Александр Прожерин, совладелец и финансовый директор сети садовых магазинов «Зеленый исток».
Родился в 1976 г. в г. Уссурийске Приморского края. Окончил Дальневосточный государственный технический университет. В 2004 г. окончил Международный институт экономики и права по специальности «Финансы и кредит».
Стал предпринимателем в 1997 г.
Женат, отец троих детей.
Он — типичный пример малого предпринимателя современной России. Под давлением обстоятельств начавший мелкую торговлю, ныне Александр Прожерин развивает свою розничную сеть магазинов садовых товаров.
— Когда по заводу, где наши родители работали инженерами, прокатилась волна сокращений, они потеряли работу, — рассказал Прожерин. — Надо было срочно что-то предпринимать, чтобы семье было на что жить — типичная ситуация для 90-х годов. Я тогда был студентом, обучался технической специальности, однако мне, как и старшей сестре, пришлось заняться продажей семян, поддерживать дело родителей, для которых это было совершенно новым занятием в жизни. Хотя и бизнесом на тот момент это было сложно назвать: мы закупали семена огородных культур на базе в Уссурийске и продавали их, стоя на базаре во Владивостоке. У меня было две торговые точки. И заканчивал университет я уже предпринимателем.
— Семена — символично для начала новой жизни, образно выражаясь. Однако по каким практическим критериям ваша семья выбрала именно этот товар для торговли?
— В той ситуации семена были тем единственно возможным вариантом, который мы могли себе позволить, не имея в семье даже транспорта. С последней зарплаты отца закупили первую партию, расфасовали в пакетики — и на продажу. Ничего больше не требовалось, чтобы начать торговлю. Кроме того, семена в условиях резкого обнищания населения в ту эпоху были недорогим и очень ходовым товаром, люди часто размышляли так: лучше потратить деньги на семена и вырастить продовольствие самим, чем покупать ежедневно дорожавшие продукты в магазине. С самого начала дело у нас пошло.
— Труднее вести бизнес было тогда или сейчас?
— Пожалуй, в начале, несмотря на простейшие формы торговли, было совсем не легко. Потому что воодушевляющий приток денег съедала тогдашняя гиперинфляция. Фактически до 90% нашего дохода! Так что высвободить средства на развитие бизнеса не представлялось возможным, заработанного хватало только на жизнь. Между тем экономическая ситуация в стране стала улучшаться, благосостояние населения расти, у нас появилась возможность высвободить средства для перехода на иной этап. В 2002 г. мы открыли первый полноценный садово-огородный магазин. Это было в Уссурийске. Год спустя — во Владивостоке. С приобретением опыта решились и на открытие магазинов в других городах Приморья. К тому времени подрос и младший брат Иван, занявшийся развитием розничной сети.
— Уссурийск, Артем, Находка, Владивосток — где было проще зайти на рынок?
— Владивостокский опыт я бы назвал самым сложным. Да и не было в тот момент у нас четкого понимания рынка, системности в бизнесе и широких финансовых возможностей. Но вот в Находке мы открыли сразу три магазина — уже были готовы к такому варианту и по средствам, и по концепции логистики.
От редиски до канадских роз
— Чей опыт вы считаете наиболее успешным в вашей коммерческой нише?
— Самые успешные продавцы «растущего товара» живут в Голландии. Эта страна — несомненный лидер на мировом рынке семян-саженцев-цветов. При этом нельзя сказать, что в других странах, например, в соседней Японии или во Франции, США селекционная продукция хуже или объемы ниже. Нет-нет, просто голландцы выстроили непревзойденный маркетинг, они — асы выхода на рынки с «зеленым» товаром.
— Кажется на первый взгляд, что ваша клиентура — сплошь бабушки-дачницы. Однако, судя по ассортименту садового оборудования и декора, вы ориентируетесь теперь и на иные категории покупателей?
— Да, мы начинали с дачников, интересующихся прежде всего редиской, картофелем и тому подобным. Но мы поняли, что есть более платежеспособный слой. Имею в виду тех, кто владеет не столько огородами для пропитания, сколько садами для души, палисадниками для эстетики и даже домашними оранжереями. Таких покупателей условно можно назвать «коттеджниками». Для них важны ландшафтный дизайн, высококачественное оборудование для обработки садов и декоративные культуры на приусадебных участках.
— Что из «растущего товара» в предпочтениях состоятельных приморцев?
— Трендом могу назвать растущую популярность китайской глицинии. Многие стремятся обзавестись теперь этим растением, которое свисает роскошными огромными гроздьями во время цветения. Хорошо пошли в Приморье и канадские розы, образующие большие, очень разветвленные кусты, как на картинке, и хорошо переносящие местные суровости зимы. Как правило, это мы формируем предложения чего-то нового, после чего возникает стабильный спрос.
— Каковы особенности торговли садовыми товарами?
— Сезонность — главная особенность. В нашем деле весна весь год кормит. Сейчас как раз время активных посадок. Но спрос на семена и саженцы уже снизился, так как сведущие покупатели обзавелись ими ранее. Теперь на волне продаж садовое оборудование, инструменты и удобрения.
— Боитесь ли вы конкуренции?
— Она, конечно, не дает расслабляться, конкурентов у нас только прибавляется со временем. Хотя бояться здесь нечего — надо постоянно учиться новому и двигаться в новых направлениях. Многие продают сегодня посадочный материал, например. Но мы пока единственные в Приморье, кто работает именно в формате сети специализированных магазинов.
Экспериментальная дача
— Выходит, зря вы получали в свое время инженерное образование...
— Ни разу не пожалел об этом! Безусловно, во время моей учебы были живы еще многие заводы, и все свои планы я связывал с работой на производстве. Однако мои инженерные знания очень пригодились и в бизнесе: во-первых, они позитивно повлияли на мой образ мышления, во-вторых, на каком-то этапе я обустраивал наши магазины самостоятельно, делая многое своими руками, вплоть до чертежей. Это позволило значительно сэкономить на вложениях, ведь услуги специализированных фирм обошлись бы нам в 10-15 раз дороже.
— У вас есть свой приусадебный участок?
— У нашей семьи есть дача, которой обзавелись родители еще в советские времена. Так что я приучен к труду на земле с детства. Нам достался участок на склоне сопки, так сказать, совершенная целина, усилий в которую было вложено немало. Чего я только не сажал своими руками! Теперь наша дача — еще и настоящий экспериментально-испытательный участок. Почти все, что мы завозим на продажу, высаживаем там, чтобы убедиться в качестве новых культур, их приспособленности к приморской почве, местному климату. При этом уже давно прибегаем к услугам нанятых работников. Между тем дача так и остается местом семейного отдыха, мы привозим туда уже своих детей.
— Прививать любовь к земле — в былые времена это было основой воспитания молодых поколений. Актуально ли подобное сейчас?
— Уверен, что актуально. Земля, как ни крути, все равно основа основ, как в контексте самой жизни, так и экономики. Пусть наши дети преуспевают в постижении информационных технологий, но пусть они имеют также и четкое понимание природных процессов, вкус работы на земле, когда на твоих глазах растет посаженное твоими же руками.
Среди моих знакомых немало таких, кто заявлял, что «копаться в земле — никогда!» Стоило им только перейти рубеж 30-летия, как в них появилась жажда иметь свой надел земли и растить там что-то для души.