Не каждый согласится разделить жизнь с железным другом, который быстро становится дороже жен и подружек, разделить время и доброе имя с толпой бородатых мужиков в коже, говорящих исключительно о мотоциклах, их устройстве и т. д. Почему Валерий Володарский сделал это и что он думает о популяризации байкерского движения во властных структурах?
— Валерий Валерьевич, когда впервые езда на мотоцикле переросла для вас из хобби в стиль жизни?
— Первое открытие организованного мотоциклетного движения в «клубном» виде (объединение людей по интересам) состоялось во Владивостоке в 1978 г. Рокеры (так в то время называли мотоциклистов) решили собираться в первую субботу мая у лодки С-56 и называть это «открытием сезона», аналогичное мероприятие в первую субботу октября стало «закрытием». В эти дни мы дружно катались на Шамору.
Я там был шестнадцатилетним, познакомился с ребятами на «Явах», начал с ними ездить. Хорошо помню свою первую аварию, когда сильно пострадал. Это произошло ночью, но друзья приехали, помогли. Отвезли куда надо мотоцикл. Сопроводили в больницу. Тогда понял, что иметь отношения с людьми, которые всего в жизни боятся, точно бесперспективно. Захотелось быть в команде людей, у которых нет страха, которые готовы рисковать. Понятно, что мы должны ценить свою жизнь и благополучие, но есть и нечто, что дороже. Это личная гордость за свои поступки, ответственность за друга.
— Что было нового 5 мая, на очередном открытии байкерского сезона?
— Эпохальное событие. Впервые в истории мотодвижения Владивостока открытие проводилось совместно силами 10 клубов, мы пришли к единству! Это реальное достижение в наших взаимоотношениях. По предложению «Русских самураев» была организована встреча президентов клубов, на которой решались все вопросы, связанные с проведением открытия сезона.
Основной сбор прошел на центральной площади Владивостока, официальную часть открытия провели на «Примринге». А торжественно отметили праздник на базе отдыха «Ритм-10». Отличный концерт, девушки танцевали, классные группы играли. Выкатили настоящую пушку, которая произвела три выстрела, объявив о начале мероприятия. Естественно, соблюдались требования безопасности. В гости к нам приехал клуб Legend Korea. Последние 10 лет это братский клуб «самураев», мы ездим к ним, они к нам. Перед корейцами стыдно не было, те увидели достойный уровень.
С Мальборо «все будет»
— Несколько лет назад при открытии и закрытии сезона выезд байкеров проходил через гостевой маршрут. Почему не в этот раз?
— В нынешнем году с доблестным краевым и городским ГИБДД договориться не смогли. В целях безопасности необходимо было перекрыть перекрестки, дать полицейскую машину сопровождения, которая бы ехала впереди колонны. Говорят — не обязаны перекрывать улицы. Понятно, что обязаны — только для высоких чиновников из Москвы. Поэтому поехали не через город, а по объездной дороге. В прошлые годы договариваться удавалось в результате личных взаимоотношений. Я находил взаимопонимание с начальником Управления ГИБДД УВД Приморского края Валерием Клочковым. К слову, редкий случай. Допустим, с Владимиром Николаевым у нас диалога не получилось, 47 мотоциклов на открытие сезона поставили на арестплощадку.
— Буквально на днях на Владивостокском автосалоне два вице-губернатора, глава Владивостока и его заместитель, а также несколько депутатов рассказали, что являются активными участниками байкерского движения — причем кто-то с детства. Помимо любимых мотоциклов, у каждого, как положено, свои прозвища. С приходом к власти краевого центра Мальборо что-то изменится?
— К открытию байкерского сезона мы не успели установить отношения с «мотоциклистами у власти». Хотя много лет нас поддерживал экс-депутат Думы Владивостока и мотоциклист Александр Юртаев — благодаря ему мы попали в первый раз на центральную площадь.
Я был знаком с Дарькиным и Николаевым и никогда не обращался к ним с просьбой поддержать байкерское движение, потому что придерживаюсь правила: «Не проси того, в чем тебе откажут».
Сейчас власти повернулись к нам лицом, есть ощущение, что взаимодействие будет хорошим. Давно ждал, когда во власти в городе и крае появятся люди, с которыми спокойно можно обсуждать проблемы байкерского движения в регионе. Надеюсь, этот момент настал. И если Веркеенко поедет с нами в колонне, и дороги перекроют (смеется), и все будет по закону.
— В связи с наличием среди байкеров чиновников будет ли улучшаться состояние дорог?
— Байкеры здесь ни при чем, оно и так становится лучше. Много лет назад, когда во Владивостоке дорог практически не было, я был в полной уверенности, что их приведут в порядок. Деваться некуда, невозможно развивать сотрудничество с АТР, если дорог не будет. В 2015 г. в честь 70-летия Победы мы проехали весь юго-запад России, Белоруссию, Ставрополье, Кавказ, Карелию, Крым, и нигде я не встретил плохих дорог.
— А возможно ли появление достойного отечественного мотоцикла?
— Не надеюсь на это. Каждый должен заниматься своим делом. Мы хорошо плавим металл и делаем неплохие КамАЗы. Японцы делают машины на 50 лет вперед, пускай этим и занимаются. Я бы мертвую лошадь в лице АвтоВАЗа перевел за границу. Нравится людям в Иране ездить на наших машинах — пускай там их и делают. Приморцев точно не перестроить. При любых пошлинах будут ездить на японских автомобилях и мотоциклах, потому что это техника достойного уровня. Но, вероятно, руководству страны виднее, как поступать.
Уровень престижа
— Современные мотоциклы — достаточно дорогое удовольствие и признак принадлежности как минимум к среднему классу. Кто такие члены клуба «Русские самураи»?
— Хороший мотоцикл (не говорю о велосипедах с моторчиком) — показатель определенного достатка. Вряд ли человек купит мотоцикл, а потом будет думать о квартире. В рваных носках на «мерседесах» не катаются. В общем, и за границей тоже так. Члены Legend Korea ездят только на Harley Davidson — понятно, это обеспеченные корейцы.
Члены нашего клуба занимаются разными делами. Кто-то — бизнесом, кто-то — Родину защищает. Есть в наших рядах даже командир батальона морской пехоты.
Что такое мотоцикл для занятого человека? Это хобби, с которым человек получает свободу от своих обязательств. Дорога, друзья впереди — вот что заманивает.
— Как люди становятся президентами мотоклубов?
— 15 лет отработал в охранных структурах. Начинал с «Зорро», куда пришел стажером, а закончил оперативным дежурным. Считаю важным для молодого человека, особенно не служившего в армии, полезным пройти эту школу. Чтобы знать, как можно стоять твердо на своем, быть при этом вежливым и коммуникабельным. Также мой трудовой путь связан с тем, что умею хорошо ездить на машинах. Работал водителем, возил ВИП-персон.
В настоящий момент занимаюсь творчеством, записываю рок-альбом, песни, которые были написаны мной в 90 годы.
— На что существует клуб, зарабатывает ли он деньги?
— Что касается «Русских самураев», то мы не ставим задачи зарабатывать при помощи клуба. Хотя такие предложения периодически поступают, мы их отвергаем. Когда речь идет о прибыли, о дружбе говорить сложно. Вступают в силу другие — финансовые — обязательства. Так что клуб существует на средства наших членов.
Вообще у мотоклубов разная политика. Есть клубы, ориентирующиеся на привлечение обеспеченных людей, там высокие вступительные взносы. Есть организации, которые стремятся к расширению, они открывают филиалы (чапты), активно рекрутируют. «Русские самураи» остерегаются иметь филиалы, у нас более «семейная» направленность.
— Проявляет себя в Приморье самый известный мотоклуб мира — «Ангелы ада»?
— «Ангелы ада» имеются, но они не участвуют ни в каких клубных мероприятиях. Потому что находятся под флагом другой страны — США. Мы — под флагом России. Прежде всего, байкер опирается на плечо соотечественника. Мы уважаем клубы всех стран, но родились и живем мы в России.
Константин ПИНАЕВ