2017-09-12T00:35:03+10:00 2017-09-12T00:35:03+10:00

Максим Протасов: «Мы не карающий меч, а элемент мягкой силы»

Глава Роскачества о задачах и методах работы нового ведомства

Из личного архива героя публикации |  «Мы не карающий меч, а элемент мягкой силы»
Из личного архива героя публикации

Регулирование российского продовольственного рынка ранее сводилось к контролю безопасности, в то время как качество оставалось на риске покупателя. Однако ситуация изменилась с появлением федерального «ревизора» — Роскачества. Третий Восточный экономический форум стал точкой отсчета, с которой эта структура начинает работу в ДФО. О том, к чему теперь готовиться местному производителю, «К» рассказал ее глава Максим Протасов.

— Максим Александрович, вы существуете уже два года. Сколько категорий товаров было исследовано за это время? И удалось ли как-то повлиять на российский рынок?

— В настоящий момент исследовано около 60 категорий в соответствии с утвержденным планом. Каждую неделю та или иная продукция отправляется в лабораторию, этот маховик еженедельных исследований был запущен всего полтора года назад, но уже принес значительные результаты. В 2016 г. мы провели первое исследование брендированного филе трески, оказалось, что в 37% случаев — это не треска, а минтай. Проблема заключалась в том, что очень долго не удавалось привлечь к ответственности недобросовестных производителей ввиду отсутствия современных методик исследований, способных определить подмену видов рыбы. Роскачество внедрило такие методики — в частности, ДНК-секвенирование, провело большую работу, и на рынке произошли тектонические сдвиги — по прошествии года повторные исследования показали, что только три производителя подменяют треску минтаем. Я надеюсь, что в ближайшее время об этой проблеме российские потребители забудут совсем.

Второй яркий пример касается одежды для обучающихся. В прошлом году мы выяснили, что около 80% школьной формы не соответствует требованиям технического регламента, то есть наши дети ходят в «скафандрах», которые не дышат, не пропускают влагу и воздух. Спустя год после публикации первого исследования данные были уже другими — количество нарушений в одежде для обучающихся снизилось в три раза. То есть с проблемами мы постепенно справляемся, а главное, нам помогают потребители, которые все чаще обращают внимание на состав продукции и задают правильные вопросы. Все это способствует тому, чтобы некачественный товар вымывался с рынка.

— Какие наиболее популярные мифы вам удалось развенчать?

— Например, рассказы о наличии в российской сельхозпродукции ГМО не подтвердились. Еще один потребительский страх, что рыбную и мясную продукцию инжектируют, накачивают влагой и для удержания этой влаги используют вредные полифосфаты, тоже был развеян. Исследования показали, что такой проблемы на рынке нет. Другой миф касается курицы, которую якобы обязательно поливают хлором с целью увеличить срок годности. Мы знаем, такая практика существует в США, но, как показала экспертиза, на российского потребителя она не распространяется.

— А если говорить об антибиотиках?

— Вопрос наличия антибиотиков в продуктах питания беспокоит весь мир. Наша страна, увы, не исключение. Хотя производитель обязан за несколько дней до забоя снимать птицу с ветеринарных препаратов, мы выявили в курином мясе, в целом ряде марок, остаточные следы антибиотиков. Другая проблема, с которой будем активно бороться, — это антибиотики в меде. Несмотря на то что Россия за последние 10 лет в 9 раз увеличила экспорт меда, количество нарушений очень велико. Вы, наверное, слышали о том, что Китай ввел временные ограничения на ввоз российского меда по причине наличия в нем антибиотиков. Действительно, около 30% меда содержали следы остатков антибиотиков, и сейчас Роскачество вместе с Министерством сельского хозяйства разрабатывают целый комплекс мер, чтобы в итоге победить эту проблему — кстати, не единственную в данной категории товаров. Другое распространенное нарушение — подмена видов — 13% исследованного нами меда оказалось глюкозо-фруктовым сиропом.

— Сегодня много говорят о фальсификате масла и сыра. Насколько здесь обоснованы опасения потребителя?

— Подмена молочных жиров растительными широко обсуждается, но исследования показали, что не так страшен черт, как его малюют. В случае сливочного масла менее 10% тестируемой продукции содержало растительные жиры — то самое пальмовое масло, которое у всех на слуху, — конечно, это тоже не мало, но все-таки потребительские страхи оказались преувеличенными. Что касается сыров, мы исследовали такую категорию, как сыр сорта «Российский», и выяснилось, что менее 6% товаров содержало растительные жиры. Теперь известна правда об этих двух категориях, и я со всей ответственностью могу говорить, что продажи тех марок, которые выдавали фальсификат за сливочное масло, падают. Более того, по нашим данным, торговые сети выводят такую продукцию из своей ассортиментной матрицы практически сразу после появления информации от Роскачества.

— А есть ли товары, которыми мы можем гордиться даже в сравнении с мировыми аналогами?

— Конечно. Вы знаете, что Россия уверенно развивает продовольственный экспорт, и, например, категория продукции из зерна, такая как макароны твердых сортов, мука, хлебобулочные изделия, показывает очень высокий уровень качества. Вторая категория, которой мы точно можем гордиться и которая тоже составляет важное направление экспорта, — масложировая. Наше подсолнечное масло — очень качественная продукция.

— Как проходят проверки товаров? По какому принципу вы отбираете образцы для исследований?

— С одной стороны, все достаточно просто, потому что в соответствии с утвержденным регламентом Роскачество должно вести себя точно так же, как обычный потребитель, а значит, нести те же самые риски. Поэтому товары мы приобретаем на полках магазинов, и единственная возможность для производителя повлиять на наш выбор — через портал Роскачества обратиться с предложением проверить тот или иной товар. А лучше всего, если инициатива будет исходить от субъекта федерации, региональной администрации, которая хорошо знает свой рынок.

Но могу сказать точно: никому из участников рынка, будь то производитель, дистрибьютор или продавец, неизвестно, где, когда, в каком месяце и в какой торговой точке будет приобретен его товар. Кроме того, чтобы полностью исключить возможность ангажированности, все товары обезличиваются — лишаются этикетки, шифруются и только после этого попадают в специально отобранные, лучшие в России испытательные центры, где их буквально разбирают на молекулы. Потом протоколы исследований обрабатывают, и мы переходим к самому ответственному этапу — рассказываем гражданам о реальном состоянии с качеством той или иной продукции.

— Какова ваша миссия на Дальнем Востоке?

— Роскачество полностью охватывает федеральный рынок, но исследований дальневосточных товаров в настоящий момент не проводит. Обычно активная работа с субъектами федерации начинается после заключения соглашения о сотрудничестве с данными регионами и, самое главное, с подписания дорожной карты, которая гарантирует, что мы действительно приходим в регион всерьез и надолго. Визит нашей команды на Восточный экономический форум — это первый визит Роскачества на Дальний Восток и точка отсчета серьезной работы с несколькими субъектами ДФО, где мы начнем реализовывать все три вида нашей деятельности. Во-первых, исследовать товары, которые есть на местном рынке и на которые администрация субъекта считает нужным обратить особое внимание. Во-вторых, лучшим региональным товарам мы будем присуждать государственный знак качества и продвигать их на локальном и других рынках — эта работа уже активно ведется с другими субъектами федерации, и третья задача — внедрение самых современных бизнес-процедур, которое мы также должны будем начать в ДФО.

— А как рынок воспринял появление такого «ревизора» федерального масштаба?

— Если говорить об отраслях, то производители, которые получают от нас нелицеприятные характеристики, в основном информируют о выявленных проблемах на том или ином участке своего производства и сообщают, каким образом эти проблемы будут исправлены. Для нас самое важное — не наказание, мы не карающий меч, а, скорее, элемент мягкой силы, причем действует она через потребителя.

— Какие группы товаров вы проверите в этом году? Планируете ли идти в новые для себя сферы?

— Роскачество не ограничивается продуктами питания и постепенно расширяет ареал влияния. У нас уже проходят достаточно интересные исследования техники, товаров для дома. Если смотреть на статистику международных учреждений подобного плана, они, решив продуктовый вопрос, в первую очередь сосредоточиваются на товарах, окружающих нас, — это одежда, постельные принадлежности, электроника, бытовая техника, телефоны. Но для Роскачества пока в приоритете категории, с которыми связаны наибольшие потребительские опасения. В ближайшее время мы проведем и сделаем достоянием общественности федеральное исследование хлеба, который, как известно, всему голова. По мнению многих, в советское время хлеб был на порядок лучше. Вот и проверим, действительно ли это так.

Юлия ПИВНЕНКО

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ