Илларион Бутовец, создатель и руководитель стекольной компании «Биварт».
Родился в 1978 г. во Владивостоке. После окончания средней школы поступил в Дальневосточный коммерческий институт (бывший ДВИСТ, ныне ТГЭУ ДВФУ), где получил специальность «Стратегический менеджмент», там же окончил аспирантуру.
После выпуска из вуза работал в полиграфической отрасли, торговле расходными материалами для полиграфии и в медиа. Прошел путь от менеджера до генерального директора.
Женат, воспитывает дочь.
Заходя в его офис, переживаешь впечатление, будто попал в какую-нибудь из картин Сальвадора Дали: то, что еще недавно было стеклянными бутылками, «стекает» по стенам в виде арт-объектов, из зеркальца проступают часы, а окна-витражи во всем многоцветье выходят на производственный цех. Этот бизнес на грани творчества построил Илларион Бутовец.
— Я занялся художественной обработкой стекла, что называется, с нуля, устроив первую мастерскую в своем гараже на 30-ти м². И это в то время, когда ступени менеджерской карьеры привели меня на руководящие позиции, вплоть до генерального директора компании. Теперь же я управляю собственным бизнесом, выросшим из любви к стеклу как к материалу для создания необычных вещей.
— А как, собственно, вы стали стекольщиком?
— На одной из торговых выставок в Москве я зашел в павильон, где были представлены изделия из стекла с художественной обработкой. Экспозиция просто потрясла меня, и я понял: в ближайшие годы буду заниматься именно этим! И вот теперь, например, вы смотрите в зеркало и видите себя, а я — где и как оно было сделано, какие недостатки при производстве и тому подобные нюансы.
Вернувшись во Владивосток, вскоре я стал серьезно изучать технологии обработки стекла, собирал информацию и покупал патенты. Сейчас мы делаем декоративное матирование стекла и зеркал методом пескоструйной гравировки, но первое, что я освоил, — химическое травление, создавая матовые, шероховатые участки на стекле. Тогда, в 2008 г., еще не было столь широких возможностей для производства. Многие из реактивов было не достать в Приморье, что осложняло для меня быстрый прогресс в новом деле.
Получаться на товарном уровне у меня стало примерно месяцев через пять. И я решил выйти на рынок со своим художественным стеклом, параллельно продолжая управленческую работу в одной компании. Моим первым заказчиком стал мой друг.
На рынке
— Сложно ли было выходить на рынок с новым товаром?
— И да и нет. В первую очередь меня воодушевил спрос на художественное стекло во Владивостоке. Мое предложение оказалось востребованным. И благодаря годам работы в коммерческой сфере я прекрасно представлял себе рыночные процессы, заниматься продажами мне не составляло труда. Сложностью являлось то, что я был один — сам себе технолог, мастер, продажник. Хотя родные и друзья оказывали мне посильную помощь. И тот уровень производства в целом я бы сейчас назвал кустарным. Периодически приходилось переживать «маленький крах», когда при смешивании реактивов, например, допускал одну ошибку, и целая партия тех же зеркал, заказанных мебельной компанией, шла в утиль. Платить за ошибку надо было из собственного кармана.
— Кто лидирует на мировом стекольном рынке?
— Большие успехи в стекольном производстве делает сегодня Китай, особенно в области производства осветленного стекла. И самый огромный потребительский рынок — там же. Китайцы берут, как водится, западные технологии и умело удешевляют их, делая удивительные вещи, как из больших стеклянных полотен, так и всевозможные мелочи-сувениры. В то же время в Поднебесной существуют большие объемы ручного труда стекольщиков, чего уже не может позволить себе Европа. Между тем в лидерах по качеству стекла и технологиям его обработки остаются Франция, Италия, Чехия и Великобритания. Впечатляет в этом смысле и Япония, славится своими стекольщиками Украина.
— А Россия?
— Во времена империи стекольное производство в России, включая высокохудожественное, было очень развито! В советский период стана производила очень качественное стекло, начиная с тары, которую мы хорошо помним, — кефирные бутылки, банки и прочее. Сейчас это наследие, возможно, большей частью и утрачено, но мастера с золотыми руками есть везде. Например, во Владивостоке еще работают действительно крутые художники по стеклу.
В цеху
— На какого клиента вы делаете ставку?
— Мы работаем в двух направлениях. Во-первых, нашими заказчиками являются мебельные компании. Они заинтересованы в повышении конкурентоспособности своего товара, а оригинальное оформление стеклянных элементов кухонь, платяных шкафов, полок как раз работает на это. Во-вторых, частные лица. У этой категории заказчиков просто есть потребность внести арт в свой быт, придать индивидуальность интерьеру, тем самым подчеркнув и свою. Стекло — благодатное поле в этом смысле.
— При этом стекло — очень хрупкий материал...
— Это если имеется ввиду сырое стекло, которым мы окружены, — окна, обычные зеркала и т. п. Производители же интерьерных стеклоизделий по индивидуальным заказам, такие, как мы, работают в основном с закаленным материалом — стеклом, прошедшим термохимические процессы, ввиду которых в разы повышается его прочность и безопасность. Закаленное стекло даже если разбивается, но не травмоопасно для человека, так как при ударе неизменно распадается на мелкие и некритично острые частицы.
— Есть ли некие тренды относительно стеклянных изделий?
— Когда я только начинал свою «стеклянную стезю», приморцы массово стали обзаводиться шкафами-купе. При этом находилось достаточное количество тех, кому хотелось придать своему шкафу-купе исключительность, превратить его стеклянные, зеркальные поверхности в художественное произведение. Сегодня все чаще заказывают уже архитектурные формы и мебель, когда стеклянными изготавливаются не только столешницы, но и ножки стола, межкомнатные и лестничные перегородки, полки, а стеклянные кухонные «фартуки» стали вытеснять традиционный кафель и пластик. Делали мы даже стеклянные полы! В загородной владивостокской усадьбе одного из заказчиков был устроен высокий атриум с потрясающим прозрачным полом.
Для души
— Вокруг вас можно видеть множество странных вещиц, например, из банальной стеклотары. Это тоже имеет отношение к бизнесу или просто хобби?
— Все эти бутылки и банки, превращенные в часы, панно и т. д., — тоже бизнес, только уже сувенирный. Мы буквально запекаем стеклотару в печи, поместив в нее предварительно какие-то элементы, и получаются забавные предметы интерьерного декора. Это интересно и тем, кто увлекается техникой декупажа, и просто романтикам или оригиналам.
— Какое стекло вам нравится больше всего как профессионалу?
— Мне нравится любое стекло. Оно ведь как застывшая жидкость. Если относишься к стеклу с любовью, оно становится практически пластилином в твоих руках. В ряду моих предпочтений — всевозможное цветное стекло. Восхищает меня традиционное муранское стекло, так называемая техника миллефиори. Его «фишка» в том, что в одну массу собираются отдельные элементы из разноцветных стеклянных трубок мурини. Результат — самый художественный, который только возможен.
— Как ваше предприятие переживает нынешний экономический кризис? Все-таки стекольные красоты не относятся к товарам первой необходимости.
— Работаем и вынашиваем новые идеи. Как бы ни складывалась экономическая ситуация, в потребительской среде всегда найдутся люди, души которых тянутся к особой эстетике быта, которым необходимы художественные включения в интерьере жилища или рабочего помещения. Профессионалы индивидуального производства, в том числе в сфере стеклообработки, без заказов не остаются.