Николай Токуренов, генеральный директор группы компаний «Байкал».
Родился в 1980 г., в Улан-Удэ.
Окончил Восточно-Сибирский государственный технологический университет по специальности «Финансы и кредит».
С 2000-2001 г. занимался лесозаготовками, с 2002 г. — продажей автозапчастей. В 2004 г. переехал во Владивосток и в 2006 г. основал компанию «Байкал».
Женат, отец троих детей.
Родом из Бурятии, но приморец по духу Николай Токуренов уже достаточно известен в местных бизнес-кругах, но в других его фигура в чем-то даже мифическая.
— Николай Сергеевич, говорят, что вы глава бурятской диаспоры в Приморском крае.
— Ну, что вы, лидером я не являюсь. Думаю, если бы мне предложили эту роль, я бы вряд ли согласился. Но, даже не являясь таковым, я готов помогать своим землякам.
— Но в ее жизни участвуете?
— Стараюсь делать это по мере возможностей. Национальные корни во мне очень сильны: я люблю готовить блюда бурятской кухни, исповедую традиционную для нашего народа веру — буддизм. Поэтому я рад, что могу общаться со своими земляками.
— Насколько бурятская диаспора в Приморье большая?
— Это целое сообщество, в котором есть люди из разных социальных слоев. Национальное единство для бурятов очень важно, и задача диаспоры — укреплять его и создавать условия для установления дружеских связей среди участников.
В мечтах о стабильной работе
— Таможенный брокер ассоциируется у меня со «сталкером», который, обходя хитрым маневром государственные таможенные посты, топями и болотами проносит через госграницу ценный груз по очень сходной цене.
— Это устаревшее представление. Наша отрасль необходима рынку как связующее звено. Сейчас произошло много изменений, разрабатываются проекты ТОР и свободного порта. С ними связаны надежды на то, что экономика Приморского края расцветет пышным цветом, заиграют новыми красками и наши услуги.
— Давняя проблема — корректировка таможенной стоимости. Причем в Приморском крае в некоторых случаях таможня корректирует цены в разы.
— Основная проблема КТС заключается в том, что изменения цен происходят для участников рынка неожиданно. Это затрагивает без исключения все компании, и нужно учитывать этот фактор при составлении плана работы.
Сейчас ситуация с КТС выровнялась. Пришло новое руководство таможни, перед которым, как нам известно, поставлены серьезные задачи, и мы надеемся на то, что оно успешно с ними справится. Мы заинтересованы в том, чтобы ценовой рынок был понятен. Конечно, пока мы можем только мечтать о стабильной работе без всяких корректировок.
— Ваша компания занимается оформлением автомобилей из США и Японии. Приморский, как в целом и российский, автомобильный рынок сейчас пребывает в состоянии катастрофы. А вы еще видите какие-то перспективы?
— Российский автомобильный рынок действительно схлопнулся, и многие игроки ушли. В лучшие годы мы возили по 3000 автомобилей ежемесячно, а сейчас оформляем от силы 100.
Оформлением автотранспорта наша компания занимается с самого открытия. И я спокойно отношусь к тому, что происходит сейчас на автомобильном рынке, т.к. в 2008 г. уже сталкивался с кризисом, который усугубился для автомобильной отрасли еще и тем, что в 2009 г. произошли изменения в законодательстве в части ставок ввозных пошлин. Тогда мы переключились на поставку товаров народного потребления из стран АТР. Доля автомобилей в общем объеме сделок нашей компании маленькая.
— В 2014 г. вы открыли представительство в Китае. Поднебесная — это сложно устроенная и неспешная бюрократическая машина и особый деловой климат. Сталкивались ли вы с проблемами при взаимодействии с китайскими партнерами?
— Сталкивались, сталкиваемся и будем сталкиваться, и в этом нет ничего странного. У китайского народа богатая история, есть свое понимание мира. Китайские бизнесмены достаточно открыто держатся по отношению друг к другу. Все, что связано с экспортом, находится в широком доступе для своих. Российские же компании, напротив, даже если осознали какие-то нюансы работы с иностранцами, особо делиться друг с другом не спешат. Особенно не хватает информации о благонадежных китайских партнерах. Кстати, даже заключение контракта, согласование стоимости и подписание китайцы не считают поводом для того, чтобы не поторговаться еще... Для них это нормальная практика.
Также китайцы активно вербуют переводчиков! Не факт, что даже если вы придете на встречу со своим переводчиком, он не станет работать на китайских партнеров. В итоге обсуждение каких-то важных вопросов затягивается, т.к. «фильтр» работает не на вас, а в другую сторону. Мы часто с этим сталкивались. Поэтому сейчас не пользуемся услугами переводчиков и любых других посредников. Благодаря полноценному представительству в Китае все вопросы закрывают наши штатные сотрудники.
«К хорошему привыкаешь быстро»
— Сегодня кризис, стагнация, но, говорят, надо продержаться, переждать, а потом снова наступит подъем. Почти как в народной армянской поговорке: «Не умирай, ослик, за осенью придет зима, за зимой весна, и снова будет травка».
— Я такую позицию не приемлю. Наша компания голову не прячет и не собирается чего-то ждать, мы работаем в гуще событий. Если до кризиса какие-то компании работали плохо, то их спасали объемы продаж. Но сейчас из-за схлопывающихся рынков внутренние проблемы компаний становятся губительными.
— Раньше приморские бизнесмены с энтузиазмом вкладывали свои доходы в дорогие катера, большие дома, предметы роскоши и т.п. Примета последнего времени — экономия... Как вы поступаете?
— Хотя у кого-то еще сохранился запас денег, позволяющий жить как раньше, можно отметить, что большинство людей стали пересматривать свои расходы. И это правильная во время кризиса тенденция. Я тоже стал задумываться об экономии. И хотя мне, возможно, сложнее, чем другим отказаться от каких-то благ (ведь к хорошему привыкаешь быстро), но пересмотреть свои ценности необходимо.