Алексей Белоглазов, руководитель Управления ФАС по Приморскому краю.
Родился 4 октября 1987 г. в Приморском крае. В 2009 г. окончил ДВГУ по специальности «финансы и кредит». В Приморском УФАС с 2009 г. Сначала занимал должности специалиста 1-го разряда, специалиста-эксперта, ведущего специалиста — эксперта, заместителя начальника аналитического отдела. В сентябре 2014 г. назначен на должность и. о. заместителя руководителя Приморского УФАС России, с января 2015 г. — заместитель руководителя. 11 мая 2016 г. назначен на должность руководителя управления.
Новые задачи Приморское УФАС решает с новым руководителем. Алексей Белоглазов рассказал «К» о борьбе с картелями, либеральном векторе и проблемах конкуренции на региональных рынках.
— Я не оцениваю пройденный путь с точки зрения возраста, и я никогда не считал себя карьеристом. Окончив университет, устроился специалистом в антимонопольную службу. Работа сразу стала любимой. В каждом отделе, где я работал, в каждой должности старался качественно выполнять поставленные передо мной задачи. Очень важно, когда дело, которым ты занимаешься, приносит пользу.
УФАС существует для того, чтобы конкуренция сохранялась, чтобы барьеры на рынке устранялись, чтобы пресекались действия нарушителей, которые злоупотребляют своим доминирующим положением, или органов власти, которые ведут неправильную политику в отношении хозяйствующих субъектов. Чтобы экономика в Приморском крае развивалась. Для меня все это важно, и мне действительно нравится моя работа. Я продолжаю учиться и приобретать опыт — уже в качестве руководителя управления, а насколько хорошо это у меня получается — судить не мне.
Определенное поведение
— Считается, что полномочия ФАС стали избыточными, антимонопольное законодательство — жестче, особенно в части поправок в Уголовный кодекс. Ваше мнение?
— Да, действительно, не так давно в Уголовный кодекс были внесены значительные поправки, ужесточающие ответственность за нарушение конкуренции. В частности, это статья 178 УК РФ, согласно которой теперь за картельные сговоры при нанесении ущерба гражданам организациям предусмотрены не только штрафные санкции, но и уголовное наказание — лишение свободы от трех до семи лет.
Здесь следует отметить, что картельные сговоры — самая серьезная форма нарушений со стороны хозяйствующих субъектов. Когда участники рынка, вместо того чтобы конкурировать, договариваются о каком-то определенном поведении, это имеет самые негативные последствия для экономики региона, нарушает конкуренцию, приводит к увеличению цен. Сегодня наша задача номер один — выявление именно картельных сговоров.
— А что вы скажете о четвертом, «либеральном» антимонопольном пакете, вступившем в силу в прошлом году?
— Благодаря четвертому антимонопольному пакету мы получили больше механизмов предупреждения. То есть когда на рынке происходит нарушение со стороны участников, злоупотребляющих своим доминирующим положением, или со стороны органов власти, мы не рассматриваем дела о нарушении антимонопольного законодательства, а выдаем предупреждение. Если ответчик устраняет эти нарушения, то дело не возбуждается и штраф не накладывается. Также четвертым антимонопольным пакетом введены иммунитеты для ряда субъектов — в частности, малого и среднего бизнеса, которые занимают доминирующее положение в муниципальных образованиях, где существуют локальные рынки, но при этом выручка у таких компаний незначительна. С введением иммунитетов они выпадают из поля нашего зрения.
«Были штрафы и в большем размере»
— Самое громкое дело 2016 г. — распределение муниципальных заказов между «Востокцементом» и МУПВ «Дороги Владивостока», ставшее основой для ареста мэра Владивостока Игоря Пушкарева. После этого репутация Приморского УФАС, на ваш взгляд, повысилась?
— Это дело вызвало большой резонанс, но что касается антимонопольной службы в целом, то для нас нет громких дел. Для нас все дела на одном уровне, мы рассматриваем их в соответствии с законом, выносим соответствующее решение. В случае, если ответчики нарушили антимонопольное законодательство, применяем меры административной ответственности. Репутация складывается годами, из каждодневной работы, я не думаю, что она может зависеть от одной, пусть даже такой нашумевшей, истории.
— Отслеживаете ли вы это дело? В каком оно состоянии?
— Только в рамках полномочий УФАС. В 2015 г. были вынесены соответствующие решения. В настоящий момент они обжалованы ответчиками в судебном порядке. Мы отстаиваем свою позицию, судебные споры продолжаются.
— УФАС назначило «Востокцементу» штраф в 21,4 млн рублей. Это самые крупные штрафные санкции за вашу практику?
— Были штрафы и в большем размере. Например, в отношении ООО «РН-Востокнефтепродукт» или РЖД — они значительно превышали 21 млн. Здесь стоит отметить, что сумма при формировании штрафов зависит от рынка, где было произведено нарушение, и от выручки ответчика. Группа компаний «Востокцемент» действует на рынке по реализации инертных материалов. Соответственно, исходя из этого и рассчитывался оборотный штраф.
«Наблюдаем и отслеживаем»
— Как экономический кризис сказался на ситуации с конкуренцией в регионе?
— Безусловно, кризис оказывает негативное влияние на все сектора экономики, влияет и на конкуренцию. Малый и средний бизнес страдает больше всего, в отличие от крупных компаний, без помощи государства ему не справиться. Государственная поддержка субъектов СМП традиционно усиливается во время кризиса через такие механизмы, как субсидирование, стимулирование субъектов СМП через торги, закупка у СМП. Мы наблюдаем и отслеживаем эти тенденции: если выделение субсидий происходит с ограничением, то, конечно, реагируем.
К слову, антимонопольный орган тоже принимает антикризисные меры — в данном случае четвертый антимонопольный пакет поправок. Он предусматривает, помимо прочего, упразднение реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на том или ином товарном рынке более 35%, что означает необходимость доказывания антимонопольным органом доминирующего положения в каждом конкретном случае. Кроме того, сокращены основания проведения внеплановых проверок субъектов малого предпринимательства. Проверки по заявлению юридических лиц и граждан будут проводиться только после согласования с прокуратурой. Исключение — выявление картельных сговоров.
— Многие эксперты опасаются, что появление режимов наибольшего благоприятствования — ТОРов и свободного порта — дестабилизирует конкурентную среду.
— Для развития территорий эти законы имеют огромную важность, ведь они привлекают инвестиции в регион. Но, конечно, у компаний, уже действующих на рынке, есть опасения, что их поставят в неравные условия. Чтобы этого не произошло, ответственные государственные органы, в частности Министерство по развитию Дальнего Востока, администрация Приморского края, должны проводить грамотную политику и постоянно отслеживать ситуацию. ТОРы, направленные на развитие секторов экономики, которые сегодня недейственны в регионе, которые необходимо восстанавливать, создавать, можно оценить только положительно. Другое дело, когда рынок уже действует и конкурентное поле сложилось. Я считаю, в режиме, где существует льготная налогооблагаемая база, должны появляться, прежде всего, производственники.
Кадры и хоккей
— С какими сложностями вы столкнулись, вступив в должность? Как видите свою основную задачу в качестве руководителя Приморского УФАС?
— Основные сложности были связаны с отсутствием в управлении практически 50% кадров. Но в 2016 г. кадровый вопрос удалось закрыть, поэтому в качестве своей основной задачи я вижу сохранение человеческого капитала, того потенциала, тех грамотных сотрудников, которые работали здесь до моего прихода в должность, чтобы была преемственность, чтобы они передали свой опыт и знания молодым специалистам. От этого зависит качество работы нашего управления.
— Как вы проводите свободное время, если оно, конечно, у вас остается?
— Как и многие, по возможности с родными и близкими, друзьями. Очень люблю Приморье, поэтому довольно много путешествую по краю: выезжаю в северные районы, где красивейшая природа, выбираюсь на рыбалку. А еще я — хоккейный болельщик. Болею, конечно же, за «Адмирал».
Юлия ПИВНЕНКО