порядочности, и я точно знаю, что для мужа он такой же важный. Успешный бизнес может быть только в семье: это единое, наше, все радости и проблемы остаются между нами.
- Насколько различаются бизнес на детской и взрослой одежде?
- Отличий никаких нет. Такое же деление на два сезона - "осень-зима", "лето-весна". Коллекции, представляющие несколько направлений и стилей, в одной цветовой гамме, к которой предлагаются аксессуары - рюкзачки в виде игрушек, забавные шляпки, зонтики, брелоки. Учитывая, что одежду все же покупают родители, а не дети, тонкостей в процессе реализации нет.
- Что посоветуете вчерашнему лавочнику, который хочет заниматься серьезным бизнесом?
- Искать нестандартные пути развития. Если на протяжении нескольких лет его бизнес не меняется, очень скоро дело погибнет. Важно иметь четкое представление, чего ты хочешь достичь. Мои конкуренты пытаются сейчас привозить вещи из Италии и других стран, но используют "мешочный" вариант десятилетней давности. Это недопустимо, поскольку современные рыночные условия диктуют цивилизованные методы. И другой момент. Мы сами хотим одеваться красиво, есть качественную пищу, а детей оставляем на уровне, который существовал в начале 90-х прошлого века. Негуманно одевать детей с вещевых рынков.
- Представляют ли для вас конкуренцию детские торговые центры?
- Одно время, признаюсь, я переживала по этому поводу - огромные площади, ассортимент на все товары. Но очередной центр открывается - и видишь в нем товары для широких слоев населения, это те же Южная Корея, Китай, Таиланд. По своему опыту, если мне нужно хорошее детское питание или коляска, я пойду в специализированный магазин. Торговые центры - это, скорее, развлекательные комплексы для детей и, с точки зрения бизнеса, покупки по мелочам. Я не думаю, что люди в них очень уж много тратятся. Детские центры в Москве - другое дело, но нам до них еще далеко. Пока в наших приморских джунглях это не бизнес, а торговля без правил, еще и товаром невысокого качества.
- Что скажете о покупке детских вещей на вырост?
- Это нецелесообразно. Представьте: вы купили малиновые штанишки или курточку и рассчитываете их одевать несколько сезонов подряд. А в следующем сезоне модными цветами являются ярко-желтый, оранжевый или киви! Вы эту деталь гардероба не сможете сочетать с новыми вещами. Излишняя яркость даже ребенку ни к чему. И уж тем более недопустимы подкаты, если вы покупаете детские джинсы Ferre.
- Можете сказать, что ваши магазины являются законодателями детской моды во Владивостоке?
- Мы не устраиваем специальных показов новых коллекций, не рекламируем нашу ведущую марку Pampolina. Понятие о том, что в нашем магазине продается самое модное и удобное для ребенка, складывалось несколько лет, и сейчас оно основывается на опыте прошлых покупок каждого клиента. Допустим, мама и папа одевают своего малыша у нас. Ребенок растет, родители снова и снова приходят в Pampolina за вещичками и видят, что здесь есть, во-первых, одежда на все случаи жизни, во-вторых, то, что висит в магазине, действительно отражает последние тенденции мировой детской моды. Если смотреть под этим углом зрения, то - да, в какой-то мере мы задаем тон, формируем вкус.
- Понятно, что через красивую, добротную одежду приходит понятие о вкусе, чувстве меры, стиле. Но не боитесь, что такой ребенок в будущем заболеет вещизмом?
- Думаю, наше поколение больше подвержено этому, чем наши дети. Для нас яркое разнообразие было откровением, а они воспринимают его как норму жизни. И потом, я ведь не отказываюсь от общего образования и развивающих школ. Современные школьные программы способны воспитать полноценную личность.
- Вы сторонница советской морали, когда "для ребенка ничего не жалко"?
- Когда малыш рождается в атмосфере достатка, у него нет лишних желаний вроде "мама, купи мне вон ту красивую игрушку". Я уверена, что в советской педиатрии не было понятия детского психоза, потому что все игрушки того времени были неказистыми. И вообще вопрос, как поведет себя ребенок, которого привела мама в магазин детской одежды, - это вопрос воспитания. Передо мной проходят десятки и сотни покупателей, которые специально ведут своих маленьких вампирчиков на примерку одежды, предоставляя право выбора им самим. Естественно, при этом будучи уверены, что ребенок не начнет хныкать, капризничать, устраивать сцены.
- Кстати, о капризах. Каковы вкусы юных модников и модниц Владивостока?
- Они любят яркое, блестящее, и другая особенность - ориентируются на четкие проявления "взрослости" в одежде. Девочки любят очень женственные наряды, мальчики - деловые костюмы, одежду для активного образа жизни. У меня есть возможность сравнивать заказы одной и той же марки из разных городов России.
Так вот, в Нижнем Новгороде подобный магазин заказывает одежду более спокойных тонов.
- Скажите, Светлана, так ли уж обязательно маленькому человечку быть одетому, как ребенок Мадонны, соответствовать данному направлению в области моды?
- Считаю это обязательным в развитии ребенка. Я не имею ничего против российского, белорусского, корейского и любого другого трикотажа. Помимо того, что детская одежда должна быть функциональной и отвечать всем медтребованиям для растущего организма, она должна быть частью жизни ребенка. В это время все его внимание сосредоточено на игре во взрослых, проигрывании различных ролей и моделей поведения, причем этих моделей может быть несколько. Одежда разных направлений, точно копирующая взрослую, - современная детская мода ориентирована именно таким образом - помогает ребенку "вжиться в образ", примерить на себя жизнь взрослого. Неважно, что они примеряют всего лишь одежду, - дети ведь все воспринимают взаправду.