2012-06-20T12:05:33+11:00 2012-06-20T12:05:33+11:00

Сергей Пушкарев: «Массы незаконных мигрантов могут стать большой проблемой для Приморья»

Узбеки или китайцы — c кем краю будет лучше?..

"Конкурент" |  «Массы незаконных мигрантов могут стать большой проблемой для Приморья»
"Конкурент"

Управление Федеральной миграционной службы по Приморскому краю отметило очередную годовщину работы. Задачи, стоящие перед УФМС сегодня, значительно разнятся с теми, которые нужно было решать в Приморье пару десятилетий назад. Корр. «К» побеседовал с его основателем и первым руководителем Сергеем Пушкаревым, возглавляющим ныне правление ПРОО «Миграция», о неоднозначности миграционных процессов, развивающихся в крае.

— Сергей Григорьевич, как изменилось миграционное поле Приморья за почти 20 лет вашей работы в нем?

— Необходимость создания Федеральной миграционной службы в 1992 году была обусловлена развалом Советского Союза, начавшимся парадом суверенитетов бывших республик СССР, военными конфликтами, а вместе с ним — массовым исходом русского населения оттуда. То есть тогда мигрантами, проблемы которых надо было решать, были прежде всего «наши». Им требовалась защита России, новая социализация, условия для нормальной жизни и работы. Основным законом, на исполнение которого была направлена практически вся деятельность ФМС России и ее территориальных подразделений, был Федеральный закон «О вынужденных переселенцах». На прием и обустройство возвращавшихся на историческую родину далеко не по своей воле людей тогда выделялись значительные средства.

С течением лет миграционные потоки, хотя и текут по тому же руслу, приобрели совершенно другой характер. Теперь мигранты, которыми надо плотно заниматься, — граждане СНГ, едущие на заработки в разные регионы Российской Федерации, в том числе и в Приморье, граждане дальнего зарубежья. Поменялось многое и на законодательном уровне в миграционной политике РФ.

Амнистию мигрантам!

— Многие работающие в строительстве — нелегалы...

— Прежде всего надо четко определиться с выражениями и разделять понятия «нелегал» и «незаконный мигрант». Первый — это тот, кто въехал в нашу страну по подложным документам либо как-то еще изначально противозаконным путем. На о. Русской же резко обозначается теперь проблема с незаконными мигрантами. То есть людьми, которые пересекли границу без каких-либо правонарушений, но уже здесь по истечении отведенного им времени стали вне закона. В большинстве своем — это заложники ситуации, несовершенного законодательства и нечистых на руку дельцов.
 
Так вот, массы незаконных мигрантов, большинство которых «СНГ-шники», могут стать большой проблемой для Приморья, особенно в социально-криминальном смысле. Если их начать наказывать, штрафовать, они просто начнут уходить в «тень», не желая жертвовать кровно заработанное на оплату штрафов. Так могут надолго задержаться здесь многие неучтенные, предоставленные сами себе иностранцы. Со всеми вытекающими последствиями. Необходимость принятия решения на федеральном уровне о проведении миграционной амнистии, или, как предлагают назвать эту процедуру, регуляризации, назрела уже давно. В конце концов, должны же мы знать, сколько на территории России находится иностранных граждан и кто они? Называются всевозможные немыслимые цифры от трех до десяти миллионов. И не зная истинной картины, трудно их опровергнуть. Кстати, в Испании в 2005 году решили проблему незаконных мигрантов как раз таким способом и очень удачно.

Собственно, наше предложение о «зеленом коридоре» для мигрантов-«возвращенцев» нашло поддержку в УМВД по Приморскому краю. Посмотрим, как все пойдет на деле.

— С другой стороны, если все среднеазиатские мигранты останутся, приморский строительный бизнес будет иметь возможность пользоваться рабочей силой пусть не вполне законной, зато дешевой.

— Закон есть закон! А идеальный вариант, если бы подрядные компании приняли активное участие в организационных вопросах и заявили бы мигрантам: мол, ребята, выезжайте ради соблюдения закона, но целенаправленно возвращайтесь — мы дадим вам по возвращении рабочие места и обеспечим вашу легальность здесь. Но кто сегодня сделает такое заявление со всей ответственностью, кто явится организующим бизнес-звеном? Нужна система оргнабора, а ее нет, сколько бы мы о ней ни говорили. Видимо, в мутной воде рыбу ловить лучше.

Кто без визы к нам придет...

— Узбеки, киргизы и другие братья по СССР — неужели единственное решение приморских проблем с трудовыми ресурсами?

— В общем да, если говорить о жилищно-коммунальном хозяйстве, нуждающемся в низкоквалифицированном труде. Но миграция — весьма стихийный процесс, который невозможно регулировать на любых уровнях, пока между Россией и странами СНГ существует безвизовый режим въезда. Нас неправильно поймут, если мы введем визы для «союзников» — это рискованно во внешнеполитическом смысле. Однако с точки зрения экономической и социальной целесообразности для нас было бы безопаснее и удобнее контролировать мигрантов из бывших союзных республик если не посредством виз, то по крайней мере за счет въезда по приглашениям работодателей. Ведь в конечном счете свобода въезда и передвижения, подаренная Россией братьям по СССР, играет против них самих. По закону каждый въехавший должен зарегистрироваться в недельный срок и в сжатые же сроки найти работодателя. Но не каждому это удается. Предоставленным сами себе, без работы, без жилья, без элементарно нормальных условий существования — им остается только одно ради выживания: идти в криминал. Тем не менее количество таких въезжающих растет неуклонно и бесконтрольно.

Но взять тех же китайцев и корейцев, которые так же прибывают в Приморье на заработки. Они, получая российскую визу, регламентированно въезжают и выезжают, их количество в крае под контролем, оно стабильно. Вообще я сторонник того, чтобы давать больше возможностей местному бизнесу привлекать рабочую силу именно из сопредельных с нами государств, а не из стран СНГ. С гражданами соседских стран у нас здесь вообще нет особых проблем.

— Многие как раз боятся Китая, который, войдя на территорию Приморья трудовыми миграционными рядами, запросто подвинет в свою пользу госграницы. Однако с тем же Узбекистаном мы не граничим, так что геополитической угрозы он для нас не представляет, в отличие от непосредственного соседа. 

— Лично я не боюсь никакой «китайской угрозы», это политический миф, раздуваемый некоторыми СМИ. Приморью можно было бы многого добиться и процветать экономически, будь у нас продуманная система взаимодействия с Китаем. Надо пользоваться таким выгодным соседством, а не руководствоваться страхом!

— Часто озвучивается главный аргумент в пользу трудовых мигрантов из Средней Азии: они наиболее близки к нам исторически, ментально, поэтому легче прочих могут интегрироваться и адаптироваться. Разве не так?

— В настоящее время с этим уже нельзя согласиться. Миграция очень помолодела. За два десятилетия выросло новое поколение в республиках Средней Азии, не имеющее никакого с нами общего советского прошлого, не говорящее на русском языке, не стремящееся, помимо заработка, ни к какой интеграции и адаптации. Так что в культурно-ментальном смысле нет преимуществ у выходцев из Средней Азии перед нашими дальневосточными соседями.

А вот с китайцами и корейцами у Приморья действительно есть исторический опыт взаимодействия и взаимовыгодного сосуществования. Узбеки, киргизы или таджики — более неведомы и непонятны для нас.

В отличие от трудовых мигрантов из Поднебесной или КНДР, из Средней Азии прибывают сюда целыми семьями, все больше рожают здесь детей, чаще всего — неучтенных нашими учреждениями. Как следует из отчетов роддомов, счет идет на сотни в год. Бывают случаи, когда эти роженицы даже бросают малышей в роддомах. При этом родовспоможение оказывается за счет нашего налогоплательщика, в режиме экстренной медпомощи, без какого-либо полиса. Медицинское страхование — ненужное бремя для многих незаконных и нелегальных мигрантов.

Впрочем, пусть рожают, в этом в принципе нет ничего противозаконного изначально. Но тогда и власти, совместно с институтами гражданского общества, должны постараться максимально выполнить условия миграционной концепции, уже утвержденной президентом России.

— В чем суть концепции?

— С одной стороны, там четко обусловлены и прорисованы схемы ужесточения режима въезда и наказаний за нарушение российского миграционного законодательства, с другой — проработана методика повышения миграционной привлекательности нашей страны. Для начала, согласно концепции, должны быть созданы адаптационные центры для мигрантов, где те могли бы проживать первое время, обучаться русскому языку, знакомиться с законами, осваивать нашу культурную среду.

Хотя мы ведем об этом разговор в Приморье уже много лет, но подвижек нет. И вопрос не в том, что местные власти все никак не могут выделить землю под строительство такого центра, а в том, что они не видят в этом проблемы. А без этого и местные деловые круги, хоть и заинтересованы в трудовых ресурсах, но не озабочены пока инвестициями в подобный проект и разработкой схем окупаемости. Хотя обучение и проживание мигрантов в адаптационном центре, предоставление других необходимых мигрантам услуг должно быть платным (платить должны либо сами мигранты, либо их работодатели) и, в идеале, выгодным для тех, кто вложится в создание центра.

Ольга ШИПИЛОВА
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ