2017-08-29T19:48:35+10:00 2017-08-29T19:48:35+10:00

Сергей Соловьев: «Не корысти ради, а исключительно в свое удовольствие»

Ради чего бывший участник «Туманного стона» бросил музыку

Из личного архива героя публикации |  «Не корысти ради, а исключительно в свое удовольствие»
Из личного архива героя публикации
Анкета
Сергей Соловьев, директор владивостокской централизованной библиотечной системы ВЦБС.
Родился во Владивостоке, окончил факультет русской филологии ДВГУ по специальности «Русский язык и литература».
После окончания университета работал в компании «Утекай звукозапись», был участником группы «Туманный стон». На протяжении 10 лет возглавлял компанию ВSA. С 2013 г. руководит ВЦБС.
Воспитывает дочь.
В свободное время играет на гитаре. Регулярно перечитывает Сергея Довлатова, каждый раз открывая что-то новое для себя.

Сергей Соловьев был рок-музыкантом и даже снимал клипы группе «Мумий тролль». Это была любимая работа, но он не жалеет о том, что в 2013 г. оставил ее ради задач другого порядка.

— Сергей Геннадьевич, вся ваша жизнь была связана с музыкой, и вдруг — библиотека… Как так получилось?

— По образованию я филолог, на пятом курсе преподавал и сегодня иногда даю открытые уроки литературы. Книги — очень важная часть моей жизни, но библиотечная сеть — это новый опыт для меня.

А началось все несколько лет назад, когда в разговоре с Игорем Пушкаревым я высказал свое возмущение состоянием книжной отрасли в городе и прежде всего тяжелым положением библиотек. Это было не мнение эксперта, а позиция обычного городского хейтера. Моя дочь сейчас идет в пятый класс, и четыре года назад я понимал, что она должна приходить в библиотеку, где ей захочется читать книги, которая будет всегда полна интересных событий, мероприятий и вообще соответствовать хорошему современному городу XXI века. На что Игорь Сергеевич сказал: «Иди и делай, посмотрим, получится ли у тебя». Мы, если хотите, поспорили. Я не чиновник, но подумал: «А почему нет?»

С тех пор уже более трех лет команда ВЦБС работает, чтобы изменить само представление о библиотеке, философию всей этой истории, и, надеюсь, мы справляемся.

— Вы близки к своей целевой аудитории? Смотрели, к примеру, нашумевший рэп-баттл Оксимирон против Гнойного, где всуе были помянуты Замятин и Есенин?

— Сейчас в авангарде мейнстрим-поэзии находятся авторы, пишущие в стиле хип-хоп. На мой взгляд, самые сильные тексты в этом смысле как с точки зрения рифмы, так и метафоричности слова принадлежат тому же Влади из ростовской группы «Каста», послушайте его сольный альбом «Ясно» и песню «Прощание», и вы поймете, что невозможно писать так, не зная классиков, не читав Гете. Тот же Оксимирон или ребята из «Каспийского груза» — очень сильные интересные авторы. Я вообще стараюсь находиться в культурном современном поле.

— Почему вы решили давать открытые уроки литературы?

— Как-то случайно оказался на одном из уроков в обычной средней школе и был если не расстроен, то, по крайней мере, возмущен, когда учитель заявил: «Достоевского не читайте, я вам сейчас презентацию расскажу, надо же вас к ЕГЭ готовить».

Можно понять, что система образования у нас так устроена, что проще изучить краткое содержание, но это не значит, что детям не нужны знания. А я пять лет учился русскому языку и литературе и решил, что должен с кем-то этим делиться. Пришел в одну из школ и предложил факультативно давать уроки старшеклассникам.

Есть несколько уроков, которые я с удовольствием рассказываю. Один называется, к примеру, так: «Почему «Мастер и Маргарита» — слабейший роман Михаила Афанасьевича Булгакова?» Название сразу интригует, приглашает к диалогу, не правда ли? Другой мой любимый урок посвящен стихам Евгения Евтушенко, которого я считаю главным лирическим поэтом оттепели, автором важнейшей любовной лирики, где советская женщина — не соратница и боевая подруга, а именно женщина, которая «начисто притворства лишена, когда молчит со взглядом отрешенным…» Поэзия Евтушенко — творческий и артистический блокбастер.

— Что вы думаете о том времени, когда гастролировали с группой «Туманный стон»? Каково это вообще — чувствовать себя рок-звездой?

— Звездой — громко сказано, но я прекрасно провел эти годы и осуществил все свои юношеские мечты — гастроли, переезды из города в город, выступления на больших и маленьких площадках, опыт записи в лучших студиях страны и даже выступление на Красной площади на разогреве у Земфиры, съемки клипа на «Мосфильме». В общем, все, о чем мечтает музыкант в 23 года, сбылось, эту ипостась я прожил от и до, а сейчас музыка для меня — увлечение. Кто-то расслабляется на теннисном корте, а мы с ребятами из «Листьев травы» или группы «Туманный стон» сочиняем песни и играем. Не корысти ради, а исключительно в свое удовольствие. В прошлом году наконец-то записали новый альбом.

— А как развивалось ваше сотрудничество с группой «Мумий тролль»?

— После музыкальной карьеры я около 13 лет работал в сфере рекламного событийного бизнеса, на протяжении 10 лет у меня была своя компания BSA, которая до сих пор существует, но уже не имеет ко мне никакого отношения. Мы занимались маркетингом, организацией различных рекламных акций и концертов. Долгие годы BSA была официальным представителем группы «Мумий тролль» на Дальнем Востоке, организовывала съемки клипа «Четвертый троллейбус», когда в городе перекрывали мосты, помогала ребятам из «Мумий тролля» ставить мировой рекорд «Музперелета», когда всего за сутки они выступили на разных концах земли — во Владивостоке и Калининграде, принимала участие в издании романа «Владивосток 3000», и, кстати, его обложка, сделанная руками сотрудников BSA, вошла в топ-10 лучших обложек страны, по версии журнала «Афиша».

— У вас была очень интересная работа и, наверное, любимая. Не жалко было уходить?

— Мы делали большие важные проекты, но библиотеки — совсем другая история. Сейчас у нас 150 человек коллектива, огромный фронт работ, и не остается сил и времени, чтобы серьезно заниматься чем-то еще. Но я не жалею. Да, от рок-музыки ты получаешь классные мальчишеские эмоции. Да, съемки очередного клипа приносят удовольствие… Но если положить на чаши весов клипы и ВЦБС, я точно знаю, что перевесит, и когда меня спросят: «Что ты оставишь после себя?», я скажу: «Библиотеку».

Она, конечно, не только моя, она общая — не та библиотека, куда ходить не хочется и где сидят несколько человек, пьют чай и слушают проводное радио, разводя кактусы и кошечек на подоконнике, а современная, технологичная, стильная и действительно нужная.

— Вы верите, что книга может многое изменить в жизни человека?

— На все сто. И мы не случайно начали развивать ВЦБС с окраин, перенесли библиотеку с Окатовой на «Радиоприбор» для того, чтобы иметь возможность общаться с аудиторией, которая проживает на «Детском парке». В Чикаго есть интересный опыт, когда в зоне пересечения влияния двух бандитских группировок открыли хорошую библиотеку. И что вы думаете? Через полтора года количество местных жителей, поступивших в колледж, увеличилось на 13%, а преступность сократилась на 3,5%.

Есть деревни, где можно искоренить алкоголизм, если поставить библиотеку с нормальным персоналом. Я знаю примеры наркоманов, преступников, перековавшихся в том числе благодаря книге. В крае десятки населенных пунктов, где библиотеки исчезли как класс и где в течение года начали происходить чудовищные истории. Но эту ситуацию можно изменить. Я верю в книгу как в лучшее лекарство. Оно реально работает, поверьте.

Юлия ПИВНЕНКО

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ