2015-10-08T13:45:52+10:00 2015-10-08T13:45:52+10:00

Кирилл Потапенко: «Уговаривать сомневающихся — неблагодарное занятие»

Глава рекламного агентства о словах и недостаточности конкретных дел в Приморье

Из личного архива героя публикации |  «Уговаривать сомневающихся — неблагодарное занятие»
Из личного архива героя публикации
Анкета
Кирилл Потапенко, генеральный директор рекламного агентства «ДВ Регион», совладелец ресторанов «Синдикат» и Port Cafe, основатель туристических порталов www.pacificrussia.travel и www.vlapostok.travel.
Родился в 1972 в г. Сусуман Магаданской области.
Высшее образование получал в 1989-1994 гг. на историческом факультете ДВГУ (ныне ДВФУ).
В 1994-1999 гг. работал на радио «Ви-Би-Си», прошел карьерные ступени от менеджера по связям с общественностью до исполнительного директора; 2000-2003 гг. — генеральный директор ЗАО «Видео Интернешнл Приморье».
Нынешнюю позицию занимает с марта 2003 г.
Женат, отец четверых детей.

Пока некоторые приморцы жаждут расширить свой бизнес до Москвы, Кирилл Потапенко интересуется крупнейшими азиатскими мегаполисами:

— У нас нет желания переводить свой главный офис в Москву. Мы хотим оставаться региональной компанией с сильной экспертизой регионального рынка для местного бизнеса и наших федеральных партнеров. Помимо этого, долгосрочная стратегия подразумевает наше развитие как сильного регионального агентства, специализирующегося на работе с международными клиентами, которые приходят в Россию через Владивосток. Также мы развиваем компетенции в работе на азиатских рынках, и в этом плане я надеюсь, что в перспективе для нас будет более актуальным открытие филиалов в азиатских мегаполисах.

«Должна произойти зачистка рынка»

 — Как бы вы охарактеризовали текущую ситуацию на рекламном рынке Приморья?

— Приморье — это часть России, поэтому у нас все примерно так же, как и у всех в стране. Недавно опубликованы официальные данные по падению российского национального рекламного рынка в первом полугодии 2015 г. и прогнозу по году в целом. Согласно этим оценкам, рынок упадет по сравнению с 2014 г. в пределах 16%. Причем сокращение будет от 10 до 35%, в зависимости от сегментов рекламной индустрии. Например, объем рекламы на телевидении может упасть на 18%, наружной рекламы — на 30%, радио — на 25%, печатных СМИ — на 35%. Единственным светлым пятном останется интернет, он даст рост в пределах 10%.

Это всего лишь общие данные по рынку, а положение отдельно взятой компании может быть как лучше, так и хуже. В целом, как и в других отраслях экономики, выживут сильнейшие. И, на мой взгляд, должна произойти зачистка рынка. Что касается нашей компании, то мы наиболее сильно упали по объемам работы с крупными региональными клиентами, в меньшей степени по федеральным, зато выросли по международным проектам. Нас спасает диверсифицированный клиентский портфель.

— Как вы пришли к тому, чтобы строить бизнес в рекламном поле?

— Можно сказать, что выбирать особенно не пришлось. Мне крупно повезло с тем, что первым моим местом работы в 1994 г. стало радио «Ви-Би-Си», где я недолго был менеджером по связям с общественностью, а затем перешел сразу в управление продажами рекламы. Вся моя трудовая жизнь так или иначе была связана с рекламой и коммуникациями, и вряд ли уже что-то изменится. О чем я не жалею. 

— Южно-Сахалинск, Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре — почему вами созданы представительства именно в этих городах? 

— Владивосток и Хабаровск — ключевые города Дальнего Востока, и любая компания, претендующая на работу с крупным региональным бизнесом, обязана иметь свои офисы в этих деловых центрах. Что касается наших филиалов в Комсомольске и на Сахалине, то они появились в связи с удачно сложившейся в свое время для нас конъюнктурой на местном рынке продаж ТВ-рекламы. 

«Много слов...» 

— Представители бизнеса из Японии и Южной Кореи часто сетуют на то, что им не хватает информации о Приморье, Владивостоке, потому и тормозится развитие экономических отношений между нами. А вы в чем видите проблемы?

— Прежде всего, в пассивности местного бизнес-сообщества, или, скорее, в целом российской стороны, включая бизнес и власть. Много слов, но недостаточно конкретных дел. Например, потенциал специалистов со знанием восточных языков используется абсолютно неэффективно, большая часть таких специалистов разъезжается по всей Азии и миру в поисках более интересной и высокооплачиваемой работы. Уровень развития межрегиональных связей крайне низок, и наши азиатские соседи делают намного больше нас для налаживания сотрудничества, чтобы стать ближе к нам, притом что мы в этом должны быть более заинтересованными.

Основным тормозом для нашей интеграции с Азией, помимо всего прочего, я бы назвал нашу неспособность выходить за тесные рамки локального бизнеса, неспособность увидеть собственные преимущества и возможности, которые могут быть использованы для бизнеса на федеральном уровне в России либо на азиатских международных рынках. 

— Еще во времена империи Владивосток был местом притяжения бизнеса из Америки, Европы, Азии, социум был интернациональным, экономика, в принципе, тоже. Возможно ли в XXI веке возвращение к «истокам»? 

— По-моему, именно это уже происходит. Остается только надеяться, что динамика этих процессов будет положительной. А набившие многим оскомину законы «О Свободном порте Владивосток» и ТОРах, как бы их не критиковали, все же приведут к кардинальным изменениям. 

— Можно ли в считанные годы повысить уровень имиджа целого региона в международном сообществе? 

— Я не разделяю пессимизма в оценках имиджа и нашего региона, и России в целом, но согласен с тем, что популистские заявления типа «за 3-5 лет можно построить город-сад» делаются в расчете не на самых разумных людей. С учетом специфики России, а мы развиваемся весьма замедленно по сравнению с передовыми азиатскими странами, наш имидж можно повысить делами, а не словами или прямой рекламой. И на это уйдут 10-20 лет, при условии, если мы станем работать намного эффективнее, чем сейчас.  

«Уговаривать сомневающихся — неблагодарное дело»

— Вы занимаетесь и продвижением Владивостока и Приморья как туристического направления. Но многоие ставят под сомнение реальность развития туристической отрасли здесь: все-таки в крае холода девять месяцев в году и отсутствие «туристического менталитета». 

— Короткий летний сезон — безусловно, большой минус. Однако ограничивать свое представление о туризме исключительно пляжным отдыхом не стоит, это слишком узкое понимание этой индустрии. Возьмите, например, Аляску. Там никто не купается даже летом, но они смогли за последние 15-20 лет увеличить свой туристический поток с нескольких сотен тысяч до нескольких миллионов человек. Нам необходимо искать пути и варианты решений, которые «растянут» наш туристический сезон с двух-трех месяцев до круглогодичного режима. Так, например, развитие индустрии морских прогулок можно осуществлять в течение всего навигационного периода, с мая по октябрь, круизные суда при наличии новых причальных стенок на острове Русском смогут заходить к нам круглый год, игровая зона планирует функционировать круглогодично. Да и Приморский океанариум может стать сильным мотиватором для посещения Владивостока в течение всего года.

Необходимо управлять календарем событийных мероприятий и распределять события и на весну, и на раннее лето, и на позднюю осень, а не пытаться провести все «якорные» мероприятия в августе и сентябре. 

Уговаривать сомневающихся — неблагодарное дело, лучше сотрудничать и взаимодействовать с теми, кто уже занимается реальными делами и реализует имеющиеся возможности. 

— У вас лично есть любимые туристические места на Дальнем Востоке?

— Энергетически самым волнующим местом лично для меня является Камчатка. С самого момента выхода с трапа самолета и до последней минуты на Камчатской земле чувствуешь какую-то мощную позитивную энергию, для меня это место силы. Что касается Приморья, то не любить его в августе и сентябре, по-моему, просто невозможно. Сахалин привлекает меня своей близостью к Японии, незабываемые впечатления остались от острова Монерон. Мечтаю побывать на Курилах, Шантарских островах, вернуться на Колыму и Чукотку, где я родился и жил.

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ