Дмитрий Рахматулин, грибной фермер.
Родился в Кировском районе, в поселке Горные Ключи. Получил образование инженера-строителя. Долгое время работал по специальности.
В 2012 г. основал грибную ферму в п. Хрустальном Кавалеровского района, которая специализируется на выращивании вешенки.
Дмитрий Рахматулин нашел свое призвание. Путь этот оказался очень нелегким, и только колоссальное терпение помогло собеседнику «К» достичь поставленной цели.
— Дмитрий Фаридович, ниша грибоводства в Приморье остается достаточно свободной, хотя многие начинающие фермеры пытались ее штурмовать. Как вы считаете, почему?
— Большинство новичков в этой отрасли — люди, которые ограничены не только в бюджете, но и в знаниях. Они хотят заниматься тем, чем не занимается никто, при этом часто руководствуются информацией из Интернета, где пишут, что едва ли не в домашних условиях на 30 «квадратах» можно разместить грибные блоки и без особых усилий получать сверхприбыли.
Кто-то берется за дело основательно, перенимает опыт у состоявшихся грибоводов, добивается первых успехов и «загорается» — начинает поиск инвестиций, чтобы расширить свое маленькое производство, но, не понимая до конца технологии, совершает серьезные ошибки и сдается. Я тоже бывал в ситуациях, когда опускаются руки, но всякий раз запасался терпением. И постепенно пришел к выводу, что инвестировать нужно, прежде всего, в знания. Только тогда у меня стало что-то получаться, хотя для этого и потребовался не один год.
— Значит, грибоводческий бизнес все-таки требует внушительных инвестиций, со ста тысяч его не начнешь?
— Исходя из собственного опыта, могу сказать следующее: чтобы выйти на стабильный доход в пределах чистого заработка 70–80 тыс. рублей в месяц, потребуется оборудовать 160–200 «квадратов», а уже отсюда нужно рассчитывать объем инвестиций.
Вложения могут быть разными, в зависимости от того, выберете ли вы готовое технологическое оборудование или обустроите производство собственными руками по каким-то схемам и чертежам. Первый вариант, если предприятие начинается с «голой земли», обойдется в пределах 7–10 млн рублей. Второй, конечно, дешевле — 3–5 млн, но в процессе эксплуатации велика вероятность каких-то сбоев, неполадок, а это означает дополнительные расходы. Так что по возможности я бы рекомендовал сразу вложиться в хорошее оборудование.
— Насколько ваш товар сезонный? Что делают грибоводы зимой?
— Грибоводы работают круглый год. Причем осенне-зимний период для них самая горячая пора, так как начиная с июля — августа идет сбор дикоросов, люди уезжают на дачи и в отпуска, проходимость рынков и магазинов падает. Спрос на наш товар вырастает осенью, а «самый сезон» — это Великий пост.
Если говорить о технологиях, то при наличии хорошего профессионального оборудования (если грибы выращиваются в помещении), лето или зима на дворе — неважно. Но когда оборудование собрано вручную, нет охладительных установок, канальных кондиционеров и т. д., летний период — самый тяжелый для этого бизнеса, потому что помещения перегреваются. Маленькие грибоводческие хозяйства в летнее время обычно не работают.
— Гриб — это что-то среднее между растением и животным. Соответственно, выращивать вешенку сложнее, чем сою или картофель?
— Как любой организм, гриб дышит, кушает, производит отходы жизнедеятельности, и, помимо всего прочего, имеет свойство болеть. Болезни грибов, способы их лечения — это тоже большие риски, которые многие предприниматели почему-то не рассматривают, начиная бизнес.
Может случиться так, что весь объем выгонки заболеет, и прибыль будет потеряна. Недавно я был на одном небольшом предприятии по выращиванию шампиньонов, где появились проблемы — шляпки грибов не белые, а с черными и желтыми пятнами. Эта болезнь — триходерма, и такой товар магазины не примут к реализации. То есть всегда нужно быть готовым к форс-мажору, если вы занимаетесь грибным делом.
Подготовку, обработку помещений, стерильных зон нужно изначально закладывать в статьи расходов. Это одна из важнейших составляющих успешного бизнеса. Когда в помещении не хватает воздуха, температура не та — ситуация поправима. Когда распространяется инфекция — все ваши труды могут погибнуть в одночасье.
— С какими объемами производства целесообразно заходить в сети?
— Если вы достигли объемов свыше тонны грибов в месяц, надо работать с розницей — крупными или небольшими сетями. Но ни в коем случае не уходить с рынка, потому что там — живая среда, там можно с лучшим эффектом бороться за постоянного покупателя, и цена не будет колебаться, в то время как розница предлагает заниженную цену.
Еще 3–4 года назад в Кавалерово я продавал грибы по 200 рублей. Тогда покупатель даже не узнавал вешенку. Помню, одна старушка спросила: «Сынок, а почем шишки?» Но спустя какое-то время мне удалось закрепиться в своей нише, обогнать китайских конкурентов, доказать, что моя продукция полезная и экологически чистая. Стоила она уже 300 рублей, а китайские грибы исчезли с рынка — люди просто перестали их брать.
— Последнее время грибоводческих хозяйств в крае становится больше. Как вы считаете, сможет ли местный производитель обеспечить Приморье грибами?
— На рынке складывается такая тенденция, что, сколько бы мы ни выращивали грибов, их не хватает. Но, учитывая интерес к этому направлению, я думаю, через 3–5 лет максимум ниша грибоводства на Дальнем Востоке будет занята.
А если вы спросите меня лично, нужно ли наращивать объемы производства, чтобы закрыть спрос, я скажу, что это не имеет смысла. Увеличивая обороты, вы увеличиваете затратную часть, больше вкладываете в закуп сырья, включая мицелий, целлюлозосодержащие вещества — солому или опилки, а рентабельность бизнеса падает.
Допустим, у меня оборотных средств 100 тыс., и я решил расширить производство вдвое. Приходится идти в банк за кредитом, брать еще 100 тыс. и потом выплачивать проценты. Бизнес это рискованный, и перебои в нем случаются часто, окупаться кредит будет долго и сложно.
Вообще, я делал расчеты, сколько нужно товара, чтобы полностью закрыть потребности местного рынка. У меня получилось 8–10 тонн свежего гриба, причем это уже потолок. Если производить больше, нужно выходить на другие рынки, за пределами Приморского края.
— Вы считаетесь главным приморским микологом, как в теории, так и на практике. Эта любовь к грибам — с детства?
— Еще когда я был мальчишкой, мы с дедом закладывали компостные ямы для выращивания шампиньонов. Дед шутливо говорил: «Учись, тебе пригодится». А спустя 25–27 лет я подумал, что он, оказывается, был прав. У меня нет биологического образования, всю информацию о грибоводстве я черпал из разных источников, интересовался, как развивается это направление в других регионах, странах — на Украине, в Польше, республике Беларусь.
Грибоводство постоянно было у меня на слуху, я просто долгое время не отваживался перейти от теории к практике, но случилось так, что сама жизнь подтолкнула меня — я остался без работы, долгое время не мог найти подходящих вариантов и, наконец, решил попробовать себя в роли фермера.
— Какой момент — самый приятный в вашем деле?
— Самый приятный момент — когда получаешь деньги за свои труды. (Улыбается). Но о деньгах постоянно думать нельзя, потому что — скажу вам в шутку или в правду — грибы могут обидеться. Гриб — сложный организм. Он требует заботы и внимания. Если ты хочешь что-то от него получить, то должен что-то отдать. И на самом деле лучший момент — когда в результате приложенных усилий появляются первые грибочки. Ты создаешь новую жизнь — это замечательное чувство.
Если раньше у меня были какие-то хобби, сегодня работа поглощает все мое время, но я не жалею. Теперь уже встает вопрос, кто кого выращивает, потому что, когда начинаешь понимать язык грибов, видеть, чего они хотят, приходится подстраиваться. Но здесь понять грибовода может только грибовод.
Юлия ПИВНЕНКО