2012-04-11T12:47:14+11:00 2012-04-11T12:47:14+11:00

Шанталь Пинель: «В архитектуре прерогативой сейчас пользуются энергосберегающие технологии»

Владивосток глазами французского архитектора

Егор Баталов |  «В архитектуре прерогативой сейчас пользуются энергосберегающие технологии»
Егор Баталов
Анкета
Шанталь Пинель, директор Chantal Pinel Consultante. 
Начала карьеру архитектора в 1986 г.
Занималась разработкой и строительством крупных и комплексных проектов, требующих высокой степени точности. В списке основных реализованных проектов Пинель значатся: стадион «Велодром» (г. Марсель), стадион для Мирового кубка (г. Сеул), архитектурное планирование центрального района Парижа (кинотеатры, гостиницы, офисы, магазины и торговые центры), университет Святого Мартина (г. Париж), музей Лувра (архитектор галереи Carrousel, зала показа Моды, холла Чарльза V, автопарковки). В 2010 г. создала собственную компанию Chantal Pinel Consultante.
В Приморском крае будет взаимодействовать с рабочей группой ДВФУ, которая разрабатывает систему навигации и дизайна интерьеров в новом кампусе университета на о. Русский.

Шанталь Пинель, известный французский архитектор, посетившая на прошлой неделе краевой центр по приглашению ДВФУ, в интервью «К» объяснила, почему местным зодчим еще учиться и учиться.

— Шанталь, сформулируйте основную идею современной французской архитектуры.

— Как экономики нескольких регионов интегрируются в единое пространство, так и архитектура приобрела глобальные черты. Теперь во главу угла ставится долгосрочность проекта, в связи с этим рассчитывается его пространственная ориентация и устойчивость в окружающей среде. Подобная цель позволяет участвовать в разработке проектов множеству сторон одновременно: заказчику, генеральному подрядчику, архитектору. Причем подключаться к процессу они могут на каждом этапе, и не факт, что все будут из одной страны.

Если говорить с точки зрения архитектурной составляющей, то прерогативой сейчас пользуются энергосберегающие технологии. Функциональный подход позволяет учитывать климатические особенности той или иной местности. От того, как располагается объект, зависит его ориентирование. Если фасад здания, например, выходит на юг или север, то лучше не делать его полностью застекленным. Иначе придется создавать особую систему кондиционирования или отопления.

Вообще, первый принцип сохранения энергии — это не создавать потребность в ее расходовании. Снаружи здания надо закрывать таким образом, чтобы термические свойства сохранялись, а расходы на энергию не требовали огромных затрат. Также большую популярность приобрели технологии, позволяющие использовать дождевые воды. Причем не только в малоэтажном строительстве, но и в многоэтажном. Общение с природой — один из самых важных принципов современной архитектуры.

— К архитектуре перестали относиться как к искусству?

— Нет, не совсем так. Просто перечисленные мною критерии прочно вошли в архитектуру, и без них сегодня невозможна реализация проектов. Что касается внешнего вида объектов, то он остается одним из важнейших элементов архитектуры. А вообще, сочетание функционального и красивого рождает много интересного. Вот сейчас заканчивается строительство стадиона в Гавре. Это будет первое спортивное сооружение в мире, вокруг которого создан специальный прозрачный каркас с положительной энергией. Еще в качестве примера могу привести музей в Ницце: проектировщики сделали его похожим на паука, что придает объекту, с одной стороны, объемность и нестандартность, а с другой — здание полностью сохраняет термические свойства.

— Вы во Владивостоке уже несколько дней, увидели ли здесь отражения современных тенденций?

— К сожалению, нет. Здесь происходят архитектурные движения определенного рода, но к современным я не могу их отнести. Но учитывая, что Владивосток должен стать воротами России в АТР, этого приобщения не избежать. Только понадобится время, а еще — эволюция местных архитекторов, градостроителей, урбанистов.

— В России архитектура является падчерицей строительного рынка. Заказчику архитектор необходим, чтобы диктовать ему условия. Трудно ждать какой-то эволюции.

— Наверное, это особая ситуация. В мире обычно архитектор — это независимая фигура в строительстве. Архитектор сначала создает проект, продумывает все элементы объекта и вписывает его в окружающее пространство. И только после этого появляется генеральный подрядчик, способный перенести созданное на бумаге в реальность.

Я успела побеседовать со студентами архитектурного института, и мне объяснили, как в России архитектор зависим от заказчика. Чтобы изменить ситуацию, архитектор должен научиться говорить «да, но...», а иногда и вовсе «нет». Он должен отстаивать свою точку зрения.

Во Франции архитектор учитывает пожелания заказчика, но в рамках диалога, когда проектировщик убеждает, доказывает необходимость того или иного элемента, достигается компромисс. В России проблема часто кроется в том, что заказчик и строительная компания являются одним и тем же лицом. Это не совсем правильно. Заказчик — инвестор, он выделяет деньги. Строительная же компания должна заходить на объект после проведения тендера, которые проводятся как на государственном уровне, так и на частном.

— Система госзаказа в России тоже особенная.

— Наслышана и об этом... Думаю, рано или поздно ситуация изменится. Тенденции уже есть. Например, для разработки проекта «Большая Москва» сейчас приглашаются иностранные компании, в т.ч. и три французских архитектурных бюро. Это не тендер, а конкурс идей. Однако положительность момента нельзя преуменьшать, во всяком случае, первый шаг сделан. Возможно, и Владивосток дойдет до этого.

— По-вашему, по какому архитектурному пути следует идти Владивостоку?

— Архитектурный стиль эволюционирует со временем. Во Владивостоке видна история, заметно, как архитектурные стили менялись. Самое главное — уметь сохранять культурное наследие и по возможности интегрировать в этот облик какие-то новые формы. Чтобы они не являлись чужеродными, необходимо развивать систему градостроительного совета.

В таких городах, как Париж или Берлин, разрешение на строительство компании получают только после того, как были учтены все критерии градостроительных советов по высоте или облику. Даже если и есть какие-то строительные ограничения, архитектор должен быть достаточно оригинальным, чтобы обойти их. Естественно, в рамках закона. Кроме того, что такое архитектура? Это способ организации пространства, благоприятный для человека. Современные подходы к зодчеству ориентированы на человека, на улучшение его жизненных условий. У меня была возможность познакомиться с некоторыми проектами студентов из Приморского края, к сожалению, могу констатировать, что у них не всегда получается гармонично вписывать объекты в пространство. И это еще одна проблема.

Архитектурные требования не стоят на месте. Чтобы не отстать, надо вовремя подстраиваться под тенденции, так сказать, эволюционировать.

Егор БАТАЛОВ

 

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ