Перцев Вячеслав Михайлович, 46 лет, женат, две дочери.
Место рождения: г. Анжеро-Судженск, Кемеровская область.
Образование: Дальневосточное высшее инженерно-морское училище им. адм. Г. И. Невельского (ныне — Морской государственный университет им. адм. Г. И. Невельского), специальность «Эксплуатация водного транспорта».
Карьера: после окончания училища был принят в ВМТП, где прошел путь от начальника причала 2-го грузового района порта до первого вице-президента.
В апреле 2006 г. избран генеральным директором ОАО «ВМТП».
10 октября Владивостокскому торговому порту исполнится 110 лет. Сегодня его возглавляет Вячеслав Перцев, занимающий особое место в когорте дальневосточных портовиков. «Настоящий мужчина. Молодой. Энергичный. Обаятельный. Сильный. Перспективный. Справедливый. Честный. Преданный своему делу руководитель, умеющий выполнять обещания», — говорят о нем коллеги. «Авантюрист и стратег», — вздыхают старшие товарищи. Во многом благодаря его многолетнему опыту в портовом бизнесе ВМТП сегодня играет ключевую роль в определении имиджа Владивостока в мировом бизнес-сообществе. Заслуги Вячеслава Михайловича недавно были отмечены и администрацией города, которая наградила его медалью «За вклад в развитие города Владивостока». По всему видно — будущее порта в надежных руках.
Ради социального мира
— Вячеслав Михайлович, порт уже давно участвует в различных социальных преобразованиях города. И насколько значимый вклад в этой области вносите вы как руководитель предприятия и сам ВМТП, показало недавнее награждение. А что означает для вас социальная ответственность бизнеса?
— Считаю, что крупный бизнес, который оказывает влияние на социально-экономическое развитие целого региона, обязан в силу имеющихся возможностей способствовать достижению социального мира, безопасности и благополучию граждан, сохранению окружающей среды, оказывать содействие развитию современной системы образования. Безусловно, ВМТП относится к числу предприятий, закрепивших за собой статус социально ответственных. Хочу подчеркнуть, что избрание меня на пост генерального директора ОАО «ВМТП» акционерами предприятия не повлекло за собой снижения уровня активности порта в сфере социальных преобразований.
Так, наше акционерное общество выделяет значительные финансовые ресурсы в развитие социальной инфраструктуры, в числе которых два здравпункта, расположенных на территории порта, спортивный комплекс «Гавань». Оказывается шефская помощь СОШ № 6 и благотворительная — храму Казанской иконы Божьей Матери. Кроме того, порт является добросовестным налогоплательщиком, своевременно и в полном объеме исполняет все налоговые обязательства. В 2006 году на социальные программы было направлено 63 317 тысяч рублей, что на 25% превышает показатели 2005-го. В этом году в дополнение к уже перечисленным социальным программам было принято решение о ежемесячном начислении лучшим курсантам МГУ им. адм. Г.И. Невельского именной стипендии ОАО «Владморторгпорт».
Успешный порт — надежный бизнес
— Многие годы основной доходной частью бюджета порта был экспорт металлопродукции. Полтора года назад ситуация резко изменилась, однако порт по-прежнему крепко стоит на ногах. За счет чего удалось добиться положительного результата?
— Действительно, в течение прошлого года структура грузооборота порта поменялась почти на 60%. В первую очередь это вызвано изменением конъюнктуры рынка металлов стран АТР. Переориентация Китая из импортера металлопродукции в экспортера в совокупности с тарифной политикой ОАО «РЖД» сделала продукцию сибирских и уральских комбинатов неконкурентоспособной на рынках АТР. В итоге отечественные металлурги перенаправили грузопотоки в Европу и США.
Сохранить доходность нам удалось главным образом за счет привлечения в порт высокодоходных грузов: контейнеров, автомобильной техники, целлюлозы. При этом стабильный рост контейнерного грузопотока в последние годы составляет 20—30%.
Далек от мысли, что все получилось, но ВМТП достиг одной из своих главных целей: компания продолжает динамично развиваться. А раз развивается, значит, остается стабильным партнером и оператором, что в портовом бизнесе имеет первостепенное значение.
— Насколько можно судить из заявлений официальных лиц, приоритетным портом на Дальнем Востоке может стать Восточный. Какое место вы отводите в построении глобального транспортного кластера в регионе Владивостокскому порту?
— Хочу сказать, что не только Восточный, но и Ванино будут приоритетными портами по физическому объему переваливаемых грузов. Эти два порта в средней и долгосрочной перспективах будут обеспечивать экспорт природных ресурсов, исключая нефтегазовые, с территорий Дальнего Востока и Забайкалья. Масштабную разработку здесь планируется начать за счет реализации в регионе крупных инвестиционных проектов с участием крупнейших российских бизнес-групп.
В тоже время такие порты, как Владивостокский и Находкинский, займут свою нишу как специализированные на обработке высокотехнологичных грузов (прежде всего контейнеры, автомобильная, специальная техника). В принципе, это предусмотрено программными документами в области развития транспорта — Транспортной стратегией РФ до 2025 г., подпрограммой «Развитие экспорта транспортных услуг РФ до 2010 г.» в рамках ФЦП «Модернизация транспортной системы РФ до 2010 г.». Мы надеемся, что и в формируемой новой ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010—2015 гг.)» развитию транспортно-логистической системы Приморского края и порта Владивосток как ее ключевой части будет отдано достойное место, тем более что имеются достаточно проработанные проекты ее развития.
— Имеете в виду Южный приморский терминал?
— Совершенно верно. Разрабатываемый в настоящее время ОАО «ВМТП» совместно с ОАО «ДНИИМФ» при поддержке администрации Приморского края проект строительства предпортового транспортно-логистического комплекса «Южный приморский терминал» призван оптимизировать работу и повысить конкурентоспособность портов транспортного узла «Восточный—Находка», Владивостокского и Хасанского транспортных узлов. Реализация проекта будет идти в рамках государственно-частного партнерства, которые сейчас начали апробироваться в России. То есть государство инвестирует в объекты государственной значимости, которые по закону должны оставаться в его собственности, и срок окупаемости которых, как правило, превышает 10 лет, а частный бизнес — в объекты, срок окупаемости которых лежит в пределах их коммерческой привлекательности. Так, создание складской инфраструктуры (мультимодальный транспортно-логистический терминал, дистрибуционно-логистический центр со складскими помещениями класса «А») предполагается за счет частных инвесторов, а железнодорожной (накопительно-распределительная железнодорожная станция) и автодорожной — за счет средств государства.
— ВМТП сегодня разработал долгосрочную стратегию развития. В чем она заключается?
— Во-первых, стратегия рассчитана до 2015 года и напрямую связана с теми программами развития Дальневосточного и Забайкальского регионов, которые сегодня разрабатываются на федеральном уровне. Во-вторых, направлена на привлечение в порт экологически безопасных, высокотехнологичных грузов. Чтобы достигнуть увеличения объемов переработки таких грузов, в порту уже начата реконструкция 14-15-го причалов, которые с уже существующим 16-м позволят перегружать до 600 — 700 тысяч TEU в год — на такой объем грузопереработки мы планируем выйти к 2015 году.
Серьезные шаги предпринимаются нами в отношении переработки зерна, основные потребители которого находятся в Юго-Восточной Азии. Экспортерами же являются Сибирь, Алтайский край, Казахстан, Тюменская, Омская, Томская области. Понятно, что грузопоток пойдет через дальневосточные порты. Поэтому в планах — строительство зернового терминала (элеватора для зерна). Также не могу не отметить, что мы поставили перед собой амбициозную цель — сделать бункеровочную нефтебазу экологически чистой, с мощностью 1,5 миллиона тонн. Это будет сделано к 2012 году. Но мы уже приступили к ее реконструкции, закончили проектирование.
Безусловно, стратегически важным шагом для ВМТП является необходимость занять нишу пассажирского порта. Ежегодно мы принимаем всего 7-8 океанских судов, что не дает нам возможность по этим показателям причислять себя к крупнейшим портам по пассажирским перевозкам. Но к 2015 году, особенно после саммита АТЭС, статус Владивостока должен измениться. Я знаю мнение президента, что у России должно быть несколько столиц, и одна из них — Владивосток. Именно город Владивосток и порт Владивосток должны достойно представлять восток России. У нас есть потенциал для того, чтобы принимать ежедневно два судна, даже таких впечатляющих, как «Сапфировая Принцесса». И если бы в наш порт в месяц заходили даже 2-3 судна, это дало бы мощный толчок для развития туризма.
Это лишь основные моменты. Стратегия — инструмент для реализации миссии ВМТП — способствовать развитию мировой торговли, создавая конкурентные преимущества для наших партнеров и клиентов, содействовать процветанию нашего портового города, морского края и государства в целом.
— Недавно в СМИ прошла информация, что партнер порта Магнитогорский металлургический комбинат объявил неофициальный тендер на свой пакет акций ВМТП...
— Тендер не может быть неофициальным по определению. Если руководство ММК примет решение выйти из состава учредителей ВМТП — это будет вполне объяснимо. Но пока никаких официальных предложений по этому поводу не было. Кроме того, партнерство дало хороший толчок для развития порта, капитализация предприятия за это время выросла почти в пять раз. Главное — мы не собираемся менять приоритеты. Сегодня все усилия направлены на то, чтобы порт развивался и нормально чувствовал себя на рынке и в обществе. Опять же если наш партнер все-таки решится на продажу, то порт узнает об этом первым. У нас есть преимущественное право на выкуп акций.
Индивидуальный подход к каждому
— Как вы думаете, кто лучше управляет предприятием: наемный менеджер или собственник?
— Многое зависит от характера бизнеса. От отношений, выстроенных владельцем и управленцем. Управление — это наука. Кто лучше этой наукой владеет, тот эффективнее и управляет. В теории собственник должен заниматься стратегией компании, включая отношения с государственной властью и потенциальными партнерами и инвесторами. Операционной деятельностью уже занимается наемный менеджер.
В России внедрить такую схему на практике не всегда получается, потому что собственникам психологически трудно оторваться от финансовых потоков, операционной деятельности, опасаясь потерять контроль над предприятием.
— К какому типу директоров относите себя? Вы очень строги к коллективу или же ваш стиль — либерализм?
— Стараюсь найти золотую середину. В работе с людьми не должно быть исключительного позитива или абсолютного негатива. Ведь к каждому департаменту, отделу, сотруднику нужен индивидуальный подход. Только так можно выстраивать отношения и говорить о развитии предприятия. Продолжение традиций, выстраивание партнерских отношений внутри сплоченного коллектива единомышленников, взаимное уважение и справедливость оценки результатов работы — вот, на мой взгляд, залог успеха. Коллектив ВМТП отличают преданность своему делу, самоотдача и понимание того, что в нашей работе не может быть незначительных мелочей.
— Что предпочитаете делать в свободное от работы время?
— Если свободного времени больше суток, то охотой с коллегами и друзьями. Получаю удовольствие не столько от результатов охоты, сколько от общения. Правда, при нынешней динамичной работе, мягко скажем, это нечасто удается.
— Престижные автомобиль и недвижимость — внешние атрибуты успешности руководителей крупных предприятий. В какой мере это важно для вас?
— Автомобиль мне нужен не как предмет роскоши, а как средство передвижения. С этой точки зрения японские автомобили — лучший транспорт для Владивостока. Машина должна быть в первую очередь комфортной и безопасной. Что касается недвижимости, то если ее приобретение не продиктовано необходимостью житейского характера, как, например, квартира для детей, то это скорее вопрос инвестиций. Я никогда не буду покупать то, что престижно, красиво, модно, но абсолютно бесполезно для меня.